Профессионального образования




Зеер Э.Ф.

Психология профессионального образования

(учебник)

 

Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, пси­хологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возраст­ные особенности субъектов профессионального об­разования.

Отечественная психология располагает значитель­ным объемом знаний по психологии профессиональ­ного образования, рассредоточенных по различным прикладным отраслям педагогики и психологии (профессиональная педагогика, методика профессио­нального обучения, психология труда, возрастная и педагогическая психология).

Психология профобразования является комплекс­ной учебной дисциплиной. В качестве ее системооб­разующего фактора мы избрали профессиональное становление личности. Поскольку оно в основном охватывает стадии взрослости, обучению и развитию в этом возрастном периоде в учебном пособии уделе­но большое внимание. Долгие годы в отечественной и зарубежной психологии к взрослости относились как к периоду «психической окаменелости» (Э. Клапаред) и утраты способности к обучению и развитию. Непрерывное (последипломное) профессиональное образование позволяет преодолеть психологические ограничения и пределы профессионального развития личности, способствует наиболее полной самореализации и достижению вершин профессиональ­ной зрелости. Естественно, что этому уделено значительное внимание в учебном пособии.

В настоящее время в профессиональном образо­вании утверждается новая парадигма - личностно ориентированная. Ее обучающие, воспитывающие и развивающие возможности также представлены в книге.

 

Продуктивное осуществление профессионального образования во многом обусловлено личностью педагога, и, конечно психологические особенности его деятельности стали предметом анализа в учебном пособии.

Эти концептуальные положения определили сле­дующую структуру книги:

1. Введение в психологию профессионального об­разования.

2. Феноменология становления личности.

3. Психолого-педагогические основы профессионального образования.

4. Личностно ориентированное профессиональное образование.

5. Психология профессионального обучения, воспитания и развития.

6. Деятельность и личность педагога профессиональной школы.

 

При работе над книгой автор опирался на иссле­дования отечественных педагогов и психологов по проблемам профессионального образования, собст­венный анализ, ориентируя данные психологии на конкретную практическую деятельность. Вполне ес­тественно, что эти ученые с разных позиций рассмат­ривают проблемы профессионального образования. Автор счел правильным не вдаваться в дискуссию по поводу разночтений в трактовке профессионального образования, а предложить свое понимание психоло­гических особенностей и закономерностей этого вида образования.

В учебном пособии отражены также идеи и иссле­дования педагогов и психологов Уральского государ­ственного профессионально-педагогического уни­верситета: Н.С. Глуханюк, Г.В. Икрина, Ф.С. Исмагиловой, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, И.И. Ха-сановой, О.Н. Шахматовой.

Автор выражает признательность своим уважае­мым коллегам Е.А. Ушаковой и В.Э. Багиной за огромную работу по редактированию и подготовке книги к изданию.

 

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1

Психология профессионального образования –

Новая отрасль прикладной психологии

 

Психологически обусловленные проблемы

профессионального образования

 

Всовременной психологической науке психология профобразования как самостоятельная отрасль не представлена, термин «психология профессионально­го образования» не применяется. Психологически обусловленные проблемы профессионального обра­зования рассматриваются педагогической психоло­гией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией. В настоящее время назрела необходи­мость выделения новой отрасли прикладной психо­логии - психологии профессионального образова­ния. Обоснуем это положение.

Рассмотрим психологически обусловленные проб­лемы профессионального образования. В современ­ных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерыв­ном процессе традиционно выделяют системы обще­го и профессионального образования. Система про­фессионального образования включает подсистемы допрофессиональной трудовой подготовки школь­ников, начальной, средней, высшей профессиональ­ной подготовки молодежи, а также последипломного образования специалистов. Особо следует подчер­кнуть, что сегодня профессиональное образова­ние определяется как процесс и результат профес­сионального становления и развития личности че­ловека.[1]

Профессиональное становление охватывает зна­чительную часть онтогенеза человека - период с на­чала формирования профессиональных намерений (14-17 лет) до завершения профессиональной жизни (55—60 лет). В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессио­нализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразова-ние» личности, адекватной деятельности. Темп и траектория этого процесса детерминируются биоло­гическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и про­фессионально обусловленными инцидентами.

Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном образовании — формировании образа личности, адекватного постоянно меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям. Отсюда следует тесная взаимосвязь профессионального трудa и профессионального образования. Под влия­нием изменяющихся рынка труда и профессий разрабатываются новые образовательные стандарты, ме­няются структура и спектр специальностей. На разных стадиях профессионального становления личности возникают психологически обусловленные проблемные образовательные ситуации.

На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием веду­щей учебно-профессиональной деятельности. Проб­лемная образовательная ситуация заключается в организации профессионально ориентированного обучения школьников, которое обеспечило бы пси­хологически компетентный выбор профессии и ее получение в определенной профессионально-обра­зовательной области.

На стадии профессионального образования и про­фессиональной подготовки возникают проблемы раз­вития учебно-профессиональной мотивации, про­фессионального самоопределения и формирования готовности к будущей самостоятельной трудовой жизни. Центральной проблемой на этой стадии явля­ется формирование системы социально и профессио­нально ориентированных знаний, умений и навыков, а также развитие у обучаемых профессионально важ­ных качеств и способностей. В связи с этим особое значение приобретают проектирование психологи­чески обоснованного содержания профессионально­го обучения, личностно ориентированные техноло­гии его реализации и мониторинг профессионально­го развития обучаемых.

На стадии профессиональной адаптации возника­ют проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Образовательно обусловленные проблемы — это формирование про­фессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психо­логической проблемой на этой стадии является выра­ботка первоначального опыта выполнения профес­сиональной деятельности.

В отечественной психологии почти нет исследо­ваний по формированию первоначального профессионального опыта. Традиционно профессиональ­ный опыт определяют как интеграцию знаний, уме­ний и навыков. В процессе активного самостоятель­ного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивиду­альных способов, приемов выполнения трудовых за­даний, но также и развитие профессионально важ­ных качеств и способностей[2]. При этом имплицитно подразумевается, что формирование опыта происхо­дит само собой в процессе овладения деятельностью. Новопрос о научении опыту не ставится.

В настоящее время большое значение придается супервизорству как профессионально-образователь­ной технологии повышения компетентности и ква-лификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизорство нуждается в психологическом обеспечении и со­провождении.

На стадии профессионализации — высококвалифи­цированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом того, что современные социальные и производственные технологии весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходи­мость постоянного, непрерывного профессиональ­ного образования, именно образования, а не повышения квалификации в рамках уже освоенной профессии и сложившегося опыта. На стадии профессионализации происходит интеграция профессиональ­ных умений и профессионально важных качеств в сложныe структурные констелляции, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Но в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлени­ем становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профес­сионализации, сдерживает дальнейший профессио­нальный рост специалиста. Очевидно, нужны осо­бые, личностно ориентированные технологии про­фессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование.

Достижение вершин профессионального мастер­ства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятель­ности. Актуализация профессионально-психологи­ческого потенциала, достижение вершин профессио­нализма возможны в процессе особых организацион­ных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т. п.).

Обобщим наши рассуждения о психологических проблемах профессионального становления лично­сти (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что пред­метом профессионального образования является, по словам А.М.Новикова, процесс и результат профес­сионального развития личности человека.

Таким образом, все психологические проблемы профессионального образования объединяются во­круг целостного процесса профессионального ста­новления личности. Очевидна целесообразность ин­теграции этих научных и практико-ориентированных проблем одной отраслью прикладной психоло­гии. Ее предметом являются психологические осо­бенности, закономерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалифи­кации и профессионального самообразования.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: