Творчество как педагогическая проблема

Формирование и развитие спо­собностей детей к творчеству — одна из актуальных проблем совре­менной педагогики, которая особен­но остро стоит перед учителями, ра­ботающими с младшими школьника­ми. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыс­лить, рассуждать, творчески подхо­дить к разрешению проблем.

Психологи установили, что 37 % шестилетних детей обладают высо­ким потенциалом творческой актив­ности, у семилетних этот показатель снижается до 17 %. Среди взрослых выявлено лишь 2 % творчески актив­ных личностей.

Творческие способности школь­ника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к реше­нию тех или иных вопросов, отказы­вается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность.

Как же научить ребенка мыслить творчески? Прислушаемся к советам известного советского педагога В. А. Сухомлинского: "Не обруши­вайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы зна­ете, — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и лю­бознательность. Умейте открыть пе­ред ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребен­ку захотелось еще и еще раз возвра­титься к тому, что он узнал".

Творчество предполагает сво­бодное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетради­ционных принципах организации


учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.

Ш. А. Амонашвили в книге "Здравствуйте, дети" пишет: "Уве­ренность в силах ребенка, которые могут развиваться и крепнуть в опти­мистически-творческом учебно-вос­питательном процессе, становится главнейшей чертой педагога. Нет пределов способностям ребенка, если педагог проявляет к нему опти­мистическое и творческое отноше­ние". Дж. Родари, автор знаменитой "Грамматики фантазии", утверждает, что "воображение не есть привиле­гия немногих выдающихся индиви­дов, им наделены все".

Как пробудить в детях фанта­зию? Как инициировать творчество? Оказывается, это совсем нетрудно. Дж. Родари рекомендует играть в слова, сочинять истории, разгады­вать и придумывать загадки и "сказ­ки наизнанку".

Почему дети так любят загадки? Дж. Родари считает, что загадка в концентрированной, почти символи­ческой форме отражает детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон таинствен­ных предметов, непонятных со­бытий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире — тай­на, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать.

Игра в "сказки наизнанку" также способствует полету фантазии ре­бенка. Золушка — боевая девчонка, умеет за себя постоять, защищает отца от нападок мачехи. Волк, узнав, что мама-коза оставила своих козлят одних, занялся их воспитанием. И т. п.

Сказки и необыкновенные исто­рии способствуют развитию вообра­жения, фантазии ребенка, формиру­ют мотив учения. Во-первых, они


близки и понятны детям. Во-вторых, сказочные герои отличаются наблю­дательностью, смекалкой, они знают законы природы и поэтому побежда­ют. А тот, кто не обладает такими ка­чествами, терпит поражение. Это убеждает ребят в полезности и не­обходимости знаний.

Исследователь феномена твор­чества Л. С. Выготский большое зна­чение придавал развитию воображе­ния и детскому творчеству. Он по­лагал, что "высшие выражения твор­чества доступны не только немногим избранным гениям человечества. И в каждодневной окружающей нас жиз­ни творчество есть необходимое условие существования, и все обязано своим происхождением творческому процессу человека". Ученый пришел к выводу, что твор­ческие процессы имеют место уже в самом раннем детстве.

Между тем практика свидетель­ствует, что, перейдя в IV класс, уча­щиеся не справляются с выполнени­ем творческих работ (сочинениями, описаниями сюжетов картин, со­ставлением планов текстов и т. п.). Почему слабо развиты словарный запас школьников, их речь, культура общения? В I класс приходят шести­летние дети, которые используют от трех до пяти-шести тысяч слов и практически владеют грамматикой, т. е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории. Но вот проходят первые три года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся, естественно, усваивают много спе­циальных слов, некоторые книжные конструкции — овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозит­ся, она становится менее раскован­ной и эмоциональной, более трафа­ретной, даже обедняется. И эта


Пачатковая школа 11.2006


Навучанне. выхаванне


намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным резуль­татам: многие выпускники школ так и не овладевают в должной мере языком.

Учитель начальных классов мо­жет многое сделать для развития творческих способностей детей. Особенно широкие возможности в этом плане открывают уроки рус­ского языка и литературного чтения. Именно на таких уроках младшие школьники получают эле­ментарные представления об осо­бенностях различных жанров лите­ратурных произведений (загадок, скороговорок, пословиц и погово­рок, сказок, басен, рассказов, сти­хотворений); накапливают знания об авторах; наблюдают за образны­ми словами и выражениями; знако­мятся со средствами выразитель­ности произведения (паузой, логи­ческим ударением, тоном голоса, темпом речи) и практически осваи­вают художественные средства вы­разительности (эпитеты, сравне­ния, метафоры); получают первона­чальные представления о постро­ении произведения, его главной мысли, героях и событиях.

Развитие творческих

Способностей на уроках

Литературного чтения

В современной школе необходи­мо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой фор­мируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творчес­кой, связанной с развитием индиви­дуальных задатков учащихся, их по­знавательной активности, способ­ности самостоятельно решать не­стандартные задачи.

Развитие детского творчества на­прямую зависит от чуткого, тактично­го, все понимающего учителя, перед которым стоят следующие задачи:

■ замечать любые творческие про­явления учеников;

■ создавать условия для развития творческих способностей на уро­ках и во внеклассной работе.

В этом смысле интересна пе­дагогическая идея К. А. Москаленко: "Нестесненное слово" ребенка, от­крытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества". Урок чтения как никакой другой под­ходит для открытого диалога. В пер­вые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом


потоке, различать звуки и буквы, от­личать текст от набора предложений, приобретает навыки правильного и осознанного чтения.

Поделюсь с читателями опытом своей работы, направленной на формирование и развитие творчес­ких способностей младших школь­ников.

Знакомство с литературой начи­нается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую различный стихотворный матери­ал о звуках и буквах.

Вот два столбика наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

А. Шибаев.

Палочка,

Рядом две ровные дужки —

Вот и готовы

Очки... для лягушки.

£ Тарлапан.

И, подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

A. Шибаев.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д — труба печная.

6. Степанов.

Ева гребнем причесалась —

В нём три зубчика осталось.

Г. Виеру.

Е и Ё — родные сестры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

B. Степанов.

Эта буква широка И похожа на жука.

C. Маршак.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

С. Маршак.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

В. Степанов.

Й на хвостах у птиц и зверей:

Вот — горностай, вот — воробей.

В. Степанов.

Ай да клоун! Знаешь, кто он?

Этот клоун — буква К!

Е. Тарлапан.

Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

В. Степанов.

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

А. Шибаев.


Пойдём отсюда по тропе,

И мы дойдём до буквы П.

С. Маршак.

Р похожа на флажок:

Палочка, на ней кружок.

М. Погарский.

Шёл конь, подковами звеня.

Как буква С следы коня.

£ Тарлапан.

Молоток стучит: "Тук-тук!

Букве Т я старый друг!"

B. Степанов.

У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

6. Степанов.

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

А. Шибаев.

X всё ходит, ходит, ходит —

Места, что ли, не находит?

А. Шибаев.

Буква Ц — внизу крючок,

Точно с краником бачок.

£ Тарлапан.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

C. Маршак.

Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша!

A. Шибаев.

Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.

B. Степанов.

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик — твёрдый знак, —

Чтобы не облиться.

В. Степанов.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву Ы.

£ Благинина.

Буква Р перевернулась —

Мягким знаком обернулась.

В. Степанов.

Это — Э с открытым ртом

И большущим языком.

Г. Юдин.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась... буква Ю.

А. Шибаев.

Каждый знает: буква Я

Самая хвастливая.

Г. Юдин.

С помощью слоговых упражне­ний, считалок, чистоговорок и скоро­говорок ученики знакомятся с поня­тием "рифма".

Слоговые упражнения

БУ-БА-БЫ — на дворе стоят столбы.

БУ-БЫ-БА — из окна торчит труба.

ДО-ДУ-ДА — гудят провода.


Пачатковая школа 11.2006


Навучанне. выхаванне


 

УЖ-ЖУ-ЖУ — молока дадим ужу. ЖА-ЖА-ЖА — есть иголки у ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ — здесь живут ежи. ЗА-ЗА-ЗА — уходи домой, коза. МУ-МУ-МУ — молока кому? МО-МО-МО — едим эскимо. РЫ-РЫ-РЫ — не заметили жары.

Считалки

Голубь, гусь и галка — вот и вся считалка.

Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води!

Если чиж летит к стрижу, Ты выходишь, я вожу. Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.

В лес дремучий я пойду, Зайца серого найду, Принесу его домой, Будет этот зайка мой.

Ёжик-ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок — и ну считать, Нам водилку выбирать!

Петушок, петушок, Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнём. Сколько перышек на нём? Раз, два, три, четыре, пять... Невозможно сосчитать!

Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт, Тот и вон пойдёт.

Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки!

Утёнок — Уточкин! Цыплёнок — Курочкин! Щенок — Собачкин! Жеребёнок — Клячкин! Барашек — Овечкин! А я? — Человечкин!

Ехал Фома по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай добрых людей.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!