Дидактические правила – это практические рекомендации по реализации того или иного принципа.




Законы и закономерности обучения позволяют учителю понять лишь общую картину пед.процесса, спроектировать общие подходы в разработке технологии обучения. Дидактические принципы и правила дают учителю непосредственные указания на то, как строить обучение, как его наполнять конкретным содержанием. Сами принципы обучения реализуются на практике через систему пед.правил. Правила раскрывают содержание той или иной стороны соответствующего принципа. Именно в правилах заключен практический опыт обучения.

 

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Правила:

Ø полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;

Ø опора на положительные качества воспитанника;

Ø создание ситуации успеха;

Ø защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.

 

2. Принцип связи теории с жизнью и производственной практи­кой - предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей об­щественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местно­го краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно - полезную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурси­ях, походах.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную тру­довую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Правила:

Ø организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;

Ø самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;

Ø организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;

Ø широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала;

Ø включение воспитанников в общественно - полезную деятельность;

Ø включение в трудовую деятельность;

Ø практикой доказывать учащимся необходимость научных знаний;

Ø показывать, что наука развивается под влиянием потребностей практики;

Ø помнить, что в процессе практической деятельности усваивается 80% знаний.

 

3. Принцип научности: в соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказы­вать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат. Он предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой.

Правила:

Ø отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники – обучать на основе новейших достижений науки, педагогики, психологии, передового педагогического опыта;

Ø вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности;

Ø формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обобщения, использовать индукцию и дедукцию;

Ø преподаваемые знания не должны противоречить научным представлениям;

Ø учить детей использовать общеупотребительные научные термины;

Ø информировать учащихся о новейших достижениях науки и техники;

Ø знакомить учащихся с биографией великих ученых и их вкладом в науку;

Ø поощрять исследовательскую работу школьников;

Ø формировать умения и навыки самообразования, обучать учащихся работе с литературой и справочным материалами.

 

4. Принцип преемственности, последова­тельности и систематичности в обучении, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприя­тие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в обучении, так как сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Система­тичность и последовательность позволяют за меньшее время дос­тичь больших результатов.

Правила:

Ø доступность и привлекательность предлагаемой информации;

Ø выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания;

Ø обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад;

Ø все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло и пролагало дорогу для завтрашнего (Я.А.Коменский);

Ø для усвоения учащимися системы знаний использовать структурно-логические схемы, планы, обобщающие таблицы;

Ø система знаний, умений, навыков – важное средство против забывания.

Ø осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.

 

5. Принцип наглядности. Я. А. Коменский, обосновавший «золо­тое правило дидактики», согласно которому к обучению необхо­димо привлекать все органы чувств, писал: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». Согласно этому принципу обучение необходимо проводить на конкретных образцах, которые учащиеся могут непосредственно воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и тактильных ощущений. Сам Коменский для реализации этого принципа написал первую в мире иллюстрированную книгу для детей «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках».

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, схем и т. п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса.

Современные исследования показывают, что через органы зрения поступает в 5раз больше информации, чем через органы слуха. В мозге 30% объема занимают нейроны, отвечающие за зрение и только 3% отвечают за слух. Зрительная информация легче обрабатывается мозгом и запоминается, более прочно хранится, поэтому принципу наглядности отводится в дидактике ведущее место.

Правила:

Ø предметы в натуре (на картинках или моделях) запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы;

Ø дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учить наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать;

Ø все, что дети могут видеть, представлять для восприятия зрением, все, что дети могут слышать – слухом, доступное осязанию – путем осязания, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом;

Ø руководство познавательной деятельностью ребят в процессе использования наглядных средств;

Ø рационально сочетать слово и наглядность;

Ø применять разумно и в меру наглядность;

Ø с возрастом учащихся наглядность должна быть более символичной;

Ø использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;

Ø в совершенстве владеть ТСО (ИКТ) и методикой их применения.

 

6. П ринцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания - формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стрем­ление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла по­казывают эстетическую картину человеческих отношений. Художе­ственно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искус­ства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых от­ношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен­ной самодеятельности, в организации производительного и обще­ственно полезного труда, в формировании повседневных отноше­ний и поведения.

Правила:

Ø эстетическое оформление пришкольного участка;

Ø красиво оформленные классные и рекреационные помещения;

Ø наличие зелени, цветов и произведений искусства;

Ø эстетический внешний вид воспитанников и воспитателей;

Ø организация учебно-воспитательного пространства.

 

7. Принцип сознательности и активности учащихся в педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Активность личности социальна по своей природе, это концентрированный показатель ее деятель­ной сущности. Однако активность школьников должна быть на­правлена не столько на простое запоминание и проявление вни­мания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний.

Правила:

Ø необходимым условием сознательного обучения является понимание целей и задач предстоящей работы; показывать учащимся важность, значение и перспективы деятельности;

Ø создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;

Ø отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности;

Ø учиться задавать вопросы и выслушивать ответы. Каков вопрос – таков ответ. Как учитель слушает ученика, так ученик слушает учителя.

Ø опора на доверие.

 

8. Принцип прочности и действенности результа­тов обучения. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность. Прочными, как правило, становятся и те знания, которые добываются самостоятельно. Они надолго оседают в сознании и имеют тенденцию переходить в убежде­ния. Большое значение имеет и эмоциональный фон, сопро­вождающий изучение и усвоение материала, выработку умений и навыков.

Прочности и действенности результатов деятельности способствуют упражнения в применении знаний, умений и навыков, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т. п. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности.

Правила:

Ø не перегружать память учащихся в ущерб их мышлению;

Ø препятствовать сохранению в памяти неверной информации;

Ø материал для запоминания заключать в короткие ряды;

Ø бороться с ленью, бездельем, загружать каждого ученика в полную силу его возможностей;

Ø приступать к изучению нового материала только после вызова интереса и положительного отношения к нему;

Ø развивать память учащихся;

Ø новое связывать со старым;

Ø не давать легких и однообразных заданий, они утомляют;

Ø применять современные средства и методы контроля знаний с показом сдвигов в развитии учащихся.

 

9. Принцип доступности и посильности обучения деятельность школьников должна строить­ся на основе учета реальных возможностей, предупреждения ин­теллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

При предъявлении недоступного для усвоения материала рез­ко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает воле­вое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных на­выков и, главное, не содействует развитию учащихся.

Правила:

Ø переходить от близкого к далекому;

Ø от легкого к более трудному;

Ø от известного к неизвестному;

Ø обучать сообразно возрасту учащихся;

Ø учить, опираясь на возможности учащихся, с учетом их интересов, жизненного опыта и особенностей развития;

Ø доступность зависит от ясности изложения и качеств речи учителя;

Ø учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями.

 

10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей. Замечено, что эффективность учебно-воспитательной работы снижается, если предъявляемые требования отстают от возрастных возможностей учащихся или непосильны для них.

Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложно­сти внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирова­ние их личности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников требует, чтобы содержание, формы и методы орга­низации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах. В соответствии с этим принципом должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мыс­ли и переживания воспитанников. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

 

11. Принцип ува­жения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательно­стью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка.

Педагог, предъявляющий требования, должен восприниматься учеником как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в прогрессе его личности. В этом случае требовательность будет выступать как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз педагога. У хоро­шего педагога требовательность к учащимся органично и дина­мично соединяется с требовательностью к себе.

 

Вывод: педагогу в своей работе необходимо ориентироваться не на отдельные принципы и соответствующие правила, а на их систему, которая дает рекомендации по построению учебно-воспитательного процесса. Все принципы взаимосвязаны между собой и действуют одновременно в комплексе. Принципы направляют учебно-воспитательный процесс и указывают педагогу пути достижения хороших результатов воспитания и обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: