Опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями на примере инспекции по делам несовершеннолетних




С 14 лет наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, кражу, злостное хулиганство и некоторые другие преступления; с 16 лет ответственность полагается в полном объеме. Основная обязанность инспекций по делам несовершеннолетних и социального работника - предупреждение безнадзорности и правонарушений подростков, оказание на них необходимого воспитательного воздействия. Они занимаются несовершеннолетними, освобожденными из мест лишения свободы, осужденными с отсроченным приговором, систематически уходящими из семьи в возрасте до 16 лет, уклоняющимися от учебы, употребляющими спиртные напитки и наркотические средства. Инспектор по делам несовершеннолетних - это юрист и педагог одновременно. Специалист по социальной работе - это прежде всего педагог и наставник. Они должны знать каждого своего подопечного, контролировать его поведение, делать все возможное для предупреждения правонарушений. Инспектор имеет право посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, проводить с ними и их родителями беседы; вызывать их в милицию для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушением; применять официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения как к самим несовершеннолетним, так и к их родителям, не выполняющим обязанности по воспитанию детей и своим поведением способствующим совершению правонарушений несовершеннолетними. Работает инспектор, как правило, в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних, на рассмотрение которой выносятся дела о правонарушениях.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминальная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике и социальной работе, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, потенциальные условия, оказывающие воздействие на личность.

Многие издержки, упущения в воспитании являются следствием того, что нет должной системы в области индивидуальной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют, таким образом, интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать, профилактические методы, обеспечивающие:

· выработку нравственного сознания,

· формирование навыков и привычек позитивного поведения,

· воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,

· социальное оздоровление микросреды.

Надо иметь в виду, что перевоспитание личности правонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка положительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специфика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.

В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи:

· своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;

· изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью недопущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий;

· разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;

· организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля над образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.

Перевоспитание - процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как приходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив. Работа с ними нуждается в особом умении выделить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию. Успех здесь во многом зависит от того, как сам подросток стремится к устранению негативных сторон в своем поведении, социальном образе жизни.

Если по форме и цели индивидуальная профилактика правонарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совершению антиобщественных проявлений, и принятии по отношению к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, - не допустить совершения повторных правонарушений.

Специфика индивидуальной профилактики, а также особенность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:

· психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и др.);

· уровня мировоззренческого и нравственного развития подростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих данному ребенку (чувство стыда перед родными, знакомыми, боязнь наказания, осуждения коллектива и т. п.);

· характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его поведение до и после правонарушения;

· обстоятельств, при которых у подростка возникли антиобщественные намерения, зрела и реализовывалась решимость совершить правонарушение или аморальный проступок;

· отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее
окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти мотивы противоправного поведения.

Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека микросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует становлению на антиобщественный путь. Своевременное вмешательство в этот процесс социального педагога может предотвратить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полезное русло.

Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно приступать к комплексной разработке программы воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя.

Профилактическое воздействие становится оптимальными, если оно учитывает особенности и тенденции развития личности и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия, тогда как бы сливается с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальными. Очень часто этот эффект, в профилактике правонарушений, зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особенностями личности.

При разработке программы индивидуального профилактического воздействия в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы. Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального общения; чувства социальной ответственности и дисциплины.

Для достижения поставленных задач перевоспитания несовершеннолетнего важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выявления, прежде всего, позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям. Обращается внимание на возможности семьи в перевоспитании и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями своего ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни. То социальному педагогу необходимо оценить роль семьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, - об изъятии подростка из этой среды.

Главный критерий профессионализма и результативности деятельности социального работника заключается в том, «чтобы человек или семья, которым он помогает выйти из трудной жизненной ситуации, в дальнейшем смогли обходиться без его помощи и помощи чиновников системы социальной защиты населения, чтобы «клиент» приобрел (или восстановил, нормализовал) способность действовать самостоятельно в определенной социальной ситуации или конкретном социальном контексте, во-вторых, в социальной индивидуализированной адекватной поддержке тех лиц, которые в силу ограниченных физических и умственных возможностей не в состоянии самостоятельно социально функционировать и заботиться о себе».

На сегодняшний день подростковая преступность была и остается одной из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается. Уголовная статистика последних лет фиксирует рост числа тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, отмечает увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, выявляет тенденцию к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних, свидетельствует об определенных изменениях мотивации преступного поведения подростков.

При этом главное, что ставит преступность несовершеннолетних в ряд актуальных проблем, - это характер ее социальных последствий: преступность морально уродует и подвергает социальной деградации молодежь, которая является активным субъектом общественного воспроизводства, важным резервом и гарантом национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного становления России.

Заключение

В заключение необходимо сделать несколько выводов по выполненной работе.

Проблема алкоголизма в настоящее время представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема стара, как мир, но актуальна, как никогда.

Решением этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками занимается государство в целом, гражданское общество и различные общественные институты. Одним из способов преодоления этой чумы является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя также эффективно воздействуют на сознание молодых людей.

Сегодня возрастает роль государства в решении проблем алкоголизма, особенно детского и подросткового алкоголизма, набирающего сейчас обороты, как одной из основных угроз всей нации. Продолжает оставаться нерешенной проблема женского пьянства, несомненно, влияющего на демографическую ситуацию в стране, бытового пьянства и злоупотребления алкоголем в семьях и на работе.

Проблема алкоголизма для нашей страны сверхактуальна. Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому кроме лечения болезни, которое на сегодняшний день не эффективно, требуется искоренять причины этой проблемы. Относительно простым выходом из данной ситуации могло бы стать радикальное повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. Важными социальными мерами на сегодняшний день остаются запреты на распитие спирта, высокая профилактическая и агитационная работа и др.

Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в России. Сейчас в России насчитывается более 2 миллионов граждан, страдающих алкоголизмом, что выводит данную проблему из числа частных, локальных в область государственных проблем. Проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную угрозу российской нации.

Таким образом, подводя итог, можно говорить о том, что цель данной работы была достигнута: была изучена проблема молодежного алкоголизма и выявлены наиболее адекватные пути ее решения.

Кроме того, были решены все поставленные задачи: была проанализирована научная литература на предмет социальных проблем современной молодежи и определения молодежи как особой социальной группы. Были рассмотрены особенности и причины алкоголизма в молодежной среде.

Список литературы

1. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность// Воспитание школьников. - 2002.-№7. - С. 60-63.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Владос, 1998.

3. Веко А. В. Алкоголизм: избавление от зависимости, лечение, профилактика. Современный литератор. Минск, 1999 г.

4. Гончарова Т.Неблагополучные семьи и работа с ними. // Народное образование. - 2002. -№6.- С.161-169.

5. Георгиевская Ю.В. Молодежь как объект социального воздействия: некоторые факторы, формирующие девиантное поведение в молодежной среде // Гуманитарные исследования. - 2005. - № 4. - С. 42-51.

6. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. - 2000. - № 10. - С. 32-38.

7. Данилова Е. А. Реализация государственной молодежной политики в важнейших сферах жизнедеятельности // Социология образования. - 2008. - № 7. - С. 71-77.

8. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: жизненные ориентиры современной российской молодежи // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - №1.- С. 16-21.

9. Дубин Б. Утраченные иллюзии: подбор статей о современной молодежи // Знание-сила. - 2004. - №5.- С. 24-39.)

10. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска. // ВВоспитание школьников. 2002. - №7. - С. 21-26

11. Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы.

12. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 1. - С. 35-44.

13. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников.- 2000.- №8.- С.37-40

14. Луков В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // СОЦИС. 1998. № 12.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: