Неэкспериментальные методы




 

Лонгитюдный метод - многократное системати­ческое изучение одних и тех же испытуемых (или групп) в процессе их развития. Лонгитюдные иссле­дования проводятся на протяжении нескольких лет с целью установления профессиональных изменений (развития, деформаций) личности в ходе профессио­нального образования.

Лонгитюдный метод оформился в психологии в 20-е гг. прошлого столетия и применялся в основном для изучения генезиса психики и научного обоснова­ния психологического прогноза в детской и возраст­ной психологии. В последующие годы стали исполь­зоваться длинные (проводимые в течение 20—30 лет) лонгитюды, в которых на больших группах испытуе­мых прослеживались изменения определенных пока­зателей психического развития.

Проведение лонгитюдного исследования предпо­лагает одновременное использование других мето­дов: наблюдения, опросов, тестирования, психографии, праксиметрии и др.

Полученные в процессе лонгитюда результаты за­висят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-эконо­мических условий, в которых проводилось исследо­вание. Наличие стольких факторов усложняет полу­чение достоверных результатов. И, тем не менее, счи­тается, что лонгитюдные исследования обеспечива­ют высокую предсказательную валидность, надеж­ность результатов, основанную на однородности изу­чаемой выборки.

Сложность использования лонгитюдного метода обусловлена отбором испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера вы­борки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200—2000 испытуемых.

Следующая проблема - определение оптималь­ных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды. При исследовании про­фессионального становления личности в качестве интервала обследования можно было бы избрать ста­дии и фазы профессионального развития.

Одной из проблем лонгитюдного исследования является выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.

Недостатки лонгитюдного метода связаны имен­но со значительной длительностью исследования. Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических со­бытий. С годами сокращается число испытуемых, ме­няется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претерпевают изменения. Одним из факторов, ограничивающих применение лонгитюда, является его высокая стоимость.

Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно за счет применения других методов, в част­ности психобиографии.

Психобиография — метод психологического изу­чения жизненного пути конкретных лиц. Первона­чально психобиография использовалась для анализа карьеры политических деятелей, в дальнейшем она стала применяться для изучения становления деяте­лей науки и культуры, а также для исследования ин­дивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиографии в психологии про­фессионального образования позволяет получить ценную информацию о зарождении профессиональ­ных намерений, факторах выбора профессии, труд­ностях профессионального образования, траектории карьеры, кризисах профессионального становления личности и др.

Наблюдение — метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психиче­ских явлений на основе их преднамеренного и систе­матического восприятия. Наблюдение проводится, как правило, по жесткой программе (формализован­ное наблюдение), в отдельных случаях по плану (сво­бодное наблюдение).

Свободное наблюдение применяют на начальных этапах исследования. Оно позволяет скорректиро­вать постановку вопросов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы.

Формализованное наблюдение ведется по стан­дартизированной программе; наблюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксиру­ются в протоколе. Отмечается частота их проявле­ния, психическая напряженность, поведенческие ре­акции людей и т. д.

Особенностью наблюдения как метода исследования является то, что сбор информации осуществляется при помощи разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.

В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают включенное наблюдение, когда исследователь входит в состав группы и выполняет все виды деятельности этой группы, и стороннее наблюдение, когда исследователь рассматривает ситуацию непосредственно или находится за пределами наблюдаемого действия, когда аналзируются психические явления, снятые кино- или видеокамерой.

Наблюдение как метод психологии профессионального образования применяется при оценке организации учебного места и учебно-производственной ситуации в целом, при анализе коммуникации обучаемого, его поведения, профессиональной обучаемости и роста квалификации. Наблюдение целесообразно использовать при разработке психограмм профессий, исследовании особенностей профессионального обучения на рабочем месте.

Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточной репрезентативности полученных данных из-за большого количества сопутствующих явлений и высокой вероятности субъективной интерпретации наблюдаемых событий. При наблюдении приходится информировать обучаемых о задачах исследования, что вносит изменения в их учебно-профессиональное поведение и деятельность.

Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов учебно-профессионального труда обучаемых: графических документов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т.п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне профессиональной обученности, развития профессионально важных ка­честв обучаемого: аккуратности, ответственности, точности и др. Анализ количества и качества изде­лий, изготовленных в течение определенного учеб­ного времени, позволяет определить уровень сенсомоторной обучаемости, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме учебного труда.

 

 

Психометрические методы

 

Психометрия (психометрические методы) — ис­следование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стан­дартизация технологий измерения параметров дина­мики индивидуальных различий, эмпирических ли­митов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических мето­дик, обладающих валидностью, надежностью и ре­презентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.

Тестирование — метод психологической диагнос­тики, при котором используются стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определен­ную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психо­физиологических свойств и качеств личности, при отборе и определении профпригодности абитуриен­тов, а также в процессе аттестации и профессиональ­ного консультирования.

В тестировании выделяют три этапа:

• выбор теста, опросника (определяется исследо­вательской задачей);

проведение тестирования в соответствии с инструкцией при соблюдении этических норм;

• обработку полученных данных и интерпретацию­ результатов тестирования.

В психологии профессионального образования важное значение приобретает диагностика специаль­ных способностей и учебно-профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты на­правлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным образом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах отбора поступающих в профессиональные учебные заведения побудила психологов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. В зависимости от разных профессий и специальностей к кандидатам предъявляются специфические требования. В целях профотбора, профконсультации необходимо иметь тесты, позволяющие определить уровень обученности (подготовленности), обучаемости, выраженности профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.

В психологии выделяют следующие группы способностей: сенсорные, двигательные, технические и профессионализированные, куда входят художественные, управленческие, предпринимательские, конвенциональные и др. В соответствии с выделенными­ способностями конструируются и различные тесты. Тесты специальных способностей применяются в основном для профессионального отбора.

Расмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха. Тесты визуальных способностей дифференцируются в зависимости от профессионально значимых признаков и измеряют остротузрения, цветовое различение, восприятие глубины, мышеч­ный баланс глаз. Очень распространенным тестом, определяющим остроту зрения, является следую­щий: испытуемому показывают таблицу, на которой изображены ряды печатных букв, постепенно умень­шающихся по величине, и предлагают называть бук­вы, которые указывает экспериментатор.

Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота слуха, выделе­ние сигналов из фона, наполненного шумами, разли­чение тембра, высоты звуков. Наиболее часто определяется острота слуха. При этом используется зву­ковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, про­износящий какие-либо слова или простые предложе­ния. Для измерения более сложных характеристик слуха, например музыкального, применяют тесты музыкальной одаренности.

Диагностика двигательных способностей осущест­вляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выпол­няются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способно­стей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в меньших масштабах. Широкое распространение получили тесты, диагностирующие ловкость паль­цев, скорость манипулирования предметами, твер­дость руки, время реакции, скорость движения руки.

Важное место в профотборе персонала занимают тесты технических способностей. Под техническими способностями понимают сложные интеллектуаль­ные способности, включающие пространственные представления, техническую компетентность и сен-сомоторные умения.

К последней группе специальных способностей относятся профессионализированные способности: художественные, музыкальные, конструкторские, исследовательские, предпринимательские, социаль­ные, исполнительские и др. Тесты, сконструирован­ные для их измерения, используются при отборе персонала для определенной профессиональной области деятельности.

Тесты достижений диагностируют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность обуче­ния и овладение профессией. Другими словами, тесты достижений ориентированы в основном на оценку успехов индивида после завершения обучения.

Применяют обычно три формы тестов достижений: тесты действия, письменные и устные тесты. В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных в конкретной профессиональной деятельности. Для выполнения теста либо используют производственное оборудование, либо моделируют трудовые операции на тренажерах. Тесты действия широко применяются в конторских профессиях технический секретарь, машинистка, стенографистка, клерк и т. п.).

Письменные тесты достижений используются в профессиях, где важны специальные знания, осведомленность, грамотность. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем, классификационных признаков, технических характеристик, формул. Стандартизированная форма оценки носит более объективный характер, допускает групповую работу и не требует больших затрат времени.

Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию стандартизированных во­просов, касающихся специальных профессиональных знаний. Вопросы подбираются на основе тщательного анализа профессиональной деятельности, наблюде­ния за квалифицированными работниками и эксперт­ной оценки значимости каждого вопроса.

Использование тестов достижений для оценки профессиональной компетентности можно проил­люстрировать на практике аттестации психологов в США[15]. Чтобы быть допущенными к экзамену на зва­ние психолога, кандидаты должны иметь универси­тетское психологическое образование и проработать два года под руководством дипломированного психо­лога. Экзамен состоит из двух частей и предполагает:

• выполнение ста заданий с множественным выбо­ром по семи областям деятельности: клинической пси­хологии, психологии развития, промышленной психо­логии, общей экспериментальной психологии, тести­рованию и статистическому анализу, социальной пси­
хологии и психологическому консультированию;

• описательные ответы на пять вопросов, один из которых - по методологии исследования и четыре по любым двум из перечисленных семи областей дея­
тельности. Эти области кандидат выбирает сам.

В каждом штате существуют свои законы присво­ения звания психолога и выдачи лицензии на практи­ческую деятельность. Но все они направлены на то, чтобы оградить общество от шарлатанов и некомпе­тентных лиц, объявляющих себя психологами.

Широкое распространение тестов достижений и специальных способностей объясняется тем, что они позволяют специалистам по обучению персонала оперативно выявлять уровень профессиональной подготовленности работника, следить за его профессиональным становлением (карьерой) и прогнозировать профессиональные достижения.

В связи с введением в нашей стране аттестации служащих проблема диагностики с использованием тестов достижений и специальных способностей приобретает особую актуальность.

Методы опроса - это способы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника-анкеты) общения исследователя с испытуемым. Опросники не являются тестами, но достаточно высокая надеж­ность, и валидность позволяют отнести их к психометрическим методам. К группе психометрических методов относятся все стандартизованные формы опроса. В психологии профессионального образования широкое распространение получили опросники-анкеты. К ним относятся биографические опросники, опросники интересов.

Биографические опросники диагностируют уровень и характеp образования, виды профессиональной деятельности, смену места работы и профессии, хобби. По мнению А, А. Анастази, эти опросники являются валидными при предсказании успешности
работы как для профессий неквалифицированного труда, так и для профессий высокого уровня квалификации.

Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального отбора.

Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э. Стронгом в 1920 г. Он диагностирует четыре показателя интересов:

1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;
2) структуру интересов мужчин и женщин;

3) степень зрелости интересов;

4) уровень профессиональной подготовки[16].

Один из последних вариантов этого опросника, разработанный в 1974 г., содержит 325 заданий, сгруп­пированных в 7 частей. В первых пяти частях испытуе­мый отмечает свои предпочтения суждениями «нра­вится», «безразлично», «не нравится». Вопросы в этих частях распределены по следующим категориям: про­фессии, учебные предметы, виды деятельности, типы развлечений, общение с различными типами людей. Другие две части требуют от отвечающего предпочесть одно из двух заданий (например, иметь дело с вещами или с людьми) и отметить ряд утверждений о себе суж­дениями «да», «нет», «не знаю».

Другим распространенным опросником интере­сов является «Протокол профессиональных предпоч­тений» Г. Кьюдера (1966). Он предназначен для опре­деления предпочтительных интересов индивида сре­ди широкого круга разных видов деятельности, но не прогнозирует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.

Вопросы «Протокола...» относятся к типу триад вынужденного выбора. На каждый вопрос испытуе­мый отвечает, какой из трех перечисленных видов де­ятельности ему наиболее и наименее по душе (напри­мер: посещение картинной галереи, работа в библио­теке, посещение музея).

Шкалы интересов включают различные виды деятельности: научную, техническую, литератур­ную, общественную и др., т.е. опросник Г. Къюдера диагностирует интерес испытуемого к определенным видам деятельности, а не к конкретным профессиям.

Важное значение имеет диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях наличие исходных знаний, умений и навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, здоровья).

Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче уча­щийся приобретает новые знания и профессиональ­ные умения, тем свободнее он ориентируется в учеб­но-профессиональных ситуациях, тем выше темп его профессионального развития. В основе профессиональной обучаемости лежит развитие сенсомоторных способностей, психических процессов, а также мотивационно-волевых и эмоциональных качеств личности. Степень развития и сочетание этих свойств определяют индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями.

Анализ психологической литературы по пробле­мам обучаемости показал, что исследователи разъединяют обучаемость и умственное развитие; важнейшим психическим процессом, детерминирующим обучаемость является мышление; важное значение в повышении уровня обучаемости принадлежит мотивам учения[17]. 3.И. Калмыкова, признавая обучаемость как производное от разнообразных особенностей психики, рассматривает это понятие в более узком смысле — как общие умственные способности, ограничивая его содержание лишь спецификой мышления.[18]

К критериям обучаемости относятся:

• сформированность логических приемов мышления;

• самостоятельность мышления;

• преобладающий тип мышления.

Диагностика этих качественных характеристик мышления осуществляется при

помощи широко применяемых в психологии методик.

В психологии профобразования правомерно ис­пользовать понятия сенсомоторной и профессио­нальной обучаемости и в зависимости от содержания профессии конструировать методику диагностики. Основными диагностируемыми показателями явля­ются следующие:

• мотивы выбора профессии и терминальные ценности;

• уровень развития учебно-профессиональных способностей;

• самостоятельность и рефлексия;

• координация движений;

• сенсомоторные свойства.

Диагностика учебно-профессиональной обучае­мости позволит дифференцировать профессиональ­ную подготовку специалистов, прогнозировать успешность их будущей профессиональной деятель­ности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: