Вопрос №27. Организационные формы обучения.




В окружающем нас мире форма и содержание находятся в неразрывном единстве. Они составляютсуть, единое целое мира материальных сущностей, процессов и их результатов. Форма (от лат. forma) – наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок.
Форма обучения это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Она является формой обучения и одновременно формой организации обучения. Успех и эффективность образовательного процесса зависит от умелого использования разнообразных форм его организации.
Формы организации обучения имеют свою историю. На заре человечества опыт и знания передавались детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. При этом трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи знаний и умений от поколения к поколению. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал усвоенную премудрость своему преемнику. В ходе исторического процесса видоизменялись формы и средства обучения и воспитания подрастающего поколения. С развитием осознанной потребности в образовании система индивидуального обучения постепенно трансформировалась в индивидуально-групповую.
Первое серьезное научное рассмотрение форм обучения находим у Я.А.Коменского, в его труде «Великая дидактика». Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке, классно-урочной системе в отечественной педагогике осуществил К.Д. Ушинский. Классно-урочная система выдержала испытание сроком в 450 лет и является основной формой организации обучения в школах многих стран. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А.Ф. Дистервег.
Изучением организационных форм обучения активно занимались дидакты советского периода (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев, М.И Махмутов, А.В.Усова, В.Оконь и др.).
Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.
Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство (научное руководство), менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение, экзамен.
Коллективно-групповые занятия: урок, лекция, семинар, конференция, олимпиада, экскурсия, деловая игра, практикум, факультативное занятие, консультация.
Индивидуально-коллективные занятия: погружение, творческая неделя, научная неделя, проект.
Классификация форм организации обучения проводится по различным основаниям: по целям, содержанию, методам, средствам обучения, характеру взаимодействия преподавателя (учителя) и обучаемых.
В настоящее время в учебном процессе средней школы применяются разнообразные формы организации учебных занятий, которые по основной дидактической целиделятся на четыре следующих вида:
1) формы теоретического обучения, к которым относятся лекции, семинары, конференции;
2) смешанного обучения – уроки и экскурсии;
3) практического обучения;
4) формы трудового обучения.
Каждая форма выполняет свои специфические функции, не присущие другим формам учебных занятий.
Классно-урочная система и ее альтернативы. Эту систему обучения разработал в ХVII в. чешский ученый Я.А. Коменский. Он разделил учащихся на группы, однородные по возрасту, а учебный процесс – на временные отрез-ки – уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета. Я.А. Коменский утвердил в качестве принципов обучения: природосообразность, сознательность, систематичность и прочность.
Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы.
Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения – классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.
Экскурсия (от лат. excursio — поездка), коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.
Консультация (от лат. consultatio — совещание) — дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета.
Кружки - организационная форма стимулирования творческой активности учащихся.
Лаборатория (средневековая лат. laboratorium, от лат. laboro — работаю) - подразделение в составе научного учреждения, учебного заведения, проводящее научные, производственно-контрольные эксперименты или учебные занятия.
Олимпиада – соревнование, конкурс, смотр.
Конкурс (от лат. concursus — стечение, столкновение) - соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т. п.
Факультатив (франц. facultatif, от лат. facultas — возможность) - необязательный учебный курс или предмет, изучаемый студентами вузов и учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний.
Зачет - форма проверки знаний и навыков студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (чертежей, расчетов и др.).
Экзамен (от лат. examen — испытание) - проверка знаний поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, аспирантуру (вступительные или приемные), при завершении определенного этапа обучения (напр., переводные и выпускные в общеобразовательных школах, аспирантские).

Вопрос №28.Типы и виды уроков
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков.
Отдельные уроки посвящаются обобщающему по вторению.
Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изучение нового материала, его повторение – все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Высшей формой заключительной проверки знаний является экзамен. Но и в ходе учебного процесса возникает необходимость контрольных, диагностических проверок.
Школьная лекция представляет собой модификацию урока передачи-усвоения новых знаний: изложение учебного материала распределяется на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов.
Самостоятельнаядомашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков, а также способствует эффек тивному усвоению материала.
В ряду ведущих форм - школьный семинар. Он позволяет включить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под руководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, задают вопросы друг другу, участвуют в дискуссиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения.
К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия (в лес, музей, на выставку).
Сопутствующая форма обучения - бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (3-4) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения.
К сопутствующим формам также относится школьная учебная конференция. Докладчики получают кон сультации у учителя по подбору литературы. Конференция проводится в отведенное расписанием время, в течение 1 -2 учебных часов. Обсуждаются 3-7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5-7 мин. Учащиеся-слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения.
К сопутствующим формам относится консультация, которая помогает преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а некоторым детям - оказывает поддержку в углубленном изучении предмета.
К вспомогательным формам обучения относятся группы выравнивания и репетиторство. Целью этих форм обучения является подтягивание учащихся до уровня требований стандартной программы.
Факультативные занятия помогают восполнить, расширить возможности учебного процесса в целях развития индивидуальности, подстегивания интересов детей, выявления одаренности в той или иной области учебной деятельности.

Урок как организ.форма

Урок – комплексная составляющая пед. процесса, включающая в себя все компоненты пед. процесса и хар-ся:
- постоянным составом уч-ся;
- временными рамками;
- целью урока.
Урок - ведущая организационная форма обучения. Более 300 лет назад Коменский описал классно-урочную систему обуч-я. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса:
Цели обучения <==> принципы <==> Содержание учеб.материала <==> методы обучения <==> формы организации учебно - познавательной деят-ти <==> Контроль знаний, умений, навыков.
Взаимосвязь этих компонентов происходит благодаря деят-ти препод-ля и уч-ся. Урок остается творчески развивающей формой обучения. В 60-х годах - опыт липецких учителей по совершенствованию форм учебно-познавательным предметам; в 70-е годы - опыт учителей Татарии по применению структуры проблемного урока. В последние годы родилась идея бинарного урока спецтехнологии и ПО.

Типы уроков теоретического обучения:

  1. урок (учебное занятие)
  2. учебно-практич. занятие
  3. консультация
  4. экзамен, зачет.

Способы проведения.
- уроки-лекции; - киноуроки; - уроки-беседы; и т.д.
По хар-ру познават. дея-ти уч-ся.
- уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий; и т.д.
По основным дидактическим целям.
- уроки овладения новыми знаниями; уроки формир. и усвоения У и Н; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки повторений; комбинированные уроки.
Традиционная стр-ра урока:
Стр-ра урока – совок-ть его элементов, обеспечивающие целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах.
- Организационный момент; Опрос по пройденному материалу; Объяснение нового материала; Закрепление материала; Домашнее задание.

При такой стр-ре ведущую деят-ть в процессе обуч-я выполняет препод-ль, который реализует объяснительно-иллюстративный подход к обуч-ю.
После 60-х гг. прошла апробацию стр-ра урока в условиях проблемно-развиваю-щего обуч-я.
Структура современного урока:
1) Организационный момент;
2)актуализация (восстановление в памяти) опорных понятий;
3)формирование новых знаний;
4)применение сформированных знаний;
5)Домашнее задание (носит творческий ха-р. Треб-ть от уч-ся не просто заучивания уч. мат-ла, а его систематизацию, обобщение).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: