Принципы и методы социальной работы




Вопросы для самопроверки

1. Сформулировать сущность социальной работы.

2. Что является объектом социальной работы?

3. Каковы основные функции социального работника?

4. Дать понятие социальной ориентированности кадров.


Список рекомендуемой литер атуры

1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М., 1989.

2. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М., 1987.

3. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

4. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной ра­боты. М, 1994.

5. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996.

6. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работ­ников в России: Учеб. пособие. Тамбов, 1997.

Принципы и методы социальной работы

Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые обеспечивают ее научность.

Принципы социальной работы - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы. В учебно-методическом плане целесообразно объеди­нить все принципы социальной работы в три группы (социально-политические, организационные, психолого-педагогические). К первой группе могут быть отнесены: гуманизм и демократизм социальной работы; взаимодействие содержания и форм социаль­ной работы с конкретными условиями жизнедеятельности лич­ности, социальной группы; законность и справедливость и др. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, его достоинства и гражданских прав, создание усло­вий свободного и всестороннего проявления способностей лич­ности. Демократизм социальной работы требует умения уста­навливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности. Наря­ду с гуманизмом и демократизмом одним из важнейших прин­ципов социальной работы является ее тесная связь с конкретны­ми условиями жизнедеятельности людей (единство теории и практики). Принцип законности предполагает строгое исполне-


ние законов и основанных на них правовых актов всеми государ­ственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в соци­альной работе организационных принципов. Социально-техно­логическая компетентность - один из важнейших принципов, сущность которого состоит в глубокой осведомленности соци­ального работника об условиях и технологии решения возни­кающих проблем и умении грамотно реализовать свои знания на практике. К этому же разряду принципов относится и стимули­рование - побуждение человека к осознанному, заинтересован­ному проявлению активности в реализации его энергии, способ­ностей, нравственного и волевого потенциала. Важным органи­зационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения, смысл которых заключается в обеспечении реализации гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

Большое место в теории и практике социальной работы от­водится психолого-педагогическим принципам, которые по су­ществу выражают основные требования к формам и методам со­циальной работы. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям, который предполагает установку на максимальный и конкрет­ный учет специфики интересов, актуальных потребностей, тра­диций, вкусов и привычек личности в социальной работе. Важ­ное значение в этой группе имеют принципы целенаправленно­сти и комплексного подхода к решению социальных проблем.

В социальной работе на современном этапе сложилась сис­тема методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера примене­ния, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практи­ческой деятельности органов социальной защиты населения по­зволяет выделить три основные группы методов социальной ра­боты: социально-экономические, организационно-распоряди­тельные и психолого-педагогические.


Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты соци­альной работы оказывают воздействие на материальные, нацио­нальные, семейные и другие социальные интересы и потребно­сти клиентов. Данные методы используются в форме натураль­ной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др.

Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и ин­структирование. Регламентирование - довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и вве­дении в действие различных положений, обязательных для испол­нения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами органи­зационного воздействия. Сущность нормирования - в определе­нии и установлении нормативов в деятельности человека. Инст­руктирование в социальной работе обычно имеет форму консуль­тационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационно-распорядительным методам социальной ра­боты также относятся подбор и расстановка кадров, метод требова­ний, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения.

В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание челове­ка является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира лично­сти, реализуется в практике социальной работы в различных, формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работ­ника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально-психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информи­рование, гуманизация условий труда и быта, расширение возмож­ностей индивида для проявления творческих возможностей и др.).


Социальная работа требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Связь методов социаль­ной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от ее целей и задач. Существенное различие между методами и принципами социальной работы состоит в том, что принципы постоянны и носят обязательный характер, а методы - более подвижны и зависят от изменения социальных условий.

Современная система методов также многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. Без умения исполь­зовать выявленные закономерности, опыт, накопленный предше­ствующими поколениями и современниками, невозможно ус­пешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные группы принципов социальной работы.

2. Дайте характеристику социально-политическим принципам.

3. Назовите различные классификации методов в зависимости от их ро­ли в социальной работе.

4. Какова ориентация организационно-распорядительных методов?

5. Как Вы представляете систему методов социальной работы?

Список рекомендуемой литературы

!. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М, 1987.

2. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

3. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз, техноло­гии. М, 1992.

4. Яхил Н. Социология и социальная практика. М, 1984.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: