Методические рекомендации




ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Ц е л ь: проанализировать взгляды зарубежных и отечественных педагогов на проблему воспитания детей в семье, их понимание воспитательного потенциала семьи, путей преодоления ошибок семейного воспитания.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Зарубежные педагоги 17-19 вв. о роли семьи в воспитании.

2. Русские педагоги 19 в. о семейном воспитании.

3. Вопросы семейного воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

Задания для самостоятельной работы:

Сделать выписки:

1. Локк Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. М., 1971. С. 188-189, 192-193, 197-202.

2. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Там же. С. 221-226, 235.

Конспектировать:

3. Белинский В.Г. О детских книгах // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). М., 1986.

Сделать развернутый план статьи:

4. Макаренко А.С. Общие условия семейного воспитания // Пед соч.: В 8-ми тт. – Т. 4. М., 1984. С. 139 – 161.

Сделать выписки:

5. Он же. О родительском авторитете // Там же.

6. Он же. Потребности в семье и воспитание // Там же. Т. 5.

Для индивидуального сообщения:

7. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Избранные педагогические сочинения. М., 1985. С. 272-305.

 

 

Методические рекомендации

Готовясь к семинарскому занятию, вспомните, какую роль отводили семейному воспитанию крупнейшие зарубежные педагоги 17-19 вв. (Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.). Каково их отношение к семейному воспитанию? Чем оно обусловлено?

Вопросы семейного воспитания находились в центре внимания различных представителей общественно-педагогического движения в 19 в. Весьма интересен подход В.Г. Белинского. В предложенной к семинару статье он рассуждает о различных аспектах воспитания, в первую очередь семейного.

Знакомясь со статьей, обратите внимание на мысль автора о том, что воспитание – везде и при этом оно – нигде. Как его понимать?

Характеризуя различные подходы к пониманию сущности воспитания, Белинский выделяет в своей статье несколько видов воспитания. Какие? В чем их особенности? В какой мере предложенная им классификация имеет право на существование в наши дни?

Значительная часть рассуждений Белинского связана с анализом сущности родительской любви и ее меры. Какие формы родительской любви выделяет автор? В чем их проявление? Обратите внимание на понимание Белинским того, что такое разумная родительская любовь. С чем он ее связывает? Подумайте о возможных воспитательных последствиях того или иного стиля отношений родителей и детей. Согласны ли вы с точкой зрения автора о том, что детей следует любить для них самих, но не для себя? Свою точку зрения аргументируйте.

Какое значение придает Белинский воспитанию вообще? В чем видит его цель? Каково основное средство ее достижения? Согласны ли вы с его трактовкой понятия «человечность»? Кажутся ли вам актуальными идеи, высказанные автором в статье? Свой ответ аргументируйте.

При подготовке к занятию обратите внимание на то, что в своей практике А.С.Макаренко имел дело с беспризорными, "бессемейными" воспитанниками. Но он постоянно подчеркивал, что в большинстве случаев причиной беспризорности были недостатки семейного воспитания. Значительное место в своей педагогической деятельности он отводил разъяснению родителям условий и методики воспитания детей в семье.

А.С. Макаренко стремился показать, что воспитать ребенка правильно легче, чем перевоспитать; правильное воспитание детей по силам каждой семье. В статье "Общие условия семейного воспитания" он характеризует основные условия, определяющие успех семейного воспитания: правильная структура семьи, наличие осознанной цели и программы воспитания, гражданская позиция родителей, строгие требования родителей к собственному поведению, серьезные, простые искренние отношения с ребенком, разумное руководство детьми, правильная организация всей жизни семьи с учетом мелочей. Анализируя статью, подумайте, к каким последствиям приводит несоблюдение каждого из указанных условий, какие отрицательные черты характера могут сформироваться у ребенка.

Родителям трудно воспитывать детей, если они не авторитетны для них. Подумайте, в чем заключается воспитательная функция авторитета? Раскрывая виды ложного родительского авторитета, постарайтесь определить, что общего во всех видах ложного авторитета? Какую общую ошибку совершают родители? Подумайте, какие из названных А.С. Макаренко видов ложного авторитета наиболее распространены в современной практике семейного воспитания? Почему? Охарактеризуйте сформулированные А.С. Макаренко основы истинного авторитета: жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, поведение родителей, ответственность родителей за воспитание детей, помощь ребенку, знание жизни ребенка, ответственность родителей за воспитание детей. Приведите примеры того, как могут проявляться в семейном воспитании эти положения А.С. Макаренко.

Одной из актуальных проблем современного семейного воспитания является формирование у детей разумных потребностей. Этому посвящена работа Макаренко "Потребности в семье и воспитание". Обратите внимание, что он разграничивает потребности по способу их удовлетворения: одни вырастают из "опыта удовлетворения", другие – "из опыта борьбы", Конкретизируйте эту мысль. Подумайте о том, каковы возможные воспитательные последствия этих способов удовлетворения потребностей?

Приводя характеристику типов семей по потребностям, попытайтесь спрогнозировать возможные воспитательные последствия для детей того или иного типа семьи. Какому типу семьи отдает предпочтение сам А.С. Макаренко и почему? Подумайте, как в современных условиях поляризации общества по доходам у детей из семей с различным доходом не сформировать, с одной стороны, чувства ущербности, ущемленности, а с другой, ощущения вседозволенности и распущенности.

Общий анализ позволяет вычленить показатели разумных, "нормальных" потребностей: они должны соотноситься с личным трудовым вкладом, с потребностями других членов семьи, удовлетворение потребностей должно предполагать активную деятельность ребенка, способствовать развитию личности в соответствии с задачами воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: