Практическое занятие № 3.




Тема: Судебная речь как процесс

А. Вопросы для обсуждения.

1. Характеристики судебной речи

2. Особенности обвинительной речи.

3. Особенности защитительной речи.

4. Особенности реплики.

5. Вопросно-ответная форма в процессе судопроизводства.

6. Характеристика судебной аудитории

7. Этика судебного оратора.

8. Этапы подготовки к выступлению в судебных прениях.

Б. Практические задания.

1. На основе анализа судебных речей (по выбору: как реально слышанных в судебных заседаниях, так и опубликованных в соответствующих пособиях) подготовьте выступление (3-5 минут) на тему: «Целевая установка судебной речи», в котором ответьте на вопросы: 1. С чего начинается успех судебного выступления? 2. Можно ли построить и произнести убедительную речь, не определив её целевой установки? 3. Чем определяется целевая установка?

2. Прочитайте речь Н.П.Кана по делу Далмацкого и речь О.В.Дервиза в защиту Васильевой, посмотрите, как определяется целевая установка каждой речи; подумайте, как проявляется в них черты судебной речи; способствуют ли речи формированию убеждения судей, оказывают ли воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда граждан. Проследите, как проявляется в них качества воздействующей речи, покажите богатство речи ораторов. (Обе речи помещены в книге Н.Н.Ивакиной).

ЛИТЕРАТУРА

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Р/Д, 2002.

Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов). – М., 1999.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004.

Риторика для юристов: основы судебного красноречия. – Р/Д, 2008.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

 

Практическое занятие № 4.

Тема: Искусство спора.

А. Вопросы для обсуждения.

1. Из истории спора.

2. Спор, диспут, дискуссия, полемика - сходство и отличие.

3. Содержание спора.

4. Полемические приёмы.

5. Виды спора.

6. Убеждение собеседника.

7. Уловки в споре

II. Практические задания.

1. Подберите 15 пословиц о споре таким образом, чтобы в них отразились различные стороны спора.

2. Проанализируйте рассказ В.М.Шукшина “Срезал” с позиций ведения спора.

3. Приведите известные вам случаи споров из судебной практики.

ЛИТЕРАТУРА

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Р/Д, 2002.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

Михальская Н.П. Мысль и слово. – М., 1996.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. – М., 2004.

Риторика. – Минск, 2000.

Сергеич П. Искусство речи на суде. – Тула, 1998.

Шейнов В.П. Риторика. – Минск, 2000.

 

Практическое занятие № 5.

Тема: Речевая агрессия. Лингвистическая экспертиза

А. Вопросы для обсуждения.

1. Понятие речевой агрессии.

2. Важнейшие формы речевой агрессии.

3. Ситуации речевой агрессии.

4. Понятие о конфликте.

5. Предмет лингвистической экспертизы.

6. Понятие «нормы» в лингвистической экспертизе.

7. Умение постановки вопросов к лингвистической экспертизе.

8. Суждения и мнения.

Б. Практические задания.

1. Проанализируйте реальные случаи проявления речевой агрессии (из жизни, из художественной литературы, из СМИ).

2. Проанализируйте материалы лингвистической экспертизы «Экстремизм» (прилагается).

3. Проанализируйте материалы экспертизы статьи А.Боброва «Листопадник: Удушение родного» (Цена слова – М., 2002, с.35-39).

4. Поставьте вопросы для экспертизы предложенного текста (задание выполняется в аудитории).

ЛИТЕРАТУРА

Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. – М., 2007.

Михальская А.К. Русский Сократ. – М., 1996.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

Цена слова. – М., 2002.

 

Практическое занятие № 6.

Тема: Судебная журналистика. Журналистское расследование

А. Вопросы для обсуждения

1. Общее понятие о журналистском расследовании.

2. Особенности журналистского исследования-расследования

3. Факты и версии.

4. Виднейшие представители судебной журналистики России и СССР.

Б. Практические задания.

1. Проанализируйте (по выбору) одно из журналистских расследований (из центральной или местной прессы).

2. Подготовьте сообщение об одном из судебных журналистов (по выбору).

3. Подготовьте сообщение об одном из «журналистов-расследователей).

ЛИТЕРАТУРА

Ваксберг А. Царица доказательств. – М., 1992.

Константинов И. Журналистское расследование. – М., 1999.

Судебная журналистика и судебная риторика. – Орёл, 2008.

 

 

Практическое занятие № 7.

Тема: Техника речи

1. Читайте текст, стараясь экономно распределять выдох. Дыхание добирайте только в конце строчки.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Твёрдо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханья и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции чёткой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.

Выдох веди экономно – с расчётом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, медленность, плавность –

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

2. Прочитайте стихотворение В.Я.Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; обратите внимание на свою дикцию, дыхание, интонацию.

БУРЯ С БЕРЕГА

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые

Заметались, затерялись в океане корабли.

С неудерживаемостью перебрасываемые

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете ли не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

3. Читайте стихотворение вслух, постепенно понижая голос, «дирижируйте» при этом руками. Последние шесть строк должны звучать в грудном регистре (последнюю строку попробуйте «поднять» до исходного – нормального – голоса).

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Сейчас начну я опускаться.

Мой голос будет отражаться

И в резонаторе грудном

И непременно в головном.

Всё

ниже

опускаюсь!

Ниже!

А дно морское ближе…

ближе…

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко,

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать «аквалангистом».

 

4. Медленно, отчётливо выговаривая каждый звук, прочитайте скороговорки; затем повторите несколько раз, убыстряя темп речи.

 

Инцидент с интендантом

Дробью по перепелам да по тетеревам

Расскажи мне про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Тётя чуть чего – Тютчева читает.

На дворе трава, на траве дрова. Поруби дрова на траве двора.

Стоит поп на копне, колпак - на попе, копна – под попом, поп – под колпаком.

 

5. Читайте текст сначала медленно, а затем убыстряйте темп речи.

Три круга

 

Темп речи убыстрять учусь,

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в первый круг пустился я,

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко,

Я говорю слова легко

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь второй,

Ускорился темп речи мой,

Всё собранней, короче слово,

Точна предельна мысль моя,

А интонация готова

Всё выразить, что вижу я.

Вот третий круг ещё быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова строчат из пулемёта:

«Тра-та-та-та!» Язык намётан,

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался – есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своём отстал.

6. Подготовить и выразительно прочитать рассказ о случае из собственной жизни (3-5 минут).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: