Необходимость этической регламентации профессионального ведения в социальной работе




ЭТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Литература:

  1. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
  2. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

 

1. Необходимость этической регламентации профессионального поведения в социальной работе.

2. Профессиональная этика социального работника (объект, предмет, цель, задача, принципы, формы, функции, критерии моральности – стр. 44 – 78, Медведева Г.П.) – самостоятельно к семинару

3. Личностно-нравственные качества социального работника.

4. Этические принципы в социальной работе

 

Необходимость этической регламентации профессионального ведения в социальной работе

В настоящее время, когда социальная работа стала важной частью жизни государства и общества, когда социальные работники включены в политические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, что этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были приведены в определенные формы (рамки). Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет важную для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения общества, поддержания существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего развития, т.е. является одним из факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

В соответствии со спецификой деятельности от представителей данной профессии требуется повышенная моральная ответственность, включающая в себя и жесткие нормы поведения, и высокие моральные принципы, и соответствующие ценностные ориентации.

В России необходимость этической регламентации профессионального поведения определяется следующими причинами:

1) Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов общества. Падение нравственности связывают с тем, что в современных условиях развития российского общества для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для это все возможные средства, а для других – физическое выживание любой ценой.

2) Социальная работа в нашей стране еще не имеет высокого статуса и престижа, как, например, в Европе и Америке. Это связывается с «молодостью» данной профессии нашей стране, несовершенством законодательной базы и недостаточным количеством отдельных видов социальных служб и социальных работников в них. А, следовательно, и кадровая проблема. Во-1, не всегда грамотно и в полном объеме социальные работники выполняют свои обязанности, к работе могут допускаться без теоретической и практической подготовки и получать навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы и обучаясь затем на курсах повышения квалификации и т.д. Во-2, в условиях безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций, в условиях невыплат или задержек заработной платы и пенсий, в социальную сферу могут попасть люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить тяжелые времена, стремящиеся найти хоть какую-нибудь работу и источник средств к существованию. Такие социальные работники выполняют свою работу лишь в меру внешней необходимости.

3) Изучение зарубежного опыта социальной работы вместе с положительными моментами может нести и негативные, так как в каждой стране используются соответствующие подходы и методы работы, не всегда подходящие для других. Разные цели и задачи социальной работы, материальная база, традиционные и ценностные ориентации разных народов – все это вызывает различные толкования моделей и подходов к деятельности и взаимодействию, как с клиентами, так и внутри самой системы социальной защиты.

4) Социальная работа как социальный институт связана с различными государственными и негосударственными структурами. Государство и местные органы власти оказывают мощное воздействие на социальную работу, определяя в значительной мере не только то, где должны работать социальные работники, но и то, чем и как они должны заниматься, на каких условиях, в какие сроки и в каком объеме должна оказываться помощь.

5) Любая сфера человеческой деятельности должна иметь этический кодекс. Социальная работа, помимо того, что является специфическим видом деятельности, проводится в интересах всего общества, независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. И поэтому она может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. Но если учесть, что социальная работа, нацеленная непосредственно на самых незащищенных членов общества, рассматривает определенные обстоятельства и стороны жизни людей, то необходимо в деятельность ее структур и представителей ввести более жесткие этические принципы и правила.

Тесная этическая связь существует также между самой деятельностью в сфере социальной защиты и конечным результатом, когда необходимо правильно увидеть и цель работы, и средства ее достижения. Изречение «цель оправдывает средства» в социальной работе не уместно. Однако и наличие морально положительной цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантируют успех. Поскольку иногда трудно заранее предвидеть, каким образом будет использован клиентом результат деятельности социального работника, всю абсолютно ответственность за это возлагать на него нельзя. Тем более важна этическая ориентированность деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не была дискредитирована.

7) Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Несмотря не то, что социальный работник является членом трудового коллектива, совместно с коллегами участвует в работе по достижению общих целей, представляет перед клиентом интересы учреждения социальной защиты и интересы государства, он в большой степени автономен в своей повседневной деятельности. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен сам себе и деятельность его никем не контролируется. Работа социального работника один на один с клиентом требует соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением, жесткого самоконтроля.

Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых им исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию непосредственных социальных услуг клиентам или группам клиентов, во взаимоотношениях с коллегами и представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в преподавательской деятельности. Этические трудности принятия решений и деятельности здесь определены тем, что специалист постоянно сталкивается с проблемами социального, экономического и политического неравенства, нарушениями принципа социальной справедливости. Долг социального работника – всемерно способствовать восстановлению справедливости, помогать клиенту реализовать основные права человека, - что в интересах, как самого клиента, так и всего общества.

 

 

  1. Личностно-нравственные качества социального работника

Социальная работа относится к тем редким видам профессий, где часто не профессиональные знания и навыки, а личностные качества, внешние условия, благоприятный климат во многом определяют успешность и эффективность работы. Большое значение играет и так называемый «человеческий фактор», то есть качество специалистов, работающих в социальных службах.

Основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.

Однако в должностной инструкции нельзя предусмотреть сочувствия и сострадания к клиенту, без которых действия социального работника превратятся в формальную бездушную схему. Более того, социальный работник как специалист может вообще оказаться профессионально несостоятельным и его знания и навыки окажутся невостребованными, если его клиент почувствует полное равнодушие или неприязнь к себе и своей судьбе. Не доверяя социальному работнику, клиент не предоставит нужную информацию о себе и своей проблеме, что сделает ее разрешение крайне затруднительным, или вообще невозможным.

Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента:

1) Нравственные знания. Знания об этике, морали и нравственности, которые социальный работник получает в процессе обучения. Практический социальный работник, не прошедший курса обучения в учебной заведении, опирается на собственный опыт и интуицию, часто его собственные моральные установки дают ему возможность поступать в полном соответствии с требованиями профессиональной этики, однако так бывает не всегда. Иногда проявляется «двойная мораль», когда человек теоретически ориентируется в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считает себя обязательным следовать ее требованиям.

2) Нравственные убеждения – основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения основаны на глубокой оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и принятии как единственно правильных и возможных. Нравственные убеждения являются для социального работника основанием в сознательном отношении к своему поведению и действиям в практике социальной работы. Однако в практике встречаются такие ситуации, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку возникают причины, которые кажутся наиболее значимыми, нежели собственные убеждения. В данном случае личность находится в разладе со своими убеждениями.

3) Нравственную потребность – наивысшая степень нравственного сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики, которая становится внутренней потребностью человека.

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потребность связаны с практической деятельностью, однако они по разному определяют ее. Нравственное поведение социального работника определяется нравственными и душевными качествами его личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: