Влияние цвета на человека




Разнообразие и яркость цветов играет в жизни организмов огромную роль. Для одних это проявляется в умении слиться с окружающей их природой, чтобы избежать встречи с хищником или, наоборот, напасть незаметно. А для других яркая контраст ная окраска служит как бы сигналом и предупреждением о их несъедобности. Кальмары и осьминоги способны чер неть или бледнеть почти мгновенно. Камбала на дне бас сейна из чередующихся черных и белых плиток превра щается в живую шахматную доску. Огромный пятнистый жираф совершенно исчезает из поля зрения среди афри канской растительности. Ядовитый мухомор — почти все гда первый из грибов, которых встречаешь, едва войдешь в лес.

Явление цветового контраста служит одним из источ ников разнообразия цветов и оттенков, воспринимаемых нашим глазом. Зеленый цвет морских волн подчеркивает пурпурный оттенок тени. Серый дом кажется краснова тым, если смотреть на него сквозь зеленую штору. Ночью глаз после оранжевого пламени костра воспринимает свет Луны как голубоватый. Эти и другие подобные ощущения были обобщены В. Гёте в его книге «Учение о цветах». Он не только собрал, но и глубоко проанализировал воз действие цвета на состояние человека. Сейчас мы можем объяснить то или иное состояние психики человека род воздействием определенного цвета, а во времена В. Гёте это в значительной степени было еще тайной.

В настоящее время твердо установлено, что любой од нородный цветовой фон утомляет глаз, который уже не способен различать этот цвет. В этом причина, по которой папуасы Невой Гвинеи не способны различать зеленый цвет, а в стихах Гомера нет эпитета «синий». На цветовом фоне белый или слабоокрашенный предмет приобретает окраску, дополнительную к окраске фона, потому что у глаза повышается чувствительность к дополнительному цвету. Если лучи, соответствующие дополнительному цве ту, содержатся в свете, отраженном от предмета, то глаз выделит их и как бы подчеркнет его окраску. Мне доводи лось видеть, как в ясную лунную зимнюю ночь одна сто рона горного ущелья, на которую падал лунный свет, ка залась голубоватой, а снег на другой, темной стороне

Цвет не оставляет человека равнодушным. По В. Гёте, ярко-красный — цвет действия, цвет активности. Значит, цвет революционных знамен отражает человеческую по требность к действию, к преобразованию мира. Лиловый и фиолетовый — цвета грусти, а зеленый вызывает на строение покоя и умиротворения. Непрямым путем отражаются в памяти и психологии людей цвета окружающего мира. Казалось бы, общеизвестный розовый цвет; название его явно связано с розой, но почему среди множества белых, злых, красных и других роз дал название цвету именно такой оттенок розы. Корал лы, образующиеся в море, имеют множество окрасок, но коралловый цвет один – ярко - розовый. Так же тропическая пышность дала название лишь одному из разнообразных оттенков зеленого цвета: джунглево - зеленый—это зна чит темно-зеленый. Попробуйте сами среди знакомых вам оттенков окраски яблок выбрать соответствующий яблоч но-зеленому, а вспоминая цвет меда от почти белого липо вого до темно-коричневого — гречишного, выбрать цвет медово-желтый. Становится ясен принцип: цвета называют именами общеизвестных предметов, чтобы сделать их описание понятным всем. Однако не все здесь просто. Не всякий человек сумеет описать цвета, которые с легкостью охарактеризует любая модница: само, пале вый, электрик, беж, бордо.

Различают эстетику одного изолированного цвета и эс тетику группы цветов. Высшее проявление человеческих эмоций заключается в гармонии цветов (от греческого сло ва «хармония» — созвучие, соразмеренность, стройная согласованность частей единого целого). Общий принцип гармонии цветовых ощущений — наиболее приятные соче тания, которые образуются цветами, либо близкими друг к другу по тону, либо являющимися взаимно дополняющими.

Цвет широко применяется, как средство для управления вниманием человека. Некоторые сочетания цветов считаются более благоприятными (например, синий + жёлтый), другие — менее приемлемыми (например, красный + зелёный). Психология восприятия цвета объясняет, почему те или иные сочетания способны сильно воздействовать на восприятие и эмоции человека.

Гармонические сочетания цветов подбираются худож никами, декораторами, текстильщиками, модельерами одежды, мебели и специалистами десятков других профес сий. Гармония цвета составной частью входит в искусство «дизайна». Сами цветовые сочетания могут быть весьма разнообразны. Они комбинируются на разной основе: близкие по данному цветовому тону, но различные по светлоте; контрастные и полноцветные; из промежуточных между чистыми цветовыми тонами. К гармоническим сочетаниям могут быть отнесены такие пары и триады:

парные сочетания: синий — оранжевый, фио летовый — желтый, пурпурный — желтый, пурпурный — зеленый, синий — зеленовато-желтый, голубой — красный;

гармонические триады: красный — жел тый — синий, пурпурный — желтый — голубой, крас ный — зеленый — синий, желтый — оранжевый — фиоле товый.

Гармония пар и триад учитывается при утверждении такого важного символа, как флаг и герб государства. На знамени нашей Страны Советов пурпурный цвет сочета ется с золотом пятиконечной звезды, серпа и молота. При менение цветовых гармонических сочетаний является поч ти правилом в архитектуре, декорировании тканей и кера мики, при создании одежды, мебели и картин. Конечно, в процессе творчества художник, создавая изделие или про изведение, волен выбирать как гармонические, так и дис гармонические отношения цветов в соответствии с эмоцио нальным воздействием произведения. Использование цве та должно быть подчинено единству формы и содержания, реалистическому отражению явлений природы и жизни, требованиям моды и стиля.

Цвет — важнейшее средство воздействия во всех видах искусства. В первую очередь, разумеется, в живописи. Хо тя восприятие цвета человеческим глазом практически не изменилось (по крайней мере, за последние 100000 лет), роль цвета в живописи, как в целом и сама живопись, про шла немалый исторический путь. В музыке цветовые ана логии почти неизбежны при восприятии и анализе самых глубоких и самых сложных программных симфонических произведений. И наоборот, те цветы, что выращены цвето водами, способны вызвать музыкальные ассоциации. По жалуй, самым свежим примером является конкурс на луч шее название гладиолусов (выращенных одним из извест ных цветоводов). Этот конкурс объявлен одной из популярных передач центрального телевидения — «Музы кальный киоск». Среди предложенных названий есть и «Король вальса», и просто «Вальс»; «Сонет» —- в честь по пулярной эстрадной певицы, и «Спартак» — ассоциация с прекрасным балетом Л. И. Хачатуряна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: