Лекция 3. Педагогическая культура и ее компоненты: компетентностный подход




Основные понятия: педагог, педагогическая профессия, профессиональная деятельность, педагогическая культура, профессиональная компетентность, педагогическая карьера

Основные вопросы (рассматриваемые на лекции):

1. Педагогическая культура и ее компоненты.

2. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности специалиста.

3. Компоненты профессиональных компетенций: профессионально-личностные, профессионально-содержательные, профессионально - деятельностные.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

3. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

4. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

  1. Илюшечкин В.И.Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – субъект-объектными отношениями:

а. сотрудничество;

б. опека;

в. диалог;

2. г. подавление.

 

  1. 4. Выберите одну из предложенных формулировок педагогических ситуаций, которая является отражением демократического стиля педагогической деятельности учителя:

ü а. учитель еди нолично принимае т решение о проведении классного праздника;

б. вместе с ребятами составл яет план воспитательных дел;

в. на уроке, при в с е х ребятах, произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;

г. отказывает от проведения школьного «огонька» со своим 7-м классом; соглашается только в том случае, если все подготовят и бу дут присутствовать родители;

д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.

1. 5. Человек, занимающийся профессио н альной пед агогической деяте;

д. педагог.

z:\Рабочий стол\1 фтэд\врач;

г. режиссер

2. 6. Основными видами стилей педагогической деятельности являются:

а. демократический;

3. б. либерально-попустительский;

в. авторитаро Иванова»;

4. в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;

  1. г. педагог вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;

д. учитывает мнения учеников при выборе школьной команды.

 

2. 8. Данная педагогическая ситуация является отражением либерально-попустительского стиля педагогической деятельности учителя:

  1. а. учитель единолично принимает решение о проведении классного праздника;

ü б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пуст оголового Иванов а»;

в. соглашается проводить праздник с классом только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;

г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;

9. Д анная педагогическая ситуация является отражением авторитарного стиля педагогической деятельности учителя:

а. учитель единолично принимает решение о проведении клас с ного праздника;

1. б. на уроке произносит фразу: «Ну, конечно, что еще ждать от пустоголового Иванова»;

2. в. педагог соглашается проводить школьный «огонек» только в том случае, если все подготовят и будут присутствовать родители;

3. г. вместе с ребятами составляет план воспитательных дел;

д. учитывает мнения своих учеников, поощряет их самостоятельность.

10. Главный фактор оформлени я воспитания в специальную, относительно самостоятельную деятельность:

а. усложнение социального опыта;

б. осво е ние новых земель;

в. начало использования огня;

г. изготовление новых орудий труда;

д. развитие речи;

е. разделение труда по половому признаку.

11. Гностическая (иссл е довательская) функция педагогической деятельности реализуется через:

а. отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся;

б. организацию различных видов деятельности учащихся;

в. организацию собственной деятельности в процессе взаимодействия с учащимися;

1. г. диагностику уровня развития, воспита нности, обученнос людей.

z:\Рабочий стол\1 фтэд\учащихся;

д. изучение

2. 12. Организаторская функция педагогической деятельности реализуется через:

3. а. организацию различных видов деятельности учащихся;

б. из

z:\CorvDoc\allref3\возрастныхв. изучение способов воздействия на других людей;

4. г. изучение содержания и способов воздействия на других людей.

 

  1. 13. Компетентность харгические задачи на основе знаний, умений, це нностей и опыта;
  2. б. совокупность психических свойств педагога, обеспечивающих легкость в овладении педагогической деятельностью;

3. в. социальные навыки, позволяющие педагогу адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;

  1. г. специальные знания, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.

 

15. Соответствие между понятиями и их определениями:

педагогическая специальность;

педагогическая специализация;

педагогическая квалификация;

 

A. род, вид занятия в рамках педагогической профессии;

Б. сосредоточение педагогической деятельности на относительно узких, специальных ее направлениях;

2. B. уровень подготовленн ости, степе н ь професс ионализма в педагогическом труде;

3. Г. хорошее владение своей профессией;

Д. ценностное, личностное отношение к действительности

 

16. Верное соотношение компонентов гностической деятельности педагога:

а. диагностика >контроль > оценка;

4. б. контроль > оценка > диагностика;

в. оценка > диагностика > контроль;

г. оценка > контроль > диагностика.

 

5. 17. Соответствие между понятием и его определением:

педагогическая компетентность;

6. педагогическая компетенция;

педагогическая квалификация;

 

1. А. способность решать педагогические задачи на ос нове знаний, ум ений, ценностей и опыта;

2. Б. социальные обязанности, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе;

3. В. уровень подготовленности, степень профессионализма в педагогическом труде;

Г. чувство меры в действиях учителя, гуманности, уважение достоинства ученика, справедл ивость;

ü Д. стрем ление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в работе.

 

18. Последовательность этапов овлад ения педагогической профессией:

адаптация учителя к своей профессии, т. е. первичное усвоение приемов, техноло г ий;

самоактуализация в профессии, т. е. саморазвитие средствами профессии, утверждение индивидуального стиля;

свободное владение профессией на уровне мастерства, гар м онизация учителя с профессией;

1. свободное владе ние профессией на уровне творчества, за счет личного творческого вклада.

2. 19. Характеристиками педагогической диагностики являются:

а. объективность;

б. субъективность;

3. в. направленность на измерение приращения качественных параметров;

г. направленность на измерение внутренних, сущностных параметров;

д. направл енность на измерение приращения количественных параметров;

е. направлен н ость на измерение внешних параметров.

20. Ср е ди перечисленных функций педагогической деятельности выделите но в ую, появившуюся в современной социокультурной ситуации:

а. организация учебного процесса;

б. содействие ученику;

в. мобилизация внутренних ресурсов учащихся;

г. привит и е исследовательских навыков.

7.2.3. Практикоориентированные задания

1.Учитель намеревается повесить таблицу на стену, обращается к детям: «Нам так нужна эта таблица, а я боюсь, что у меня не получится ее повесить». Оцените обращение учителя с точки зрения метода воздействия (ПК 5).

1. Оцените свои педагогиче ские возможности, Т.М. Давыдченко):

2. «4. Какими своими профессиональными умениями Вы не удовлетворены? (укажите):

  1. 1) организаторскими;
    2) конструктивными;
    3) комма семинаров, то вы выберете:
    1) Психологию обучения учащихся.
    2) Психология воспитания учащихся.
    3) Формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися.
    11) Педагогическая этик а учителя.
    12)
    Аналитическая культура учителя.
    13) Другое (укажите свои положения)».

 

  1. 3. Проанализируйте свой ученический опыт (ОПК 1). Что, по-Вашему, может стать толчком к пересмотру педагогом привычных способов деятельности? (В каждой строке отметьте свою позицию знаком «+».)

1. В большей степениВ меньшей степениСовсем не повлияли1. Знаком ство с работой воспит ателя-мастера 2. Ощущение неудовлетворенности от «хождения по проторенной тропе»3. Появление среди воспитанников детей, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта4. Участие в работе методического объединения5. Участие в опытно-экспериментальной работе6. Чтение психолого-педагогической и методической литературы7. Что еще, укажите сами: _______________________________________________________

 

1. 4. Оцените профессиональные качеств а педагога с т. зр. Государственных нормативных документов (ФЗ «Об образовании в РФ» и др. (ОПК 4), своего социального, ученического опыта:

Ординарность - увлеченность.

Зависимость – самостоятельность.

Самоуверенность – самокритичность.

Профессиональная ригидность – профессиональная гибкость.

2. Импровизация – стереотипность.

Профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание.

3. Заниженная самооценка – высокая самооценка.

4. Упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей.

Односторонний подход – целостный подход к детям.

5. Самообладание – невыдержанность.

ü Недостаточная коммуникат ивность – контак тность.

ü Удовлетворение знаниями – познавательные потребности.

ü Стандартный подход – творческая направленность.

 

ü 5. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следую­щие правила самовоспитания:

1) Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в лю бых обстоятельствах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: