Возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов: гражданской, военной и правоохранительной, предусмотрена п. 3 ст. 8 Закона № 58-ФЗ 2003 г. Таможенные органы относятся к числу тех федеральных органов исполнительной власти, в которых личный состав законодательно разделен на три категории: сотрудники, гражданские служащие, работники таможенных органов. Для каждой категории служащих таможенных органов характерен свой правовой статус, особый порядок поступления и прохождения службы, социальные гарантии и т. д.
Перевод отдельных категорий сотрудников таможенных органов на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы предусмотрен ст. 3 Закона № 78-ФЗ.
Государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы введены в пределах штатной численности таможенных органов, установленной нормативными правовыми актами РФ на день вступления в силу Закона № 78-ФЗ, за счет сокращения должностей, замещаемых в указанных органах лицами младшего и начальствующего состава.
Количество государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах РФ определяется Правительством РФ.
В соответствии со ст. 3 Закона № 78-ФЗ, Указом Президента РФ от 09.09.2002 № 974 "О внесении дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации" в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти (приложение 7 к Указу Президента РФ от 03.09.1997 № 981 "Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы"), включен новый подраздел, в котором перечислены должности федеральной государственной службы в таможенных органах:
ведущая должность:
- заместитель начальника службы;
- заместитель начальника службы главного управления;
- заместитель начальника службы управления;
- заместитель начальника отдела главного управления;
- заместитель начальника отдела службы;
- начальник отделения;
старшая должность:
- главный таможенный инспектор;
- ведущий таможенный инспектор;
младшая должность:
- старший таможенный инспектор;
- таможенный инспектор.
В региональном таможенном управлении, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня (приложение 9 к Указу № 981) к государственным должностям федеральной государственной службы отнесены: ведущая должность:
- заместитель начальника службы регионального таможенного
управления;
- заместитель начальника таможни;
- заместитель начальника таможенного поста;
- начальник отдела службы регионального таможенного управления;
- начальник отдела таможни (таможенного поста);
- заместитель начальника отдела службы регионального таможенного управления;
- заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста);
- начальник отделения регионального таможенного управления;
- начальник отделения таможни (таможенного поста);
старшая должность:
- помощник начальника регионального таможенного управления;
- помощник начальника таможни;
- главный таможенный инспектор регионального таможенного управления;
- главный таможенный инспектор таможни (таможенного поста);
- ведущий таможенный инспектор регионального таможенного управления;
- ведущий таможенный инспектор таможни (таможенного поста);
младшая должность:
- старший таможенный инспектор;
- таможенный инспектор;
- младший таможенный инспектор.
Общая численность государственных должностей федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах определена постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 580 "О количестве государственных должностей Федеральной государственной службы и должностей работников организаций бюджетной сферы в таможенных органах Российской Федерации" в количестве 40 407 единиц, в том числе в центральном аппарате ФТС России - 1322 единицы и количество должностей работников организаций бюджетной сферы - 3307 единиц.
В результате проведения указанных мероприятий более половины сотрудников таможенных органов приобрели статус федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие). Данная категория лиц не относится к руководящему составу таможенных органов, включая начальников отделов, и не выполняет функций, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, таможенными расследованиями, силовым обеспечением таможенных органов и др. Они не замещают и не могут замещать какие-либо должности правоохранительной службы в таможенных органах.
Гражданские служащие таможенных органов выполняют функции, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем; исчислением таможенных пошлин, налогов и их взысканием; таможенной статистикой внешней торговли и специальной таможенной статистикой; валютным контролем и контролем таможенной стоимости, и выполняют все другие функции таможенных органов, не имеющие правоохранительного характера.
Разделение государственных служащих таможенных органов на категории:
- сотрудников таможенных органов;
- гражданских служащих;
служащих, деятельность которых регулируется законодательством РФ о труде, - отражает многомерную систему разделения
труда в сфере государственного управления таможенным делом
в РФ. Такая дифференциация позволяет более детально разграничить труд государственных служащих по уровню сложности,
специализации, квалификации и ответственности, а тем самым
и правовой статус государственных служащих.
Существующая дифференциация правовых статусов государственных служащих таможенных органов не затрагивает целостности единой федеральной централизованной системы таможенных органов. Гражданские служащие, как и сотрудники, обеспечивают исполнение полномочий таможенных органов. Работники, замещающие должности вспомогательно-технического характера, создают условия для осуществления полномочий таможенных органов.
Взаимосвязь правовых статусов государственных служащих таможенных органов характеризуется соотносимостью правовых основ:
- порядка поступления на службу в таможенные органы и ее прохождения;
- ограничений, обязательств, соблюдения правил служебного поведения (профессиональной этики);
- разрешения конфликта интересов и служебных споров;
- соотносимости должностных окладов и окладов за классный чин гражданского служащего и специальное звание сотрудника таможенного органа;
- освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения со службы в таможенных органах;
- перевода с должности правоохранительной службы для замещения должности гражданской службы;
- учета стажа правоохранительной службы в стаже гражданской службы;
- предоставления государственных социальных гарантий;
- пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу в таможенных органах, как правоохранительную, так и гражданскую, их семей и др.