Факультета информационных технологий




План занятий по учебной дисциплине «Этика» для студентов 5 курса

Факультета информационных технологий

 

Дата Четная неделя Нечетная неделя
Семинар АСУ-Д-5 08.45 – 10.15 Лекция 10.25 – 11.55 Семинар ИСТ-Д-5 12.10 – 13.40 Семинар ПВТ-Д-5 10.25 – 11.55 Семинар КЗИ-Д-5 12.10 – 13.40
06.09.11. Орг. Лекция № 1 Орг.    
13.09.11       Семинар № 1 Семинар № 1
20.09.11 Семинар № 1 Лекция № 2 Семинар № 1    
27.09.11       Семинар № 2 Семинар № 2
04.10.11 Семинар № 2 Лекция № 3 Семинар № 2    
11.10.11       Семинар № 3 Семинар № 3
18.10.11 Семинар № 3 Лекция № 4 Семинар № 3    
25.10.11       Семинар № 4 Семинар № 4
01.11.11 Семинар № 4 Лекция № 5 Семинар № 4    
08.11.11       Семинар № 5 Семинар № 5
15.11.11 Семинар № 5 Лекция № 6 Семинар № 5    
22.11.11       Семинар № 6 Семинар № 6
29.11.11 Семинар № 6 Лекция № 7 Семинар № 6    
06.12.11       Семинар № 7 Семинар № 7
13.12.11 Семинар № 7 Лекция № 8 – конкурс презентаций Семинар № 7    
20.12.11       Время для отработок Время для отработок

 

Лекция № 1. Тема: Этика как наука

 

Семинар № 1. Тема: Этика как наука

Темы для докладов (доклады выполняются письменно):

1. Объект и предмет этики.

2. Специфика этики как науки.

3. Задачи этики как науки и учебной дисциплины.

Темы для обсуждения:

- Роль искусства в изучении этических представлений эпохи. Примеры драматических и литературных произведений, в которых отражены этические представления соответствующего периода.

- Влияние уровня развития науки и техники на содержание этических представлений эпохи. Примеры взаимосвязи процессов компьютеризации и информатизации с современными этическими представлениями.

Практическое задание (подготовка проходит в аудитории во время занятия):

Выполнение схемы «Взаимосвязь этики с другими формами гуманитарного знания».

☺Примечание: Необходимо при себе иметь фломастеры и бумагу большого формата.

 

Лекция № 2. Тема: История этических учений.

 

Семинар № 2. Тема: История этических учений.

Темы для докладов (доклады выполняются письменно):

1. Этические учения Древнего Востока (Китай и Индия).

2. Этические учения философов Древней Греции и Древнего Рима.

3. Этические учения в период Средневековья.

4. Этические учения эпохи Возрождения.

5. Этические учения эпохи Просвещения.

6. Этическое учение Канта.

7. Этическое учение Гегеля.

8. Этическое учение Фейербаха.

9. Этическое учение Ницше.

10. Этическое учение Шопенгауэра.

11. Этическое учение французских экзистенциалистов.

12. Этическое учение русских религиозных философов.

 

Темы для обсуждения:

- Основные различия в понимании главных достоинств человека, характерные для этических учений Древности, Античности, Средневековья и Возрождения.

- Основные различия в понимании свободы личности, характерные для этических учений Нового времени.

 

Практическое задание (подготовка проходит в аудитории во время занятия):

Участие в перекрестном групповом тестировании «Чья это идея?».

☺Примечание: Необходимо при себе иметь учебник по истории этической мысли.

 

Лекция № 3. Тема: Сущность морали

 

Семинар № 3. Тема: Сущность морали.

Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Закономерности развития морали

2. Моральный абсолют

3. Этический идеал

4. Противоречия в моральном сознании

5. Типы моральной компетентности

6. Функции морали

7. Моральные ценности

Темы для обсуждения:

- Причины формирования низкой моральной компетентности

- Факторы морального выбора

Практическое задание (подготовка проходит в аудитории во время занятия):

Работа в малых группах по отдельным заданиям (карточки с высказываниями выбираются по жребию).

 

Лекция № 4. Тема: История морали

 

Семинар № 4. Тема: История морали

Темы творческих работ (выполняются в группе 2-3 человека в форме «мини-спектакля», подготавливаются заранее дома):

1. Архаическая мораль.

2. Античная мораль: любовь, долг, дружба, патриотизм, мужество.

3. Античная мораль: неравенство, рабство, жестокость, порочность.

4. Средневековая светская и религиозная мораль.

5. Рыцарская мораль – кодекс боя и турнира.

6. Рыцарский идеал Прекрасной дамы и его влияние на женский идеал в культуре 18, 19 и 20 веков в Европе.

7. Мораль угнетенных классов (на примере сравнения нескольких эпох).

8. Пуританская мораль: сравнение Викторианской эпохи в Англии и начала 20 века в США.

9. Мораль эпохи Просвещения (на примере морали различных социальных слоёв – аристократия, буржуазия, крестьяне; или на примере сравнения различных стран – Франции, Германии, России соответствующего периода).

10. Мораль различных народов:

a. Индия,

b. Китай,

c. Япония,

d. северо-американские индейцы,

e. народы стран центральной Африки,

f. народы севера Сибири.

11. Тоталитарная мораль (на примере сравнения официальной морали тоталитарных обществ 20 века – Германия, СССР, Чили, Китай).

12. Мораль движения хиппи.

13. Корпоративная мораль:

a. воинские кодексы чести,

b. кодексы религиозных сообществ,

c. кодексы политических сообществ,

d. мораль творческих объединений,

e. мораль криминальных групп.

 

Лекция № 5. Тема: Высшие ценности в категориях этики

 

Семинар № 5. Тема: Высшие ценности в категориях этики.

Темы докладов (выполняются письменно):

1. Добро и зло как основные понятия морального сознания.

2. Сущность нравственной свободы гражданина.

3. Истоки справедливости. Справедливость и гармония.

4. Счастье и нравственная жизнь.

5. Смысл жизни и судьба человека.

6. Свобода и ответственность.

7. Любовь и дружба как жизненная необходимость.

8. Проблема смерти и бессмертия как этическая проблема.

Практическое задание (подготавливается заранее дома):

Отчет по эссе, посвященным анализу кинофильмов (выполняется индивидуально). Фильмы для анализа выбираются самостоятельно.

Примерный план письменного анализа просмотренного фильма:

- Основной сюжет (очень кратко).

- Основные моральные проблемы, возникшие перед героями фильма.

- Способы решения этих проблем, выбранные героями фильма.

- Способы решения этих проблем, которые существуют, но не были избраны героями.

- Ваше отношение к существу проблемы и способам ее решения.

- Чему учит данный фильм зрителей.

 

Лекция № 6. Тема: Прикладная этика

 

Семинар № 6. Тема: Прикладная этика.

Темы докладов (доклады выполняются письменно):

1. Этика межличностных отношений.

2. Этика семейных отношений.

3. Этика сексуальных отношений.

4. Этика деловых отношений.

5. Этика гражданственности.

6. Экологическая этика.

Практическое задание (подготовка проходит в аудитории во время занятия):

Участие группами (по 2 человека) в дискуссии по вопросам, определенным жребием.

 

Лекция № 7. Тема: Этикет.

 

Семинар № 7. Тема: Этикет.

Темы творческих работ (подготавливаются заранее дома группами 2-3 человека, темы выбираются по соглашению):

1. Придворный этикет 18-19 веков во Франции, Англии, России. Его влияние на современный дипломатический протокол.

2. Этикет в профессиональной среде: врачи, журналисты, педагоги, юристы, политики, социологи.

3. Этикетное поведение в культуре разных народов: арабы, евреи, японцы, китайцы, американцы, англичане, русские и т.д.

4. Этикет в молодежной субкультуре.

5. Этикет знакомства и расставания.

6. Этикет флирта.

7. Этикет застолья и праздника.

8. Этикет траурного ритуала.

9. Этикет интернет - пространства.

10. Этикет покупки – продажи.

11. Этикет гигиены и туалета.

12. Этикет и мода – взаимосвязь и противоречия.

 

 

Лекция № 8. Конкурс презентаций по темам курса.

Темы работ в форме РР-презентаций (выполняются индивидуально):

1. Смертная казнь: история проблемы и современные способы решения.

2. Сущность нравственной свободы гражданина: основания выполнить или игнорировать долг перед государством.

3. Истоки справедливости. Справедливость и гармония. Справедливость и право.

4. Долг, честь и личный интерес. Совесть и стыд.

5. Трансплантация органов – аргументация противников и защитников.

6. Эвтаназия как моральная и этическая проблема.

7. Проблема абортов.

8. Гражданские браки – близкие и дальние последствия.

9. Воспитывать ребенка – право или обязанность родителей?

10. Многодетность, «однодетность» и бездетность – позиция современного общества.

11. Супружеская верность – современный взгляд.

12. Легализация проституции – аргументы за и против.

13. Гомосексуализм, однополые браки как этическая и демографическая проблема.

14. Мускулинность и феминность в современном обществе – новые нравственные стереотипы мужского и женского поведения.

15. Физическое здоровье человека – право и (или?) обязанность личности его сохранять.

16. Наркотики и алкоголь – сознательный или навязанный выбор?

17. Веротерпимость – основания позиции и ее выражение в поведении.

18. Что должен знать человек о своих болезнях и о болезнях других людей?

19. Конфиденциальность личной информации – способы охраны тайны личной жизни.

20. Жить, чтобы потреблять, или потреблять, чтобы жить.

21. Самоубийство как этическая проблема.

 

 

☺Отработка для студентов, не набравших достаточное количество баллов:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: