Проблема систематизации права.




В рамках систематизации нормативно-правовых актов важной мерой является их упорядочение путем законодательного установления иерархии нормативных актов в зависимости от их юридической силы, обусловленной конституционными полномочиями издавших их органов и спецификой регулируемых ими общественных отношений. Это предполагает, в частности, уточнение взаимосвязи федеральных законов и указов Президента.

Закон - основной юридический источник (форма) российского права. В отечественной правовой системе длительное время статус и значение закона принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В рамках политических, экономических и правовых реформ взят курс на приоритетность закона. Однако безудержное производство громоздких законов может усугубить их обесценение. Складывается и более опасная ситуация, когда закон, по природе своей призванный быть выразителем обшей воли, принимается в редакции, откровенно нацеленной на защиту групповых, корпоративных интересов. Необходимы правовая экспертиза как специальное исследование, ревизия всего массива, оценка законодательства с позиций его соответствия Конституции РФ, международным договорам, правилам законодательной техники. Очевидно, положения о правовой экспертизе должны быть в регламенте Государственной Думы.

Систематизация законодательства есть его упорядочение, т.е. расположение нормативного материала в определенной системе на основе объединения правовых актов в тематические, хронологические или иные сборники с тем, чтобы обеспечить доступность законодательства субъектам правореализации, с наименьшими затратами времени правильно ориентироваться в юридических нормах, быстро отыскать требуемые.

Важной задачей развития современной правовой системы в России является нахождение разумного соотношения законодательного регулирования и подзаконного нормотворчества.

Динамика реформ последнего десятилетия привела к тому, что фактически доминирующей формой правового регулирования во всех без исключения сферах общественных отношений стали указы Президента. Эта проблема привлекает внимание юристов, других государствоведов, становится предметом дискуссий..

Указы предназначаются, строго говоря, должностным лицам исполнительной власти, а не кому-либо, за пределами правительственной администрации. На практике значение указов гораздо шире, чем просто регулирование деятельности правительства. С помощью президентских указов "административная акция" выводится за пределы обычных норм административного права. И все же указ не может быть инкорпорирован в систему актов, имеющих силу закона, хотя сложно бывает определить место указных норм в иерархии правовых норм.

Указы издаются не систематически, а по конкретному поводу и нередки случаи дублирования, путаницы в распределении вытекающих из них обязанностей. Действенность указов в известном смысле ослабляется тем, что их очень много. Поэтому, несмотря на их важность, многие госслужащие и специалисты (не говоря о гражданах) большинство указов не знают. Указом можно достичь цели, если Президент хочет чего-либо не допустить, что-то заблокировать. Но когда он ставит позитивную цель, указ может стать дополнительным бременем в исполнительной системе, вызвать путаницу, правовые коллизии, конфликты. А если ставятся долгосрочные цели, то перспектива выглядит тем более туманной, ибо последующий президент может лишить указ законной силы. Указ - зыбкая основа для строительства политического курса.

Безусловно, Президент не может отказаться от указов, но должен пользоваться этим средством прямого правления осторожно. Уместно подчеркнуть, что там, где уместно и возможно, при разработке указов президентской власти целесообразно сотрудничать с законодательными органами.

И главная проблема - найти разумное соотношение между законодательством и указным нормотворчеством. Необходимо четкое, на уровне федерального конституционного закона закрепление тех общественных отношений, которые должны урегулироваться только законами.

Упорядочение системы права в России неразрывно связано с преодолением "шквала" ведомственных актов. Их число у ряда министерств исчисляется тысячами исходящих нормативных документов, которые не то что исполнить, но просто изучить представляется проблематичным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: