Классификации методов исследования




 

Исследовательские методы — это способы особым образом организованной деятельности, направлен­ной на получение объективно нового знания об осо­бенностях, закономерностях и механизмах психики. Методы психологии, направленные на получение субъективно новых знаний: фактов, оценок, показателей, признаков, значимых для оказания психологической поддержки, консультирования, коррекции, стимулирования и мотивирования профессиональ­ного развития, — назовем прикладными, прагмати­ческими методами.

Методы исследования психологии профессио­нального образования основываются главным образом на двух методологических принципах:

• субъективном, заключающемся в постижении профессионального становления на основе самопознания;

• объективном, предусматривающем изучение тех признаков профессионального становления, которые можно фиксировать различными исследовательскими средствами внешнего, стороннего познания психических явлений.

Существуют две формы использования методов исследования:

• лонгитюдное, или продольное, исследование;

• проведение поперечных срезов.

Лонгитюдное исследование предполагает длитель­ное и регулярное изучение психических образований определенной группы людей или конкретного человека по одним и тем же параметрам.

Для срезового исследования характерно сравнение данных относительно разных групп испытуемых. При помощи поперечных срезов можно охватить большое число испытуемых и провести исследование в срав­нительно короткие сроки. При проведении срезовых исследований широко применяют опросные методы, тесты, эксперименты.

Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный путь профессионального становления, установить взаимосвязь образования и психического развития, выявить сенситивные периоды развития познава­тельных способностей, определить психологические особенности возрастных и профессионально обу­словленных кризисов и др. Для лонгитюда характер­но использование методов самонаблюдения, психо­биографии, панельного исследования[6].

Методы исследования, используемые в психоло­гии профессионального образования, имеют обще­психологическое происхождение и не являются спе­цифичными. Близость психологии профессионально­го образования к психологии развития, психологии труда, возрастной и педагогической психологии обу­словливает заимствование уже сложившихся методов.

Использование методов в конкретном исследова­нии приводит к созданию исследовательских мето­дик. Методики существуют только в логике конкрет­ного исследования. Они определяются его целью, предметом и объектом.

Систематизация методов исследования психоло­гии профессионального образования, определение области их применения вызывают необходимость рассмотрения их классификации.

В психологии нет единой общепризнанной классификации методов исследования. Чаще всего описываются отдельные методы или перечни рекомендуемых методов при решении конкретных проблем психологии.

 

Анализируя систему методов психологии, предло­женную С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьев предло­жил свою рабочую классификацию методов исследования.

1. Методы, подчиненные организации и планированию исследования, он назвал организационными. К ним Б.Г. Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Их действенность определяется конечными результатами исследования в виде концепций, новых средств обучения, управления, диагностики, и т.д.

2. Ко второй группе методов Б.Г.Ананьев отнес эмпирические способы получения научных данных, накопления фактов. В эту группу он включил следующие группы методов: обсервационные (наблюдение и самонаблюдение); эксперементальные (лабораторный, полевой или естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты); психодиагностические (тесты, анкеты, интервью и беседы); праксиметрические (изучение продуктов деятельности, хронометрия, профессиография, оценка работы и т.д.); биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).

3. Третью группу методов по классификации Б.Г.Ананьева составляют приемы обработки данных К ним относятся количественный (математико-статический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по типам, группам, вариантам).

4. В четвертую группу включены интерпретационные методы: генетические и структурные (психография, составление психологических профилей, классификация)[7].

 

Принципиально иной подход к методам психологии используется в учебном пособии «Введение в психологию». Не претендуя на классификацию методов, один из авторов – Л.А.Карпенко – выделяет следующие группы методов психологии:

1) субъективные методы, к которым отнесено самонаблюдение (интроспекция и ретроспекция)

2) объективные методы. К ним отнесены разные виды наблюдения; эксперименты: лабораторный, экспериментально-генетический (метод поперечных срезов, лонгитюдное исследование и формирующий эксперимент); экспериментально-патологический метод, или метод синдромного анализа; тестирова-­
ние. В эту же группу включены методы опроса (ин­тервью, опросники-анкеты, личностные опросники, проективные методы иметод отраженной субъектно-
сти)[8]
Предложенная группировка методов исследования включает почти все используемые в психологии мето­ды. При их характеристике указываются ученые, кото­рые впервые применили эти методы. Обращается вни­мание на область применения методов. К сожалению, автор лишь перечисляет методы психологии, не пред­лагая сколько-нибудь приемлемой их классификации. А ведь для учебного пособия это важно.

Ж. Годфруа в своем учебнике по общей психоло­гии научные методы делит на две большие группы: описательные и экспериментальные.[9] К описательным он относит наблюдение, анкеты, тесты и методы статистической обработки. Группировка эксперимен­тальных методов не приведена. Очевидно, автор не ставил перед собой задачу систематизации методов исследования психологии.

В атласе по психологии, изданном в Германии[10], методы группируют по основаниям систематическо­го наблюдения, постановки вопросов и опыта (экс­периментирования); соответственно, выделяют сле­дующие три группы методов:

1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (стороннее) наблюдение, включенное на­блюдение, групповое наблюдение и супервизорство;

2) опросные: беседа, описание, интервью, стандар­тизированный опрос, демоскопия[11] и коакцион[12];

3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.

Отсутствие строгой научной классификации объ­ясняется широким спектром методов психологии, подчиненных решению исследовательских проблем и практических задач различных отраслей психоло­гии.

А. Б. Орлов, анализируя методы возрастной и пе­дагогической психологии, в качестве основания классификации исследовательских методов предла­гает избрать главную задачу, которую ставит перед собой ученый[13]. Эти задачи могут иметь четыре фор­мы, или разновидности: описать, измерить, объяс­нить и сформировать психическое образование (явление, процесс, механизм и т. п.). В соответствии с исследовательскими задачами А. Б. Орлов предлагает четыре класса методов: неэкспериментальные (клини­ческие), диагностические, экспериментальные и фор­мирующие.

Аналогичный подход к группировке методов пси­хологии наблюдается в прикладной психологии тру­да, промышленной и организационной психологии в Германии. Методы группируются в зависимости от следующих исследовательских задач: описания, объ­яснения, прогнозирования и контроля[14].

На наш взгляд, этот подход представляется про­дуктивным для решения проблемы группировки ис­следовательских методов прикладных отраслей пси­хологии, одной из которых является психология про­фессий.

Какие же исследовательские задачи стоят перед психологией профессионального образования?

Первая - описание профессионального образования и развития личности в процессе непрерывного образо­вания, психологических особенностей и закономерно­стей профессионального обучения и воспитания. Для исследования этого процесса оправдано применение лонгитюдного метода, наблюдения, опросных методов (анкетирования, интервью), психобиографии, изуче­ние продуктов деятельности и др. Эти методы могут быть отнесены к неэкспериментальным.

Вторая задача — измерение психологически значи­мых показателей, признаков учебно-профессиональ­ной деятельности и обучаемых. Решению этой иссле­довательской задачи служат тесты специальных спо­собностей, тесты достижений и обучаемости. Широ­ко применяются также разного рода опросники мо­тивации, учебно-профессиональных интересов, ценностных ориентации и профессионально-образова­тельных установок. Эта группа методов относится к классу психометрических.

Третья исследовательская задача — объяснение особенностей, закономерностей и механизмов про­фессионального образования. Основными методами решения этой задачи являются экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (по­левой) эксперименты.

Четвертая задача — формирование и отслеживание динамики развития психологических новообразова­ний (психофизиологических, познавательных и про­фессиональных свойств, качеств личности) в процес­се обучения и воспитания. Эта задача решается с по­мощью генетических методов: формирующего экспе­римента и мониторинговых исследований.

Особая группа методов направлена на количест­венную обработку исследовательских данных. К ним относятся методы математической обработки: дис­персионный, корреляционный, факторный анализ и др. (табл. 4).

Таблица 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: