Классификация и состав доходов бюджета




Тема 6. Правовые основы доходов и расходов бюджетов

План лекции:

Понятие бюджетной классификации

Классификация и состав доходов бюджета

Классификация и состав расходов бюджета

Классификация и состав источников финансирования дефицитов бюджетов.

5. Классификация операций сектора государственного управления

Понятие бюджетной классификации

Глава 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации посвящена бюджетной классификации Российской Федерации и устанавливает ее принципы, структуру, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по ее применению.

Понятие "бюджетная классификация" как финансово-правовая категория применяется на практике при осуществлении бюджетного процесса. С помощью понятия "бюджетная классификация" доходы и расходы бюджетов группируются в отдельные классы по наиболее существенным (устойчивым) признакам их сходства и различия.

Согласно законодательно установленному определению, содержащемуся в ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация является необходимым финансово-правовым механизмом упорядочения доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку в бюджет поступают средства от различных источников доходов, а расходование средств осуществляется на обеспечение многочисленных задач и функций государства, необходимы их систематизация и учет, что и обеспечивается посредством применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации применяется в следующих целях:

1. составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2. исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

3. сравнения бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4. контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Задачей применения бюджетной классификации является сопоставление показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по единой унифицированной схеме.

Бюджетная классификация Российской Федерации, применяемая в конкретном субъекте Российской Федерации, должна учитывать особенности субъекта Российской Федерации. Это достигается путем предоставления субъекта Российской Федерации и муниципальным образованиям права детализировать бюджетную классификацию Российской Федерации.

Состав бюджетной классификации Российской Федерации установлен ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации и включает в себя четыре классификации:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Каждой из составных частей бюджетной классификации Российской Федерации в Бюджетном кодексе Российской Федерации посвящена отдельная статья.

Классификация и состав доходов бюджета

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию доходов бюджетов.

Классификация доходов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по группам и подгруппам.

Основанием для классификации доходов является, во-первых, налоговое законодательство Российской Федерации, во-вторых, бюджетное законодательство Российской Федерации, в-третьих, другие законодательные акты Российской Федерации.

В перечисленных законодательных актах определяются источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Например, налоговые доходы формируются на основании перечня налогов, который установлен ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации; неналоговые доходы и безвозмездные поступления определяются исходя из норм ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В качестве примера иного нормативного акта можно привести соответствующие статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых предусмотрены штрафы за различные административные правонарушения и которые являются, в свою очередь, неналоговыми доходами бюджетов.

Согласно СТ 41 БК РФ:

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.

3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы.

4. К безвозмездным поступлениям относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: