Этапы возникновения афинского государства — реферат




Содержание:

Введение 3
Глава 1. Общие особенности образования греческих государств 5
Глава 2. Начальный этап государствообразования в Афинах 6
Глава 3. Общественный и государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н.э. 10
3.1 Общественный строй Афин в 5-4 вв до н.э. 10
3.2 Государственный строй Афин в 5-4 вв до н.э. 12
Глава 4. Реформы Солона 17
Глава 5. Правление Писистоата 20
Глава 6. Реформы Клисфена 23
Заключение 26
Список используемых источников и литературы 29

Введение
Основные черты хозяйственной структуры государств-полисов Древней Греции свидетельствуют о формировании в середине первого тысячелетия до н. э. особой системы классовых отношений, которую исследователи античности определяют как развитое рабовладельческое общество. В наиболее законченном виде эта система сложилась в развитых торгово-промышленных полисах Греции, одним из которых были Афины. Под влиянием многих социально-экономических, этических и политических факторов здесь к тому же сложилась особая политическая система, ставшая первым в истории образцом демократической государственности, способствовавшей в V-IV вв. до н.э. расцвету афинского общества - его производительных сил, полисной организации, древнегреческой культуры.
Интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н.э., не ослабевает на протяжении многих веков. Историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т.п. проблем наших дней. В последние годы этот процесс заметно оживился и в России: в условиях воссоздания в нашей стране ряда демократических институтов изучение античной демократии приобрело особую актуальность.
По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда вАттику, начиная с VI в. до н. э., стал ввозиться хлеб, в ней получило развитие оливководство и отчасти виноградарство.
Из полезных ископаемых Аттика обладала залежами серебра, мрамором и другими видами строительного камня, глиной. Удобные естественные гавани на побережье Аттики благоприятствовали развитию мореплавания.
Со времён глубокой древности Аттика была обитаема; древнейшие из погребений, открытых на её территории, относятся к неолиту. Во II тысячелетии до н. э., как мы видели, в Аттике существовал один из центров микенской культуры. Дорийское вторжение Аттику не затронуло.
В греческой литературной традиции об истории Аттики древнейшего времени сохранились лишь смутные воспоминания, облечённые в форму легенд о царях.
С именами этих царей позднейшее афинское предание связывало происхождение наиболее древнего деления общины афинян на четыре родовые филы (племени), на фратрии и роды, а также расчленение жителей на эвпатридов — родовую аристократию, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников, т. е. деления, исторически возникшего в пору разложения первобытно-общинного строя.
Целью данной работы является рассмотрение процесса возникновения демократической Афинской республики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общие особенности образования греческих государств
2. Изучить начальный этап государствообразования в Афинах
3. Проанализировать особенности общественного и государственного строя Афинской республики в 5-4гг до н.э.
4. Дать характеристику реформам Солона, Писистоата и Клисфена
5. Сделать выводы по теме исследования
Структура работы соответствует целям и задачам исследования – работа состоит из введения, шести глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

Глава 1. Общие особенности образования греческих государств
Государства в греческом мире образовывались, и долгое время существовали в виде полисов - небольших по размеру городов-государств (Афины - один из самых мощных греческих полисов по границам можно было обойти за день, территория другого античного государства - Спарты - около 27 км2). Отсутствие политического единства, небольшие размеры греческих полисов могут быть объяснены следующими факторами:
а) государства сложились как непосредственный результат крушения родоплеменных отношений, охвативших сравнительно небольшие коллективы людей;
б) отсутствие экономических предпосылок для объединения - в отличие от древневосточных государств, огромные размеры которых зачастую были обусловлены единой ирригационной системой, в греческом мире не было крупных рек, пригодных для ирригации;
в) ориентация торговли греческих полисов на внешний рынок, отсутствие единого экономического пространства;
г) природа Греции (труднопроходимые горы) способствовала разобщению ее народов.
Греческие полисы (а их было несколько сотен) были расположены не только на территории материковой Греции, но и на островах, а также в Италии, Крыму, Малой Азии. Пожалуй, наибольшую роль в греческой античной истории сыграли Афины, до сей поры являющейся столицей Греции.

Глава 2. Начальный этап государствообразования в Афинах
Территорию Аттики населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса.
Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торговли, чему благоприятствовало приморское положение Афин.
Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства.

Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде.
Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираютсябазилевсы.
Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой. Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.
Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.
Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея.
Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.
Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений.
Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике.
Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти.
Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения.
Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами.
За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разорялись и вынуждены были закладывать за долги земли.
Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.


Глава 3. Общественный и государственный строй Афинской республики в 5-4 вв. до н.э.
3.1 Общественный строй Афин в 5-4 вв до н.э.
Верхушку афинского общества составляли граждане (не более 30-35 тысяч). Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Смешанные браки (граждане и иностранцы) допускались, но дети от этих браков, за редким исключением, гражданских прав не получали. Афинское гражданство давало человеку достаточно широкие права:
а) право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным - на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);
б) широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости - только граждане могли быть земельными собственниками;
в) право на помощь со стороны государства в случае нужды - неимущие граждане, имеющие 3 и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы, им предоставлялись бесплатные продукты питания и "билеты" на разного рода увеселительные мероприятия.
Обязанности граждан были следующими:
1) защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности);
2) уважение законов и правителей;
3) уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги - литургии - строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных;
4) вступление в брак, воспитание детей (право одновременно бывшее и обязанностью - только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные посты). Следующей, весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки - иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан - до 10 тысяч метэков). Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:
а) запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (развитость договоров аренды);
б) каждый иностранец обязан был иметь покровителя - простата из числа граждан; этот покровитель представлял интересы метэка в суде (естественно не бескорыстно);
в) уплата особого налога - метэкиона (иностранец, не уплативший налог мог быть продан в рабство вместе с семьей, и его имущество конфисковывалось;
г) обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) - народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;
д) полное отсутствие политических прав.При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их может быть объяснялось следующими причинами:
1) Афины, будучи мировым центром ремесел. Торговли и культуры отурывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;
2) военная помощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;
3) афиняне весьма терпимо относились к верованиям, к религии метэков - свобода вероисповедания (непомыслимое во многих государствах);
4) если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам - имел покровителя, платил налоги, служил вармии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.
Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта - ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производились рабами. Источниками рабства были:
а) военный плен;
б) покупка рабов на международных рынках;
в) естественное воспроизводство (рождение от рабынь;
д) обращение в рабство за неуплату метэкиона (для иностранцев).
В Афинах были как частновладельческие, так и государственные рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские - афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме - "Serviressunt" - "рабы - это вещи", однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни бунта).
Граждане, иностранцы и рабы - основные, но не единственные категории афинского населения.
3.2 Государственный строй Афин в 5-4 вв до н.э.
В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:
1) форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);
2) форма государственного устройства - полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, по современной терминологии - унитарное);
3) политический режим - демократический (все граждане имеют хотя бы формально равные права на управление государством).
В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и контрольным органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину. Высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) вручалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста. Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1-2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, в народное собрание ходила городская часть населения, как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги - особая категория полупрофессиональных политиков. Функции народного собрания были следующие:
а) законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелизей);
б) избрание высших должностных лиц республики-стратегов;
в) объявление войны и заключение мира;
г) решение вопросов продовольственного снабжения (остростоявших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);
д) прием и отправление послов;
е) дарование гражданства и многое другое.
В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией, имеющая властные полномочия во всех жизненных сферах.
Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (булэ) и коллегии 10 стратегов. Основными принципами их деятельности были:
а) выборность (либо по жребию, либо путем голосования);
б) сменяемость (повторное занятие одной и той же должности в течении двух сроков за исключением стратегов не допускалось);
в) срочность (обычно 1 год);
д) коллегиальность (страх перед тиранической, единоличной властью);
е) подотчетность (должностные лица по истечении срока своих полномочий отчитывались либо перед народным собранием, либо перед Советом 500 и могли быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей);
ж) возмездность (все должностные лица, за исключением стратегов, получали жалование; даже голосование в народном собрании было оплачиваемым).
Совет 500 (булэ) ежегодно выбирался путем жеребьевки в 10 территориальных филах по 50 человек (из числа граждан, достигших 30-ти летнего возраста) от каждой. Избрание по жребию афиняне считали ярким проявлением демократизма своего государства - граждане, даже самые бедные, потенциально достойные занять самые высшие государственные должности. К тому же жеребьевка как бы выражала волю богов, которые незримо присутствовали при ней, избирали самых достойных. Вновь избранные члены Совета проходили процедуру докимассии - проверки гражданских и личных качеств, призванной отстранять от управления людей недостойных, запятнанных явными и тайными пороками (граждан было немного, скрыть что-либо от бдительного ока сограждан было достаточно сложно). Афиняне, проводя процедуру докимассии, подтверждали русскую пословицу: "На Бога надейся и сам не плошай". Так как 500 человек, собравшись вместе, не могут эффективно осуществлять функции исполнительной власти, афиняне делили год на 10 частей, и каждую десятую часть года 50 членов находились у власти (ежедневно избирая председателя, который в течение суток хранил государственную печать и ключи от казны, председательствовал в Совете и народном собрании). Основными функциями булэ были следующие:
а) предварительное рассмотрение законопроектов, поступающих в народное собрание;
б) исполнение законов, принятых народным собранием;
в) контроль за деятельностью должностных лиц;
г) исполнение бюджета и ряд других функций.

Коллегию 10 стратегов, ежегодно избираемую народным собранием из наиболее уважаемых афинских граждан принято именовать "военным штабом республики". Основными функциями стратегов были:
а) командовали армией и флотом;
б) представительство страны на международной арене;
в) сбор чрезвычайных военных налогов;
г) председательствование на внеочередных, чрезвычайных собраниях булэ и экклесии.
Высшая судебная власть вручалась гелиэе (от "гелиос" - солнце, так например, в отличие от ареопага, заседавшего ночью, гелиэя вершила суд днем). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-ти летнего возраста. Ежегодный состав гелиэе - 6 тысяч человек (5 тысяч судей и 1 тысяча запасных). С момента создания гелиэи в 594 г. до н.э. в ее деятельности могли принимать участие все граждане (даже батраки - феты). Так же, как и вслучае с булэ, год делилися на 10 частей, в течение которых 500 судей и 100 запасных выполняли следующие функции:
1) суд первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц;
2) высшая апелляционная инстанция;
3) "конституционный надзор" (право отвергать законопроекты, принятые экклесией на основания их несоответствии афинской "конституции").
4) Помимо выше перечисленных в Афинах существовало множество других должностей и органов (особенно в сфере исполнительной и судебной власти), но именно экклесия, булэ, коллегия 10 стратегов и галиэя были самыми важными, определяющими всю политику Афинской республики. Нужно отметить, что какой-то четкой иерархии государственных органов и должностей в Афинах не существовало, хотя бы формально они были равны и имели возможность оказывать воздействие друг на друга, что, по мнению афинян, должно было препятствовать установлению тирании одного лица или одного государственного органа.

 

Глава 4. Реформы Солона
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.
В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов - превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти.
Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.
В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности.
Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.
Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения.
Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда.
Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.
В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах.
Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Глава 5. Правление Писистоата
В ходе напряжённой социально-политической борьбы после реформ Солона население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои определённые политические требования. Основу одной из этих групп составляли педиэи (жители равнины, т. е. той части Аттики, где были расположены лучшие и наиболее плодородные земли); это были крупные землевладельцы, сторонники аристократического правления.
Другую группу составляли даакрии (жители гор, т. е. той части, где находились худшие земли); это были мелкие земледельцы, сторонники демократии.
Третью группу составляли паралии (жители прибрежной полосы); это были главным образом торгово-ремесленные круги; они были, как определяет Аристотель, «сторонниками умеренного образа правления». В 560 г. до н. э. в Афинах произошёл переворот. Писистрат, опираясь на диакриев, захватил афинский кремль — акрополь и установил свою власть в Афинах.
В ходе дальнейшей борьбы с двумя другими политическими группировками — педиэями и паралиями — Писистрат дважды был вынужден оставлять Афины и только в третий раз, с помощью наёмного войска и при поддержке земледельческого населения окончательно утвердился у власти.
В основном политика Писистрата была направлена против родовой аристократии, на защиту интересов средних и частично мелких земледельцев. Им он, невидимому, раздавал конфискованные у своих политических врагов земли, для них же организовал дешёвый сельскохозяйственный кредит, ввёл разъездные суды. Земледельческий культ Диониса он, подобно коринфскому тирану Периандру, объявил общегосударственным.
В годы правления Писистрата были достигнуты также значительные внешнеполитические успехи: афиняне укрепились на обоих берегах Геллеспонта, что способствовало развитию афинской торговли на Чёрном море и росту товарного производства в самих Афинах.
Это подтверждается многочисленными находками афинской керамики времени Писистрата на побережье Чёрного моря, наглядно свидетельствующими о значительном расширении в Афинах производства керамических изделий и о растущем их вывозе. К этому же времени относится переход значительной части земледельческих хозяйств от посева зерновых к садоводству (разведению олив и винограда), продукция которого также служила предметом вывоза. Афины богатели.
В городе строились новые храмы, воздвигались статуи, был сооружён водопровод и т. д. Проведение всех этих работ также стимулировало развитие афинского ремесла. В это же время Афины становятся одним из культурных центров Греции. Писистрат приглашал к своему двору выдающихся поэтов того времени; при нём были записаны гомеровские поэмы.
Политика Писистрата, таким образом, отвечала интересам не только его непосредственных сторонников из среды мелких свободных земледельцев, но и интересам значительно более широких, в частности, торгово-ремесленных кругов афинского населения.
Известно также, что с тиранией Писистрата примирились и некоторые из оставшихся в Аттике аристократических родов. Однако внешнеполитические мероприятия и содержание наёмного войска требовали значительных средств. В поисках этих средств Писистрат ввёл налоговое обложение, что ухудшило положение земледельцев и, надо думать, многих из них оттолкнуло от Писистрата.
В 527 г. дон.э. Писистрат умер. Власть перешла к двум его сыновьям — Гиппию и Гиппарху. Надолго удержать её они не смогли. В Афинах началось движение против тирании. В 514г. Гиппарх был убит заговорщиками, а в 510г. с помощью спартанцев, привлечённых противниками тирании, Гиппий был изгнан из Афин.
Последовавшая за этим попытка аристократов захватить власть и восстановить старые порядки вызвала восстание демоса, низвергнувшего уже утвердившееся было аристократическое правительство «трёхсот». При этом афинянам пришлось выдержать борьбу и с поспешившими на помощь афинской знати халкидянами и беотийцами. Повторная попытка спартанцев вторгнуться в Аттику окончилась неудачей.
Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Глава 6. Реформы Клисфена
Победа, одержанная восставшими, была закреплена рядом реформ, проведённых возглавившим афинскую демократию Клисфеном, принадлежавшим к влиятельному роду Алкмеонидов. Важнейшая из реформ Клисфена — новое деление афинских граждан, построенное на последовательно проведённом территориальном принципе.
Вся территория Аттики и кварталы самого города Афины теперь были разделены на 30 округов—триттий. Каждые три взятые из различных мест Аттики и кварталов города триттий образовывали собой новую филу, которых стало, таким образом, десять.
Благодаря этому новому делению в состав каждой филы вошли граждане, проживавшие в различных частях Аттики и различных кварталах города; фактическое же преобладание перешло к приморским и главным образом городским элементам населения. Новые территориальные филы подразделялись на демы — первичные административные единицы, пользовавшиеся известным самоуправлением.
Исторический смысл этой реформы заключался в том, что она стёрла старые родовые деления, разобщила родовую знать, лишив её прежнего влияния в народном собрании, голосовавшем теперь по новым филам.
Организация новых фил предопределила замену «совета четырёхсот» «советом пятисот» (по 50 человек от каждой филы). На совет пятисот лёг ряд новых обязанностей.
Он подготавливал дела к рассмотрению в народном собрании, выносил по ним предварительные решения; без этого ни одно дело в народном собрании рассматриваться теперь не могло. Совет приводил в исполнение все решения народного собрания и решал второстепенные вопросы в период между его созывами.
Клисфеном был создан ещё один новый орган—коллегия стратегов, избираемых по одному от каждой филы. Первоначально стратегам принадлежали главным образом военные функции, в дальнейшем же в их руках сосредоточилась высшая исполнительная власть.
По свидетельству Аристотеля, при Клисфене были также расширены ряды афинских граждан путём предоставления многим метекам гражданских прав; может быть, некоторому числу рабов были даны права метеков. Для того,чтобы предохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, был введён остряказм—в дословном переводе «черепкование».

Остракизм представлял собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчёте голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.
В дальнейшем остракизм нашёл широкое применение в политической борьбе. Используя его, политическиедеятели победивших группировок избавлялись от своих врагов и соперников.
Реформами Клисфена завершается длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом.
В рассматриваемое время в афинском обществе уже с достаточной чёткостью сложились основные классы — рабы и рабовладельцы. Все рабы были в одинаковой степени лишены личной свободы, все они не имели никаких политических и гражданских прав. Рабы отныне становятся основным угнетаемым и эксплуатируемым классом, хотя формы их эксплуатации носили неоднородный характер.
Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев. К нему следует отнести крупных по аттическим масштабам землевладельцев, владельцев ремесленных мастерских, использовавших труд рабов, а также богатых купцов, ростовщиков и т. д., т. е. всех тех, материальное благосостояние которых базировалось на эксплуатации труда рабов.
Большую часть свободного населения составляли труженики, которые располагали собственными средствами производства — участками земли, орудиями ремесленного производства и т. д.,— и жили в основном своим трудом. Это были возделывавшие свои поля и сады земледельцы, мелкие ремесленники, мореходы, нанимавшиеся к судовладельцам, и т. д.
Некоторым из представителей этих свободных тружеников удавалось разбогатеть, обзавестись рабами и стать рабовладельцами; другие, напротив, разорялись, становились жертвами ростовщиков, превращались в люмпен-пролетариев или вынуждены были покидать родину, чтобы попытаться устроить свою жизнь в колониях или стать наёмниками в войске какого-нибудь чужеземного царька.

Заключение
В заключении работы сделаем основные выводы по теме исследования:
Начало афинской государственности принято связывать с деятельностью полулегендарного героя-царя Тезея (около 12-11 вв. до н.э.), который провел ряд реформ, целью которых было создание более централизованного государства:
а) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);
б) разделение населения на три группы по профессиональному признаку: на эвпатридов ("благородных", владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере), демиургов (ремесленников, торговцев) и геоморов-крестьян;
в) административно-территориальное разделение на 48 округов - навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) значение.
Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам - по преданию именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ граждан (демос).
После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей - басилевсов, сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н.э. пал в битве с дорийцами). В Афинах устанавливается олигархия. Высшая власт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: