ХАЙНЕР МЮЛЛЕР. БЕЗ НАДЕЖДЫ




На протяжении более чем трёх десятилетий театральный репертуар не только в Европе, но и в мире определяли пьесы немецкого драматурга Хайнера Мюллера (1929- 1995). Эти произведения идут на сценах Франции и Мексики, Польши и Бельгии, Скандинавских стран и Италии.

Попытки разобраться в трагедиях XX столетия и проблемах немецкой истории привели Мюллера к необходимости использовать приёмы гротеска, параболы и ярмарочного балагана, экспрессионизма и сюрреализма. Мир у Мюллера по гружён в хаос, из которого человечеству выбраться не суждено. Чёрный туман, клубящийся у истоков времён, окутывает и нынешнюю эпоху. В своих сочинениях - будь то пьесы с самостоятельным сюжетом или версии шекспировских и античных трагедий - драматург отрицает прогресс. Он считает, что человечество заблудилось на своём историческом пути, существует в ситуации вечно длящегося заката. Зеркало, которое Мюллер держал перед миром, отнюдь не кри вое, оно - бесстрастное и беспощадное. Европа часто узнавала себя в нём. В апреле 1991 г. драматургу присудили престижную театральную "Премию Европы", которую вручили в 1994 г. в итальянском городе Таормин. На российской сиене драматургия Мюллера не прижилась, и причины здесь разные. Немецкая публика привыкла, в отличие от русской, к сложным словесным пассажам, к логическим парадоксам. Сравнительно благополучной Европе есть на чём отдохнуть после мрачных мюллеровских гротесков, а у нас в России чаше всего отдыхать не на чем. И в насторожённом отношении к творчеству Мюллера играет немалую роль чувство самосохранения. Ещё романтики предупреждали: нельзя безнаказанно заглядывать в бездну - можно упасть. Хайнер Мюллер не только заглянул в эту бездну - он прожил там жизнь, что и сократило его земные дни. Драматург ушёл из жизни, а театры снова и снова обращаются к его пьесам.

ПЕТЕР ШТАЙН

Немецкий режиссёр Петер Штайн (родился в 1937 г.) широко известен в Европе и в России. Он начал свою творческую деятельность в конце 60х гг., в 1970-1990 гг. возглавлял основанный им в Западном Берлине театр "Шаубюне". С 1985 г. режиссёр работал в других городах Германии, а также в Италии и России.Штайна всегда интересовала со временная драматургия: сочинения немца Бото Штрауса (родился в 1944 г.), француза Кольтеса (1948 г.) занимают важное место в репертуаре "Шаубюне". Однако основа творчества режиссёра всё таки классика. Убеждённый в том, что "европейский театр покоится на трёх китах: античной трагедии, Шекспире и Чехове", Штайн обращался в 1979 г. к "Орестее" Эсхила, в 1998 г. к "Гамлету" Шекспира, в 1985 г. к "Трём сестрам" Чехова. К русской драматургии Петер Штайн всегда испытывал особый интерес. В его чеховских и горьковских спектаклях чувствуется прекрасное знание традиций К. С. Станиславского и Московского Художественного театра.

ПИНА БАУШ.

В XX столетии в театре Германии развился театр танца - новый сценический жанр, в котором соединились приёмы балета и других видов искусства. Расцвет жанра связан с творчеством одного из крупнейших хореографов страны - Пины Бауш (настоящая фамилия Филиппине, родилась в 1940 г.). В 1973 г. она создала известный сегодня во всём мире Вуппертальский театр танца. С 1983 г. Бауш руководит танце вальной студией Фольквангской высшей школы в Эссене, которую она окончила как танцовщица.

Спектакли Пины Бауш - "Весна священная" (1975 г.), "Кафе Мюллер" (1978 г.), "Гвоздики" (1982 г.) и другие - своеобразные коллежи отдельных танцевальных картин. Здесь классические па заменены на первый взгляд простыми, обыденными, а на самом деле глубоко символичными жестами и движениями. Эпизоды из повседневной жизни, переданные языком танца, в сочетании с элементами оперы и кино создают образ странного, но очень современного мира. Работы Бауш передают разные чувства - страх и надежду, отчаяние и радость, любовь и презрение; в них смешаны сны и явь.

ИРЛАНДСКИЙ ТЕАТР

Собственный театр в Ирландии появился только на рубеже XIX- XX вв. - парадокс, подобного которому не было во всей Европе. Это тем более удивительно, что Ирландия - страна высочайшей древней культуры. Фантастические и героические саги (сказания) Ирландии, поэзия её средневековых бардов принадлежат к лучшим достижениям мировой литературы. Можно сказать, что ирландцы - прирождённая театральная нация: саги и поэмы отличаются ярким и напряжённым драматизмом сюжета и диалогов, а искусством устного рассказа владеет чуть ли не каждый житель этой страны, превращая обычную беседу в театрализованные монологи и сценки.

Многие знаменитые драматурги Великобритании были по происхождению ирландцами; среди них Оскар Уайльд и Джордж Бернард Шоу. Ирландия дала плеяду блистательных актёров, сам великий Дэвид Гаррик был сыном ирландки. Однако все эти замечательные таланты творили для английской сцены, а ирландского театра как такового не было. Причина столь необычной ситуации - в том, что Ирландия с очень давних времён систематически подвергалась нашествию чужеземцев: сначала датчан, позднее английских завоевателей, и собственная городская культура, в том числе театральная, не успела развиться. После того как Англия окончательно завоевала Ирландию, страна почти утратила собственный (гэльский) язык; образованная часть общества стала говорить и писать на английском. Ирландия - официально колония - превратилась в отсталую провинцию Великобритании и теряла таланты, естественно тяготевшие к метрополии, где они формировались в лоне английской культуры и становились её частью.

Однако желание сохранить культурную самобытность и самостоятельность не было истреблено. На протяжении столетий английского владычества Ирландия впитывала и перерабатывала английскую куль туру, соединяла её со своими традициями - и в конце XIX в. произошёл настоящий взлёт в литературе и искусстве, названный "Ирландским возрождением". Высшим его достижением стали драматургия и театр. В 1899 г. в Дублине открылся Ирландский Литературный театр, про существовавший три сезона. В 1902 г. он уже был преобразован в Ирландский Национальный театр, получивший в 1904 г. второе имя - Театр Аббатства (по названию улицы, где находилось театральное здание).

Он существует до сих пор, оставаясь главной сценой и академией театрального искусства страны. Первые пьесы национального репертуара писались одновременно с организацией нового театрального дела. Для постановок Литературного театра были приглашены английские актёры - собственных профессиональных трупп в Ирландии не было. Однако существовало множество театральных обществ, где сценическим искусством занимались по-настоящему одарённые энтузиасты любители. Члены одного из таких обществ, которым руководили братья Фэй - Уильям и Фрэнк, стали первой труппой Ирландского Национального театра. Возглавили его литераторы, создавшие и прославившие национальную школу драмы: Уильям Батлер Йейтс (1865-1939), Джон Миллинг тон Синг (1871 - 1909) и Августа Грегори (18521932).Театр Аббатства возник и утвердился как театр поэтического слова. Недаром его основатели, и прежде всего Йейтс, остановили свой выбор на труппе братьев Фэй. В этом любительском театрике, сочетавшем черты студии и театрального училища, огромное внимание уделялось голо су, ритму речи и чистоте дикции, музыкальности. Для будущей труппы Ирландского Национального театра как нельзя кстати пришлись творческие уроки французских гастрольных трупп, особенно Театра Сары Бернар: напевная декламация стиха, далёкая от обыденной бытовой речи; скупость движений, благодаря которой всё внимание зрителей сосредоточивалось на говорящем, на слове.

Поэтическая культура была необходима актёрам Театра Аббатства для исполнения стихотворных драм Уильяма Батлера Йейтса, одного из величайших поэтов XX в. Он был удостоен Нобелевской премии в области литературы в 1923 г. В своих пьесах драматург выражал, по его словам, "поэзию духовных сущностей", поэтому реальная жизнь и быт не составляли предмет его творчества. Йейтс брал сюжеты и персонажей из легенд и саг, чтобы придать сценическому действию условный, обобщённый, далёкий от повседневности характер. Его герои воплощают разные начала, идеи, "голоса" души. Так, Дейрдре, героиня одноимённой пьесы, поставленной в 1906 г., олицетворяет любовь, её возлюбленный - благородство, а старый муж Дейрдре, губящий влюблённых, - деспотическую волю. Мировосприятие Йейтса было трагическим. Отношения чело века с окружающим миром, с другими людьми представлялись ему сотканными из непримиримых противоречий, а главное, такими он видел различные начала человеческой души. В конце творческого пути Йейтс пришёл к трагическому стоицизму. Его любимый герой Кухулин, взятый из ирландских саг, отважно сражается в неравном бою с врагами и мужественно встречает смерть ("Смерть Кухулина", 1939 г.).Поэзией были проникнуты и пьесы из народной жизни, занявшие значительное место в репертуаре ирландского театра, в том числе произведения Джона Синга.

Своих героев писатель нашёл среди простых людей: крестьян, рыбаков, бродяг. Персонажи Синга - дети при роды, живущие по её законам. Когда стихия грозит им гибелью, они готовы померяться с ней силами и да же в поражении обретают спокойствие и величие. Высоким примером темы "человек и стихия" служит одноактная трагедия "Скачущие к морю" (1903 г.) о судьбе рыбацкой семьи. Героиня пьесы, старая мать, теряет всех своих сыновей - их забирает море. В самом знаменитом произведении Синга "Удалой молодец - гордость Запада" (1907 г.) краски яркие и резкие, всё пронизано парадоксальностью. Робкий, забитый парень Кристи превращается в силача и храбреца, покорителя женских сердец - в "гордость Запада" (имеются в виду западные области Ирландии). Парадокс состоит в том, что юноша столь чудесно преображается благо даря восторгу, который вызвал в деревенских жителях его рассказ о драке с отцом и её роковом исходе. Но - ещё один парадокс - Кристи всё это придумал, сам увлечённый собственным вымыслом, а его слушатели не столько верят ему, сколько восхищаются красочной выдумкой, потому что в них живёт страстная жажда необычайного.

Драматурги начала XX в. открыли для сцены речь крестьянской Ирландии - особый диалект английского языка, донёсший до XX столетия лексику и звучание исконногогэльского языка. Эта речь, творчески преобразованная писателями, не была ни прозаической, ни бытовой, и овладение ею потребовало большой работы от исполнителей и режиссёров. В итоге речь актёров производила впечатление абсолютной естественности, потому что эта манера свои ми корнями уходила в народную традицию. Актёры не только любили слово - они изображали на сцене людей, страстно любящих слово, живущих им, как герои "Удалого молодца..." Синга, сотворившие целый красочный мир из одних только слов. Ирландским актёрам с самого начала в высшей степени было свойствен но то, что получило название словесное действие; действие же внешнее, т. е. перемещение по сцене, своди лось к минимуму. Эти особенности стали традицией ирландского театра, прошедшей через весь XX век. Театр не порывал связи с бытовой реальностью, - более того, из неё вырастала поэзия сцены. Ирландские актёры существовали как быв двух сферах: поэтической и бытовой. Диапазон ролей почти каждого артиста был поразительно широк. Все известные актёры раннего Театра Аббатства славились тем, что были одинаково сильны в драме и комедии.

Среди них - Уильям Фэй, блестящий исполнитель труднейших ролей в пьесах Синга; его брат Фрэнк, игравший основные роли в поэтических драмах Йейтса и персонажей крестьянских комедий; Сара Оллгуд, которая прославилась и в трагических, и в комедийных ролях. Гибкость и разносторонность, воспитанные у актёров прежде всего на произведениях национальной драмы, стали неотъемлемыми черта ми ирландского сценического искусства, которое ценится во всём мире. Ирландских артистов приглашают для работы крупнейшие современные режиссёры театра и кино. Ирландский Национальный театр был первым театром нового типа в англоязычных странах: именно на скромной дублинской сцене во плотились в жизнь такие понятия, как художественный репертуар, актёрский ансамбль, культура движения и слова. В нём не было режиссёров с мировым именем, но исповедовались принципы, характерные для самых выдающихся мастеров того времени, например англичанина Гордона Крэга. Художественное руководство в этом театре принадлежало драматургам, и эта традиция, установленная в самом начале, продолжалась вплоть до последнего времени. Если в начале XX в. крупнейшие драматурги были связаны с Театром Аббатства, то в настоящее время театральные и национальные рамки для них расширились. Брайан Фрил (родился в 1929 г.), драматург из Ольстера, завоевал международную известность ещё в 60х гг. Продолжая национальную традицию, Фрил сочетает драматизм и юмор, правду жизни и поэзию. Его "Почётные граждане" (1973 г.), возможно, лучшее произведение о трагических событиях в Северной Ирландии, памятник жертвам гражданской войны, вспыхнувшей в 70х гг., и страстный призыв к человечности. Обращаясь к жизни простых людей, Фрил с тонким лиризмом раскрывает красоту их души, сопереживает им в их мечтах о лучшей доле, в невзгодах и разочарованиях ("Пляски на празднике Луга", 1990 г.). Ему близка русская классическая литература: драматургу принадлежит перевод пьесы А. П. Чехова "Три сестры" и инсценировка романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".На протяжении всего XX века театр Ирландии сочетал поиски нового в искусстве с опорой на глубокие национальные традиции. Он посей день остаётся самобытным явлением и в то же время неотъемлемой частью мировой художественной культуры.

Шон О'Кейси выражал поэзию реальной жизни, не боясь "низких" сюжетов и резких контрастов. Трагикомедия "Плуг и звёзды" (1926 г.) - третья часть так называемой дублинской трилогии, рисующей жизнь обитателей городских трущоб во время трагических событий 1916-1922 гг, от Пасхального восстания, которое было прологом освободительной борьбы против английского владычества, до гражданской войны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: