Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

Методические указания и варианты контрольных работ

Для слушателей 2 курса факультета заочного обучения

по специальности 330400 – «Пожарная безопасность»

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ


Профессиональная этика: Методические указания и варианты контрольных работ для слушателей 2 курса факультета заочного обучения по специальности 330400 – «Пожарная безопасность». – Екатеринбург: Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России. 2005г. - 15 с.

Составители: А.В.Громов, В.Б.Черник

 

 

Методические указания и варианты контрольных работ включают в себя пояснительную записку, требования, предъявляемые к содержанию, объему и оформлению контрольной работы, варианты контрольных работ (приложение № 1), список основной и дополнительной литературы (приложение № 2), перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену по дисциплине «Профессиональная этика» (приложение № 3).

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании Методического совета Екатеринбургского филиала Академии ГПС МЧС России.

 

© Екатеринбургский филиал Академии ГПС МЧС России, 2005


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Содержание и структура дисциплины «Профессиональная этика» соответствуют Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 330400 – «Пожарная безопасность». Дисциплина «Профессиональная этика» изучается на 2 курсе факультета заочного обучения. По итогам обучения слушатели сдают экзамен.

Целью дисциплины является глубокое изучение сущности профессиональной этики и усвоение системы этических знаний, необходимых для профессионально-нравственного становления и развития сотрудника ГПС МЧС РФ, формирования нравственной культуры слушателей. Изучение дисциплины дает возможность слушателям получить представление о путях (способах) разрешения нравственных проблемных ситуаций в своей профессиональной деятельности.

Слушатели инженерного факультета заочной формы обучения должны уметь использовать изученный материал при решении учебных задач и в практических ситуациях, возникающих в служебной деятельности сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России.

Знание дисциплины «Профессиональная этика» позволит слушателям опираться на философские, нравственно-этические принципы, выбирать оптимальный вариант поведения при решении своих профессиональных задач, а также проводить соответствующую воспитательную и разъяснительную работу с гражданами нашей страны. Это будет способствовать более сознательному исполнению своего патриотического и гражданского долга, и содействовать укреплению авторитета сотрудников государственной противопожарной службы МЧС РФ в глазах российского общества.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ, ОБЪЁМУ

И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Профессиональная этика» слушатели 2 курса факультета заочного обучения выполняют контрольную работу.

Вариант контрольной работы определите по последним цифрам номера вашей зачетной книжки.

Если эти две цифры - от 01 до 20, то они и являются номером вашего варианта.

Если последние две цифры:

от 21 до 40, отнимите 20, результат будет номером вашего варианта;

от 41 до 60, отнимите 40, результат будет номером вашего варианта;

от 61 до 80, отнимите 60, результат будет номером вашего варианта;

от 81 до 00, отнимите 80, результат будет номером вашего варианта.

Например, если у вас номер зачетки 003452, то ваш вариант - № 12 (отнимается 40), а если 003400, то ваш вариант № 20 (отнимается 80).

В каждом варианте контрольной работы два вопроса выявляют степень владения теоретическими основами этических знаний и умение применять знания для объяснения событий действительности, профессиональной деятельности; третий - практическое задание, основанное на рассуждении по изречению или решении профессиональной задачи.

Слушателям необходимо учитывать, что контрольная работа является эффективной формой изучения тогда, когда она выполнена самостоятельно, творчески, на основе глубокого изучения литературы, обобщения и использования разностороннего фактического, нормативного и документального материала. Только в этом случае выполнение контрольных работ будет способствовать получению глубоких и прочных знаний по дисциплине.

Работа выполняется в тетради, рукописно. Объём контрольной работы должен составлять не менее 18 тетрадных страниц, которые должны быть пронумерованы.

Работу можно набирать на компьютере и сохранять электронную версию до конца сессии. Параметры текста должны быть следующими: шрифт 14, через 1 интервал, отступ в абзаце 1 см, поля: сверху 2 см, снизу 2 см, слева 3 см, справа 1 см. Объём контрольной работы должен составлять не менее 15 страниц формата А 4.

По своей структуре контрольная работа обязательно должна состоять из подробного плана, основного содержания, выводов и списка литературы. Обратите внимание на то, что план требуется писать по 1 и 2 вопросам задания отдельно, так как эти вопросы относятся к разным учебным темам.

При ответе на вопросы необходимо чётко соблюдать последовательность изложения материала, т.к. её нарушение ведёт к нечёткости, запутанности ответа и, как следствие, пропуску отдельных аспектов проблемы.

Ответы на вопросы должны быть достаточно аргументированы. Необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие тезисы, при необходимости - дать различные точки зрения и взгляды по рассматриваемой проблеме. В ходе раскрытия ответа слушатель обязан применить знания по классификации нравственных категорий, указывать на наиболее типичные ситуации, реализующие теоретические аспекты, и дать им краткую характеристику. Применяя новые или редкие термины, слушатель обязан дать им развернутое определение и привести самостоятельные примеры.

После изложе6ния основного содержания ответов даются краткие выводы, подводятся итоги всей работы над учебными вопросами. В этих выводах слушатель должен дать краткий анализ описываемых явлений и объяснить их взаимосвязь с другими. В конце работы даётся список используемой литературы, где указывается автор, название работы, издательство и год издания книги.

При выполнении контрольной работы слушатель должен самостоятельно формулировать свои мысли, следить за логикой изложения, не допускать противоречий в теоретической и фактической части ответа. Если слушатель в своем ответе привлекает достаточно большой объем информации, которую он позаимствовал из учебника, сборника документов или статьи, он обязан сделать ссылку на автора книги или статьи, или же на сборник документов. Ссылку следует помещать в конце страницы.

При выполнении работы рекомендуется обратить особое внимание на:

1. подбор и критический анализ литературы. Эта работа вполне может быть проделана самостоятельно, исходя из имеющихся у слушателей возможностей. Однако в этом случае следует избегать устаревших, односторонних точек зрения;

2. критический подход к изучаемым источникам, так как при механическом соединении текстов из различных источников в содержании работы могут появиться обессмысливающие её противоречия;

3. в работе следует избегать сложных, непонятных терминов и выражений, поскольку их неграмотное применение может привести к искажённому восприятию ответа на вопрос;

4. все вопросы контрольной работы должны принадлежать одному варианту. Не допускается произвольная замена вариантов или вопросов в нём.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

К методическим указаниям

и вариантам контрольных работ

по дисциплине

«Профессиональная этика»

 

 

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Этика как наука о морали. Место морали в жизни общества.

2. Сущность и структура этикета.

3. Ситуация. В свое время Государственная Дума РФ приняла Постановление об амнистии, а Президент РФ – предписание о задержании его исполнения. Генеральный прокурор России г-н Казанник заявил о расхождении духа и буквы закона в Постановлении Государственной Думы. Он выполнил Постановление и не выполнил предписание Президента, затем подал в отставку.

Задание: Чем, на Ваш взгляд, объясняется расхождение моральных и правовых норм? Как бы Вы поступили в этом случае?

 

Вариант 2.

1. Предмет, содержание и особенности профессиональной этики сотрудников пожарной охраны.

2. Служебный коллектив: его основные функции и моральные требования, предъявляемые к его деятельности.

3. Как Вы понимаете слова С. Кьеркегора? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом.

Вариант 3.

1. Основные категории профессиональной этики.

2. В каких ситуациях и почему может проявляться профессионально-нравственная деформация сотрудников ГПС МЧС РФ?

3. Как Вы понимаете смысл вопроса, сформулированного Аристотелем? Как бы Вы на него ответили? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Во имя чего мы выбираем: жизнь во имя наслаждения или наслаждение во имя жизни?

Вариант 4.

1. Система категорий профессиональной этики сотрудников пожарной охраны.

2. Особенности моральных конфликтов в условиях деятельности коллективов пожарной охраны.

3. Как Вы понимаете слова А. Камю? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Свободен тот, кто может не лгать.

Вариант 5.

1. Мораль в системе духовной культуры общества. Взаимодействие морали с другими формами духовного освоения мира.

2. Возможность морального выбора в деятельности сотрудников ГПС, соотношение свободы морального выбора и моральной ответственности.

3. Как Вы понимаете слова Ювенала? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Нельзя ради жизни терять смысл жизни.

Вариант 6.

1. Возникновение и формирование моральных требований к сотрудникам пожарной охраны России.

2. Сущность и особенности нравственного воспитания. Значение нравственного воспитания сотрудников в решении служебных задач.

3. Ситуация А. На Новом Арбате в Москве группа молодых людей, развлекаясь, требовала от прохожих сверстников под угрозой насилия единственного - стать на колени.

Ситуация Б. Группа бандитов в глухом безлюдном переулке до смерти забивает свою жертву.

Задание. Как бы Вы вели себя в приведенных ситуациях: на месте жертвы – в А; в качестве свидетеля – в Б? Согласны ли Вы, что честь дороже жизни? Действует ли этот принцип независимо от любой ситуации, с точки зрения этики?

Вариант 7.

1. Нравственное и морально-этическое содержание деятельности сотрудников пожарной охраны.

2. Формирование системы нравственных ценностей в обществе и у личности как взаимодействие целого и части, объективного и субъективного.

3. Как Вы понимаете слова Монтеня? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Вариант 8.

1. Нравственное становление личности сотрудника пожарной охраны.

2. Различие моральных принципов и моральных норм.

3. Как Вы понимаете слова Н. Шамфора? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Воспитание должно опираться на две основы: нравственность и благоразумие; первая – поддерживает добродетель, второе – защищает от чужих пороков

Вариант 9.

1. Моральный фактор и его роль в деятельности сотрудников пожарной охраны.

2. Совесть как самооценка отношения сотрудника ГПС к нормам профессиональной нравственности. Взаимосвязь категорий «совесть» и «долг». 3. Как Вы понимаете слова Л. Толстого? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

 

Вариант 10.

1. Моральный выбор в деятельности сотрудников пожарной охраны.

2. Категория моральной ответственности и ее основные значения: ответственности при исполнении служебного долга, ответственность за совершенный проступок, ответственность перед собственной совестью.

3. Как Вы понимаете слова Аристотеля? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Порядочность – это способность поступать сознательно и справедливо там, где не предусмотрено действие закона.

 

Вариант 11.

1. Нравственная культура: понятие и структура.

2. Мораль как ценностный критерий права.

3. Как Вы понимаете слова из Талмуда? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Плати добром за зло.

Вариант 12.

1. Нравственные отношения в служебных коллективах сотрудников ГПС МЧС России.

2. Нравственные категории риска: смелость, отвага, храбрость, мужество, героизм.

3. Можете ли Вы привести нравственную аргументацию в пользу оправданности смертной казни?

 

Вариант 13.

1. Общение и служебный этикет в коллективах пожарной охраны.

2. Культура сотрудника ГПС как решающее условие грамотного нравственного выбора, умение ориентироваться на нравственные идеалы общества.

3. Как Вы понимаете слова П. Буаста? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Гораздо большие достоинства в том, чтобы уметь побеждать пороки, нежели в том, чтобы не иметь их.

Вариант 14.

1. Возникновение принципиально новых социальных и личностных факторов, определяющих поведение личности в современных условиях.

2. Нравственные аспекты деятельности Государственной противопожарной службы и нравственная культура сотрудников пожарной охраны.

3. Как Вы понимаете слова Вольтера? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Трагедия войны в том, что все лучшее, что есть в человеке, используется для совершения худших преступлений.

 

Вариант 15.

1. Моральное сознание и его основные элементы: знание, представление,

оценки, идеалы.

2. Причины обособления профессиональной этики в системе этического знания.

3. Как Вы понимаете слова В. Соловьева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Бескорыстие есть свобода духа от привязанности к материальным благам.

Вариант 16.

1. Профессиональная мораль и этические категории «добро» и «зло».

2. Нравственный конфликт. Особенности моральных конфликтов в условиях деятельности коллективов пожарной охраны.

3. Как Вы понимаете слова Тацита (римского историка)? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Лишь глупцы называют своеволие свободой.

 

Вариант 17.

1. Понятия «честь», «профессиональная честь», «честь коллектива».

2. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненных

3. Как Вы понимаете слова Д.Дидро? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

 

Вариант 18.

1. Роль эстетического начала в укреплении моральных основ быта и семьи сотрудников Государственной противопожарной службы.

2. Понятие служебного коллектива, его нравственно-этические и организационные характеристики.

3. Как Вы понимаете слова В. Соловьева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола.

 

Вариант 19.

1. Справедливость: нравственный, юридический, политический смыслы.

2. Правила этикета как выражение уважения, чести и достоинства человека. Этика общения в экстремальных ситуациях.

3. Как Вы понимаете эти заповеди человечности Д.С.Лихачева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в них говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют некоторые из них:

Не убий и не начинай войны.

Не помысли народ свой врагом других народов.

Уважай мысли и чувства братьев своих.

Чти природу как матерь свою и помощницу.

Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

 

Вариант 20.

1. Основные формы делового общения сотрудников ГПС. Понятие порядочности и ее составные элементы.

2. Основные функции морали.

3. Как Вы понимаете слова В. Соловьева? Согласны ли Вы с ними? О каких моральных и этических категориях в нем говорится? Приведите примеры из Вашего профессионального, повседневного опыта, которые иллюстрируют данное утверждение: Альтруизм есть деятельная помощь ближнему, вытекающая из чувства жалости или сострадания.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

К методическим указаниям

и вариантам контрольных работ

по дисциплине

«Профессиональная этика»

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ

1. Атваттер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.

2. Боевой устав Пожарной Охраны. Екатеринбург, 2002.

3. Борисов А.В. и др. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995.

4. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОВД. М., 1993.

5. Гришин А.А. Моральный фактор в деятельности органов внутренних дел. М., 1995.

6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2000.

7. Деловой протокол и этикет. М., 1994.

8. Дубов Г.В. Этика зарубежной полиции: Сб. научно-методических материалов. М., 2001.

9. Зеленкова И.Л. Основы этики. Минск, 1998.

10. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учебное пособие и практикум. М., 1997.

11. Золотухина – Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов-на-Дону, 1999.

12. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. М., 1995.

13. Кукушкин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт сотрудника ОВД. М., 1991.

14. Опалев А.В. Умение обращаться с людьми. Этикет делового человека. М., 1996

15. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. М., 1998.

16. Протанская Е.С. Профессиональная этика. СПб, 2003.

17. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. А.В. Опалева и Г.В. Дубова. М., 1998.

18. Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. (любое издание).

19. Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. М., 2000.

20. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М., 1986.

21. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М., 1998.

23. Устав службы пожарной охраны. Екатеринбург, 2002.

22. Этика сотрудников правоохранительных органов / Под ред. Г.В. Дубова. М.,

2002.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Аверина Р.О. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

2. Будаков А.В. Пути профилактики и преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД. М., 1997.

3. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. 2-е изд. М., 1999.

4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1998.

5. Дубов Г.В. Проблема свободы и ответственности в общественной мысли и современность. М., 1990.

6. Закон РФ «О пожарной безопасности». М., 1998.

7. Зеленков И.Л. Основы этики. Минск, 1998.

8. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум. Минск, 1998.

9. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОВД. Челябинск, 1998.

10. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. В 2-х тт., Т. I. М., 1993.

11. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: Приложение к приказу МВД России от 19 ноября 1993 года, № 501. М., 1995.

12. Конституция Российской Федерации. М., 1995.

13. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

14. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.

15. Кукушин В.М. Полицейская деонтологии. М., 1994

16. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

17. Лихачев Л.С. Школа этикета. – Екатеринбург, 1996.

18. Матюшин Г.Г. Стыд и совесть как формы моральной самооценки. М., 1998.

19. О долге и чести воинской в российской армии. Собрание материалов, документов и статей М., 1991.

20. Панкратов В.М. Культура общения офицера. М., 1993.

21. Подоляк Я.В. Офицеру об этикете. М., 1991.

22. Профессиональная этика военнослужащего. М., 1995.

23. Современный этикет / Под ред. А.Н. Басова. М., 2000.

24. Сокова З.К. Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел: понятие и правовая основа. М., 2000.

25. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. М., 1997.

26. Таранов Л.С. Секреты поведения людей. М., 1997.

27. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1993.

28. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1995.

29. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет: Учебник. М., 1998.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

К методическим указаниям

и вариантам контрольных работ

по дисциплине

«Профессиональная этика»

 

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к экзамену



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: