Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике. 12 глава




Александр Юрин: Это все равно, что говорить, что хирург, под ножом которого умер пациент, подрывает веру в медицину. Но все равно люди будут ходить учиться. Журналистика – это такая штука, и мы об этом говорили, постоянно в движении, и такая встряска, она полезна организму.

Елена Патан: Понятно, что в 90-е годы наше общество пережило шок. Какой шок? Общество безгранично доверяло телевидению. В 80-е годы это рентгеновская цензура, когда за месяц сдавали сценарии. Потом его все читали. И было доверие. Раз по телевидению сказали, значит, правда. И потом в 90-е годы общество получает такую оплеуху. И выясняется, что с экранов можно врать, можно обслуживать политические интересы. Потом наложилось разочарование в политиках, которые по телевизору трендели, врали. Не надо сильно влюбляться, чтобы сильно разочаровываться. Уже нет безграничной веры. Если раньше говорили, что в июле пойдет снег, все верили. Сейчас такого нет.

Ведущая: Что важнее в таком случае – рейтинги или моральная составляющая?

Наталья Фомина: Опять смотря для каких программ. Если мы говорим про новостные, если там будут допускаться какие-то неточности или ошибки, то, естественно, подорвется доверие. Если человек несколько раз включит новости, а там будет не совсем корректная информация, то он предпочтет совершенно другой источник информации. Ее можно подать совершенно по-разному.

Ведущая: То есть ангажированность телевидения – это нормально?

Елена Патан: Что значит «ангажированность»? Для ВВС это не нормально, для «России» – это нормально. У нас сейчас такие обстоятельства. Если мы хотим работать в других обстоятельствах, то мы должны эмигрировать. У нас сейчас так. У нас либо СМИ государственные, либо частные, которые не хотят ссориться с областью или городом. Все понятно! А говорить: рейтинги или мораль, – если вы будете каждый день приходить на летучку к начальству и вам будут приносить рейтинги и распечатки, в которых вы опустились на десятую долю. Почему вы опустились? Что такое? Когда рейтинги становятся кнутом для журналиста и редакции, то нужно их повышать.

Александр Юрин: Мы сейчас говорим, что восприятие информации становится иным. Если раньше одна ошибка диктора могла привести к его увольнению, то сейчас, ну соврал в эфире, ну и что? К этому снисходительно относятся как по ту сторону экрана, как по эту. Люди так легко врут, так легко эту ложь воспринимают.

Ведущая: Спасибо вам за ответы. Мы подходим к концу. В нашей программе мы выяснили, что журналист – это не только любознательный человек, это профессионал, у которого есть как положительные, так и отрицательные качества. Сейчас мы узнаем, что за человек скрывается здесь, но сначала попросим наше бюро подвести итоги.

Информационное бюро: По традиции мы должны ему добавить положительные и отрицательные качества, но сначала мне хотелось бы сказать. Мне понравился ваш комментарий, Александр, что ток-шоу прошло бы на «пятерку», если бы произошло что-то. Я с вами полностью согласна. И сейчас начну немного оправдывать наше ток-шоу. В чем ответственность журналиста, в чем главный вывод? Не цепляться за эти кадры, которые мы показали, а работать в каком-то формате. У нас сегодня формат образовательного ток-шоу, которое, если получится, послужит хорошим пособием нашим студентам. Я надеюсь, что в плане образовательного ток-шоу мы справились со своей задачей. Ну, а теперь давайте разберемся с нашим героем. Мы выделили такие положительные качества в рамках этого блока:

- беспристрастность;

- внутренняя мотивация;

- морально-нравственная позиция;

- честность и порядочность;

- ценностная ориентация.

К недостаткам мы отнесли:

- манипулирование;

- бестактность;

- бесцеремонность;

- нарушение правовых норм и этики;

- неуважение к людям.

Наталья Фомина: Есть такой американский ведущий Лари Кинг. Правда, сейчас он ушел с экрана, попрощался со своей деятельностью. Его шоу выходило очень долго.

Видеовставка: заставка шоу Лари Кинга

Наталья Фомина: По опросам американцев, ненавидели Кинга 70%! 70!!!! И любили 30! А смотрели все 100!

Информационное бюро: Есть ограничения, что мы можем говорить человеку и что может унизить его достоинство. Нельзя его оскорблять и говорить, что ты никто и ничто.

Александр Юрин: Не, не, не. Он оценивал его работу. Почему не сказать, что она говно? Это не о режиссере.

Информационное бюро: Если ему не понравилось, это может сказать зритель, а другое дело, когда это говорит ведущий.

Александр Юрин: У Гордона была одна единственная задача – обеспечить смотрибельность своей передачи. И он справился с ней таким образом.

Ведущая: Давайте выясним, кого выделили лучшим журналистом наши студенты.

Информационное бюро: В ходе опроса мы выяснили, что наибольшей популярностью пользуются Мамонтов, Зейналова, Парфенов, Познер, Пивоваров, Лошак.

Александр Юрин: То, что вы назвали, это общепризнанное мнение и ничего нового тут нет. То, что делает Мамонтов сегодня – это неприлично! С остальным списком я согласен!

Ведущая: Кто для вас идеальный журналист? На кого вы бы могли ориентироваться?

Александр Юрин: Да не существует идеального журналиста!

Елена Патан: Я приведу пример. Девочка – выпускница ЮУрГУ, Наташа Пастухова, работает в новостях. Для меня она идеальный журналист. Потому что человек из любой темы способен сделать сюжет, который будет интересен. Она соберет информацию, и в Интернете пороет, и графику закажет, сама всем позвонит. И человек делает настоящую «конфетку». Вам далеко ходить не надо. Посмотрите сюжеты Наташи Пастуховой.

Наталья Фомина: А мне нравятся репортажи Тао. Маньяки, убийцы, но ты, когда его слушаешь, как поэму читаешь «Москва-Петушки». У него такой словарный запас, он так пишет, что закачаешься.

Ведущая: Продолжим с выявлением нашего профессионального журналиста.

Информационное бюро: Но прежде чем мы выясним, кто же там прячется, скажем немного о нем, может, вы догадаетесь сразу. Родился этот человек в городе Череповец, в Вологодской области, в 82 году окончил факультет журналистики Ленинградского университета имени Жданова. Сегодня российский журналист, телеведущий, автор многих телевизионных проектов, работал продюсером НТВ, является автором многих документальных фильмов. Вот как о нем говорят его коллеги о цеху: «Он остается автором в буквальном смысле слова. В отличие от многих телезвезд сам конструирует сценарии своих текстов. Идеи сотрудников подчиняет одному замыслу. Он приближает своих героев, свой образ на себя».

Ведущая: Может быть, кто-то догадался, о ком идет речь?

Все: Может быть, Парфенов?!

Ведущая: Может быть, сейчас мы узнаем. Разворачивай. Мы назвали десятки лучших журналистов судя по опросам наших студентов, но мы выбрали именно его, потому что он не только медийное лицо, он приезжал в наш университет, многие были на его мастер-классах. Он должен быть примером, судя по нашей программе, для наших журналистов.

Синхрон: Леонид Парфенов: Что касается университета, то он произвел впечатление такого стремления людей, которые хотят что-то делать, чего-то добиваться. И в этом смысле это очень приятный симптом.

Ведущая: Мы сегодня много разговаривали о журналистике в целом и в конце хотелось привести высказывание Нины Витальевны Зверевой о том, что в нашей профессии нельзя казаться, надо быть. Быть профессионалом, а не пытаться играть в него. Собственно, на этом мы заканчиваем нашу программу. Спасибо всем, кто сегодня здесь присутствовал, и особое спасибо нашим экспертам. Всего доброго! До свидания!

Титры

 

4.3.Методические рекомендации по разработке и осуществлению творческой части коллективной выпускной
квалификационной работы

Журналист всегда, в конечном счете, отвечает за качество всех компонентов задуманного им произведения, в том числе и телепередачи. И чтобы умело и грамотно руководить творческой группой, общаться с ее членами на одном языке, журналисту необходимо знать многое из того, что составляет профессиональные секреты каждой из смежных специальностей, понимать, какие возможности заключены в каждом из технологических аспектов, свободно владеть терминологией. А самое главное – опираться на эти знания на начальном этапе создания телепередачи – при разработке сценария.

I. Этапы создания телепередачи

Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происходит обмен творческими идеями.

«Различие творческих индивидуальностей, позиций, подходов неизбежно. И не надо бояться этого, ибо из несовпадения мнений и подходов, как правило, рождаются интересные творческие решения, нестандартные оригинальные произведения» [35, с. 166].

Работая над телепередачей, творческий коллектив всегда решает главные функциональные задачи:

– оперативный отклик на событие;

– способность запечатлеть его, где и в каких бы условиях оно ни происходило;

– умение передать событие в его естественном течении, «без грима»;

– готовность подчинить всю палитру используемых средств воплощению правды самой жизни.

Успешному решению этих задач способствует осознание каждым членом съемочной группы своей творческой роли и определение меры своего авторско-индивидуального участия в создании передачи на каждом ее этапе.

Написанный журналистом сценарий как литературная запись будущего экранного произведения:

– обсуждается с режиссером, оператором, звукорежиссером, художником;

– разрабатывается общая концепция пластического и звукового образа создаваемой передачи;

– на основании режиссерского сценария определяется композиционная структура;

– определяются роли и места действия каждого участника передачи, проводится предварительная работа с ведущим;

– подбирается необходимый изобразительный материал;

– предварительный (досъемочный) монтаж передачи проводится на съемочной площадке, определяется расстановка осветительных приборов, телекамер, окончательно утверждаются художественное оформление и элементы интерьера.

В этот подготовительный период над передачей работает вся творческая группа.

В съемочный период на передовые позиции выходит телевизионный оператор. Именно от него зависит конечный результат усилий всего творческого коллектива – создателя передачи, именно его глазами видит телезритель все происходящее на экране.

Творческий характер профессии телеоператора проявляется в том, что он:

– работает на съемках под руководством режиссера, в тесном контакте с автором передачи, выступает как журналист, хорошо понимающий необходимость выразить авторскую идею с помощью видеоряда;

– в создании зрительного ряда проявляет свое видение снимаемого материала;

– демонстрирует владение культурой живописи;

– владея всем арсеналом технических средств, создает «картинку», эмоционально окрашенную и богатую смыслом.

Завершающий этап создания телепередачи – монтаж. Его главные исполнители – режиссер, журналист и монтажер.

Задачи монтажа:

– творческое соединение всех компонентов телевизионной образности (изображения, слова, звука) в такой ритмический ряд, где все смысловые сцепления совпадают со зрительными;

– исключение «отрицательных монтажных эффектов», которые могут стать причиной нежелательного, не соответствующего авторскому замыслу воздействия на зрительскую аудиторию.

II. Особенности коллективного творческого труда

Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача – результат усилий съемочной группы, в которую входят люди разных профессий, вносящие свою лепту в создание экранного произведения. Их объединяют общие задачи и представления о профессиональном долге, сходные убеждения и интересы.

Структурообразующей основой такого творческого коллектива является групповое сознание, отражающее структуру сознания каждого отдельного члена съемочной группы, способы его участия в достижении поставленной цели, в выработке особенного профессионального «почерка», присущего коллективу единомышленников.

Элементы группового профессионального сознания:

– знания как наиболее живая и подвижная часть творческого потенциала, постоянно находящаяся в процессе обновления и реализации; выделяются три основные подгруппы:

· эмпирические, основанные на чувственном и мыслительном опыте;

· теоретические, являющиеся результатом изучения и познания общих тенденций журналистской деятельности;

· профессиональные, приобретаемые по мере постижения «секретов» профессии, осмысления индивидуального и коллективного опыта;

– мир ценностей как сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания; ценностные ориентации тележурналиста, которые:

· формируются во взаимодействии с другими членами творческой группы;

· становятся элементами саморегуляции поведения;

· определяют направленность воли, внимания и интеллекта;

· интегрируются, образуя мировоззренческую сторону группового сознания;

· выражаются в стремлении к свободе и справедливости, к истине и добру;

– традиции, отражающие устойчивые, закрепленные в действиях и поступках отношения, возникающие на основе взаимодействия людей; традиции проявляются в специфических формах обмена опытом и способностями; к традициям относятся:

· внутригрупповые взаимоотношения;

· идеи и нормы межличностных взаимодействий;

· индивидуальные качества членов коллектива;

· обеспечение стойкости к изменчивым и развивающимся взаимоотношениям;

· сохранение и передача социального опыта.

Социальные нормы, ценности и традиции непосредственно влияют на характер и содержание коллективной работы журналистов. Они представляют реальный механизм регламентирования многообразных редакционных отношений.

На основе группового профессионального сознания осуществляются функции общения в процессе творческого труда:

– организация совместной деятельности людей (согласование об объединении усилий для достижения общего результата);

– формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

– познание людьми друг друга.

Определение каждым участником создания передачи своего места в творческой группе – это процесс осознания им «своей позиции в системе групповых взаимоотношений. На этом этапе происходит сознательный межличностный выбор, формируются избирательные связи с коллегами, устанавливаются различного рода деловые и неформальные контакты… Межличностные связи формируются на основе деятельности, общения и психологического отражения» [14, с. 28].

В конечном итоге общность идейных взглядов, моральные качества сотрудников, критичность по отношению к себе и терпимость к окружающим, полное доверие друг другу обеспечивают успех совместной деятельности.

К сожалению, порой иные тележурналисты все огрехи своей профессиональной работы перекладывают на проблемы творческой съемочной группы.

По этому поводу – несколько советов:

– в одиночку журналист ничего не сделает, надо прислушиваться к мнению коллег;

– успех передачи – заслуга всей команды;

– каждый человек в съемочной группе имеет право на амбиции и на участие в творчестве;

– критика гораздо полезнее, если она конструктивна и направлена на успех.

Пока журналист не научится не на словах, а на деле уважать всех членов коллектива, успеха не будет [14, с. 67].

 

Профессиональная ответственность

В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы – это основной механизм координации, упорядочения и поддержания многообразных отношений людей в процессе их совместной деятельности.

В функциональной группе действуют:

– профессиональные нормы (регламентируют творческую деятельность всех членов коллектива, работающих над передачей);

– правовые нормы (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности);

– этические нормы (направлены на нравственную регуляцию взаимоотношений с коллегами).

Для выработки и закрепления профессиональных норм в журналистике существуют должностные инструкции и правила; правовые нормы регламентируют работу творческого коллектива на основе принятых в обществе законов; этические нормы являются критерием нравственности журналистики.

Телевидение – особая сфера человеческой деятельности, где соблюдение или нарушение профессиональных норм постоянно демонстрируется перед всем населением страны, в каждой телевизионной передаче. К тележурналистам предъявляются и самые высокие требования, особенно к нравственным основам их деятельности.

По утверждению Я. Н. Засурского, «…журналист добровольно идет на какие-то ограничения, связанные с определенными этическими нормами. Речь идет о чувстве ответственности, связанном с этическими кодексами, журналистской этикой: скажем, вмешательство в частную жизнь и другие моменты, которые имеются ввиду, когда журналист, может быть, даже имеет право по закону сделать какое-то сообщение, но ограничивает себя потому, что это противоречит определенным этическим нормам» [24, с. 67].

О чем бы ни рассказывалось в телепередаче: экономике, спорте, образовании, экологии – автор всегда вторгается в жизнь людей. И ответственность телевидения перед обществом – важная социальная проблема сегодняшней тележурналистики.

Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения тележурналистов предусматривают:

– обязанности: давать информацию, служить ареной свободного обмена мнениями, насыщать телеэфир материалами, несущими разные варианты знаний, норм и ценностей, стимулировать нравственные и духовные искания людей: основной нравственный принцип – «не навреди!»;

– соотношение свободы и ответственности: абсолютная свобода – возможность выкрикнуть, что король голый, а подлинная ответственная свобода слова – возможность сказать об этом самому королю до того, как он выйдет к людям;

– уровни ответственности: перед обществом, перед аудиторией зрителей, перед участниками передач, перед сообществом журналистов, перед телекомпанией, перед собой;

– серьезные профессиональные нарушения: плагиат, умышленное искажение фактов, клевета, оскорбление, необоснованное обвинение, получение взятки в любой форме за публикацию (или не публикацию) того или иного материала, исчезновение из повседневной телевизионной практики представлений о приличиях, об этике.

Основные этические нормативы:

– изображение на экране всех событий, включая криминальные или отражающие частную жизнь людей, только с соблюдением этических норм;

– высокая культура речи;

– интеллигентная манера поведения в кадре телеведущих и других участников передач;

– корректность политической пропаганды;

– недопустимость выхода в эфир передач, не обладающих художественными достоинствами, повышение уровня редакторской работы.

Освоение профессионально-этических представлений журналистского содружества – важнейшие моменты профессионального становления.

Личная нравственность тележурналиста – стержень не только профессии, но и всего телевидения. Личная ответственность возрастает в связи с персонифицированным характером сообщаемой с экрана информации.

III. Ток-шоу – как телевизионный жанр

Ток-шоу – это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью.

Жанроформирующие элементы:

Предмет обсуждения – актуальная проблема, отражающая жизненные реалии и представляющая общественный интерес.

Авторская задача – оценка предмета, выявление причинно-следственных связей, поиск решения обсуждаемой проблемы.

Методы – организация живого диалога с собеседниками в рамках «синхронной реальности», когда мысли, слова, действия рождаются на глазах у зрителей.

Название жанра произошло от английского talk-show (разговорное представление). Как правило, передачи в жанре ток-шоу выдвигают на первый план обсуждение какой-то проблемы, развлекательные цели становятся при этом второстепенными. В связи с поставленной задачей передача должна содержать достаточное количество информации для освещения проблемы, а способы этого освещения могут варьироваться в зависимости от индивидуального стиля программы.

Для российского телевидения жанр новый – калька западных передач.

Задачи ток-шоу:

– сделать из скучной обыденной темы всесторонне интересную программу с элементами интриги;

– привлечь внимание и сформировать определенное отношение к обсуждаемой теме;

– поискать пути решения той или иной проблемы.

Главные признаки жанра:

– легкость разговора;

– артистизм ведущего;

– обязательное присутствие аудитории зрителей.

Типологические особенности ток-шоу определяются его местом в ряду других разговорных передач: с одной стороны, классические интервью, с другой – развлекательные программы. Отсюда – несколько ступеней классификации жанра:

– политические (обсуждение политической ситуации в стране, на мировой арене, анализ отдельных законопроектов);

– социальные (обсуждение общественных проблем – алкоголизма, курения, наркомании, демографической ситуации);

– культурно-просветительские (рассмотрение сегодняшнего состояния культуры, искусства, ситуаций в сфере образования и просвещения);

– бытовые (сфера житейских отношений, советы по обустройству дома, быта, воспитанию детей).

По сути, ток-шоу – соединение журналистики со сценическими приемами, обеспечивающее развлекательный характер передачи, не просто разговор, но общение с элементами непредсказуемости, резкого виража, импровизированной шутки и разности мнений.

Журналистские приемы:

– проблема раскрывается на конкретных фактах, на судьбах конкретных людей;

– разговор в студии нередко иллюстрируется видеосюжетами;

– передача строго структурирована;

– отдельные смысловые части относительно самостоятельны;

– обязательная сценарная разработка: зачин, развитие, кульминация, развязка;

– обязательный вывод.

Сценические приемы:

– роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);

– главный герой – авторитет в какой-либо сфере нашей жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носитель» проблем: человек исповедующийся или «заяц», которого травят;

– ведущий – центральный персонаж передачи (умный, много знающий, иногда простодушный, чуть лукавый эрудит, а иногда жесткий и решительный хозяин программы);

– аудитория зрителей в студии обеспечивает реакцию на происходящее действо, его динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов.

Наряду с тщательным отбором информации для ее освещения важную роль играет композиционная подача. Основные принципы, на которых строится ток-шоу, это правдивость и реальность. Обыгрываются типичные ситуации и проблемы, знакомые большинству зрителей. «В таких программах проявляется принадлежность человека как к отдельной узкой группе, так и ко всему социуму. Это позволяет соотносить себя с другими, узнавать о новых системах ценностей, осваивать многообразие существующих жизненных сценариев. В ток-шоу перед зрителями предстают такие же люди, как они, но еще и вместе с известными героями и звездами» [35, с. 11].

В распоряжении тележурналистов есть разные средства выделения важных в смысловом отношении элементов беседы. Эти средства связаны с индивидуальностью ведущего.

Именно ведущий, являющийся неповторимым лицом программы:

– знает тему и участников разговора;

– главным в своей работе считает правило, сформулированное Екатериной II: «Развлекая, поучать»;

– предоставляет слово гостям передачи и «забирает» его;

– выслушивает разные мнения по поводу обсуждаемой проблемы;

– удерживает течение разговора в нужном русле;

– пытается объединить разные точки зрения, задает уточняющие вопросы;

– делает выводы сам или подводит к выводам участников передачи.

Этические проблемы жанра.

Бытовые и культурно-просветительские ток-шоу в большей степени характеризуют вещательную политику телеканалов, направленную на «усреднение» массового зрителя.

Выражается это в том, что:

– переступаются нравственные ограничительные рамки – «все дозволено»;

– допускаются пошлость, ненормативная лексика, низкопробный стиль;

– исчезает представление о правилах приличия;

– проявляется неумение считаться с возможностью возражений;

– допускается неуважительное отношение к родному языку.

 

 

IV. Телевизионный редактор

Главная особенность телевизионного редактирования – работа не только с текстом передач, но и с видеорядом, умение добиваться необходимого сочетания слова и изображения. Чтобы делать это грамотно, редактору необходимо иметь представление об основах телережиссуры, операторского мастерства, а также хорошо представлять себе технические возможности телевидения.

Важнейшая задача в работе телередактора состоит в том, что он «на выпуске любой программы обязан решать, казалось бы, неразрешимый телевизионный парадокс: необходимость производить на скоростном конвейере штучные вещи» [16, с. 13].

Работа редактора на телевидении определяется как творчески-организаторская.

Отвечая за содержание программы, редактор выступает как творческая личность:

- профессионально разбирается в вопросах телевизионной драматургии;

- владеет искусством телевизионного публичного выступления;

- умело использует изобразительно-выразительные средства экрана;

- знает технологию и методику подготовки телевизионных программ.

Как организатор всех этапов производства передачи редактор:

- отбирает объекты показа;

- устанавливает связь с организациями и учреждениями, которые будут показаны в передаче;

- определяет состав участников;

- подбирает изобразительный материал;

- не подменяя участников творческого коллектива, организует, направляет и сводит воедино их работу;

- полностью отвечает за результат.

Ответственность эта не юридическая, а моральная. Поэтому профессия редактора особая: он имеет право «вето» в случае несогласия с подачей эфирного материала. Именно редактор является залогом общественной безопасности телевизионного продукта.

Еще одна важная особенность редактирования на телевидении – нередкое совмещение в одном лице автора и редактора передачи. В этом случае автор редактирует сам себя, в работу включается внутренний редактор.

Профессия телередактора постоянно модифицируется. С каждым новым форматом меняется ее специфика, по-новому разграничиваются обязанности. Но меняются только программы. Профессия остается. И требует от человека определенных способностей и возможностей. В книге И.Н. Кемарской «Телевизионный редактор» приводится их перечень:

- литературная одаренность;

- широта знаний;

- отличный вкус;

- способность общаться с людьми;

- драматургическое мышление;

- энергичность.

Профессия редактора – это одна из тех редких профессий, в которой одновременно сочетаются критик и знаток языка, стилист и педагог, организатор и художник.

Редактирование телепередачи – процесс творческий, в каждом конкретном случае связанный с поиском оригинальных, интересных решений. Вместе с тем существуют и общие правила, которыми редактор руководствуется всегда. Так, при решении словесно-изобразительных задач надо помнить, что:

- изображение должно соответствовать слову, а слово – изображению (если нет прямой задачи их противопоставить);

- словесный ряд не должен повторять изображение (не следует описывать видимые зрителю ситуации);

- слово должно давать достаточную для зрителя информацию: должны быть названы имена героев, их статус, обозначены непонятные объекты и предметы.

При редактировании разговорных жанров редактор, в зависимости от того, каким материалом обладает автор, какова цель передачи, какими индивидуальными особенностями обладает выступающий, определяет форму выступления.

Степень и качество подготовки к интервью определяются по сценарному плану, представленному интервьюером. В плане должны быть отражены:

- уровень изученности проблемы, вынесенной на обсуждение;

- знание темы и основных моментов биографии собеседника, имеющего отношение к теме.

В передачах дискуссионного характера редактор обращает основное внимание на отраженные в сценарном плане основные направления спора и ограничительные вехи в тематике поднимаемых проблем.

При подготовке телевизионной беседы редактор напоминает о необходимости оригинально выстраивать речь, о доступности изложения, об ориентации на целевую зрительскую аудиторию.

Работа редактора с комментатором или обозревателем направлена на проверку фактов, на анализ способов аргументации.

В журналистском произведении должны быть четко сформулированы и названы основные проблемы, идеи, мысли, суждения, оценки, выводы. В художественных жанрах телевидения авторский взгляд, его позицию могут иллюстрировать монтажные стыки, особым образом выстроенный видеоряд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: