Личностно ориентированное общение




Личностью ориентированное общение в социаль­ной психологии не выделяется как самостоятельный тип межличностного общения. Основываясь на па­радигме личностно ориентированного образования и фасилитационном подходе, обоснуем правомерность выделения этого типа общения, его особенности и развивающие возможности.

Общение — сложный, многоуровневый феномен. При его характеристике выделяют три взаимосвязан­ные стороны: перцептивную, интерактивную и ком­муникативную. Перцептивная сторона определяется как восприя­тие внешних признаков человека, их соотнесение с особенностями личности, интерпретация и прогно­зирование на этой основе ее деятельности и поведе­ния. Выделяют четыре основные функции межлич­ностной перцепции:

• познание себя;

• познание участников общения;

• совместная деятельность на основе сотрудниче­ства;

• установление комфортных эмоциональных от­ношений.

Сущность межличностной перцепции определя­ют следующие механизмы:

• познание и понимание друг друга (идентифика­ция, эмпатия, аттракция);

• познание самого себя (рефлексия) в процессе

общения;

• прогнозирование поведения участников общения: обучаемых, педагога (каузальная атрибуция).

Эти внутренние механизмы восприятия обуслов­ливают продуктивность личностно ориентированно­го общения при условии их учета в обучении и воспи­тании, использования психологически обоснован­ных технологий общения, которые будут рассмотре­ны ниже.

Коммуникативная сторона общения проявляется в обмене информацией, трансляции, презентации субъектами общения своих эмоциональных пережи­ваний, идентификации ценностных ориентации, от­ношений, установок.

Специфика межличностной коммуникации проявляется в следующих феноменах: психологи­ческой обратной связи, наличии коммуникатив­ных барьеров, существовании различных способов передачи информации (невербального и вербального). Рассмотрим феноменологию коммуникативного процесса.

Механизм обратной связи характеризуется тем, что в процессе общения объем информации как бы удваивается и помимо передачи содержания инфор­мации (обучения) происходит также оценка деятель­ности и поведения участников общения. Актуальной является не только передача информации, но и опре­деление того, как она воспринята, понята другими.

Коммуникативный барьер составляют те психо­логические препятствия, которые затрудняют адек­ватную передачу информации. К факторам, обуслов­ливающим коммуникативные барьеры, относятся невыразительная, фонетически неправильная речь, погрешности в логике ее построения, социокультур­ные и этнические различия, внешний вид, манера поведения и др. В преодолении барьеров педагогиче­ского общения важное значение принадлежит авто­ритету педагога и использованию технологий педаго­гической фасилитации.

Интерактивная сторона общения связана со взаимодействием субъектов обучения и воспитания, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует несколько видов мотива­ции межличностного взаимодействия:

• максимизация общего успеха, результата (мо­тив кооперации);

• максимизация собственных достижений (мо­тив индивидуализма);

• максимизация относительных достижений (мо­тив конкурентности);

• максимизация успехов и достижений других (мотив альтруизма);

• минимизация успехов, достижений других (мотив агрессии);

• минимизация различий в достижениях (мотив равенства).

Соответственно перечисленным мотивам разли­чают и стратегии межличностного взаимодействия: сотрудничества, соперничества, компромисса, уступчивости и избегания. Личностно ориентиро­ванное образование обусловливает использование стратегий сотрудничества и компромисса.

Для реализации этих стратегий взаимодействия обучаемых и педагогов используются различные ор­ганизационные технологии обучения и воспитания:

• фронтально-групповая;

• бригадная (звеньевая);

• индивидуальная.

Реализация личностно ориентированного обще­ния в профессионально-образовательном процессе обусловливает применение технологий педагогиче­ской фасилитации, максимально учитывающих пси­хологические особенности всех трех сторон межлич­ностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:

• обеспечение сотрудничества всех субъектов об­разования;

• построение общения на паритетных началах;

• признание за каждым участником права на соб­ственную позицию и мнение;

• признание каждого субъекта общения индиви­дуальной и уникальной личностью;

• открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;

• фасилитационная организация пространства общения.

Приведем технологические приемы обучения и воспитания, адекватные этим принципам.

1. Педагог реагирует не на поверхностные эмоци­ональные реакции обучаемых, а на их скрытые чувства помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагоги­ческая эмпатия включает следующие уровни:

• рациональный (понимание эмоционального состояния);

• эмоциональный (сопереживание состояния обучаемого);

• действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);

• опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний)

Эмоциональный компонент личностно ориенти­рованного общения способствует развитию гумани­стической центрации педагога на личности обучае­мого.

2. Следующий прием — безусловное уважение и позитивное принятие обучаемого как личности, способной к самоизменению и саморазвитию. Этот при­
ем проявляется в избегании негативных оценочных суждений, доверии, оптимистической гипотезе о потенциальных возможностях обучаемого

3. В процессе общения важно проявление педагогического такта на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть
выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении личности собеседника как к главной ценности: это тонкая грань между отдельными

воздействиями, это естественность, простота обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухо­сти.

4. Конгруэнтное (искреннее) сопровождение педагогом своей деятельности дает искреннюю эмоци­ональную реакцию на протекание педагогического
общения на вербальном и невербальном уровне. Эмоционально окрашенные оценки могут быть не только позитивными, но и негативными, при этом
последние не носят деструктивного характера.

5. Безусловное (безоценочное) принятие обучаемого выражается во внимании к нему, одобрении. Недопустимо отрицательное отношение к обучаемому в зависимости от его неуспеваемости, невыполнения поручений.

6. Важным приемом является использование тех­ник фасилитационного общения:

• обращение к обучаемому по имени;

• прием «зеркало отношений» (добрая улыбка — приветственная, ободряющая, выражающая сопере­живание);

• создание ситуации успеха, авансирование по­хвалы, что повышает способности обучаемых;

• выдвижение оптимистических гипотез о воз­можностях и способностях обучаемых. Позитивные ожидания педагогов инициируют саморазвитие обу­чаемых и, как правило, сбываются.

7. Эффективным фасилитационным приемом яв­ляется самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного и педагогического опыта. Исполь­зование этого приема способствует принятию обучаемыми личности педагога и тем самым позволяет
снять психологические барьеры отчужденности меж­ду всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.

Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: