В. Конкуренция: трактовка в экономической литературе, суть, виды и роль в рыночной экономике.




Характеризуя рыночный механизм и его элементы: цену, спрос, предложение, которые мы уже раскрыли, наряду с ними важным элементом является конкуренция. Объективные условия, порождающие конкуренцию, следующие:

1) Наличие товарно-денежных отношений;

2) полная хозяйственная обособленность каждого производителя;

3) его полная зависимость от конъюнктуры рынка

4) противостояние всем другим товаровладельцам в борьбе за покупательский спрос.

Термин "конкуренция" имеет множество толкований.

Изначально в экономической литературе установилась поведенческая трактовка этой категории. Так, А.Смит связывал конкуренцию с честным соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара.

При этом основными методами конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.

В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией "называется свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров".

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, которые можно приобрести.

Наряду с поведенческой трактовкой в 19 - и особенно в 20 веке получила распространение трактовка структурная, ее истоки в работах Ф.Эдхарта, А.Курно и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных видов рынка: совершенной конкуренции, монополистической, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин "конкуренция" чаще используется именно в структурном понимании, то есть акцент смещается с самой борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. А если же нужно исследовать поведенческую сторону конкуренции, то пользуются иным словом - "соперничество".

Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Он описывает роль, которую конкуренция играет в экономике. И.Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым.

Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятие, использующее устаревшие технологии.

Исходя из различных трактовок конкуренции, выделяют различные виды конкуренции.

С точки зрения поведенческой трактовки конкуренции можно выделить такие ее виды:

- ценовая

- неценовая

- конкуренция, осуществляемая нерыночными методами.

1 вид: ценовая конкуренция. Она ведется между производителями однотипной продукции путем снижения затрат, а значит, и цены на товары одного потребительского свойства.

Экономической основой ценовой конкуренции является различие между общественной (рыночной) и индивидуальной стоимостью товара.

Выигрывает тот, у кого индивидуальная стоимость ниже общественной, так как один и тот же товар на рынке продается по одной (рыночной) цене, в основе которой лежит рыночная или общественная стоимость. Это заставляет снижать - затраты, что достигается на основе:

- поиска и внедрения всего самого эффективного в технике, технологии, организации производства;

- мобилизации всех способностей и знаний производителей;

- жесткой дисциплины и ответственности.

Методы ценовой конкуренции;

1) "война цен",

2) скидка с прейскурантных цен (теневые цены),

3) локальные изменения цен,

4) сезонные распродажи,

5) распродажи по сниженным ценам,

6) предоставление большего объема услуг по действующим ценам,

7) удлинение сроков потребительского кредита,

8) лизинг оборудования (договор на право пользования оборудованием на основе аренды на определенный срок, оплата этого арендуемого оборудования производится поставками продукции, изготовленной на нем),

9) демпинг - продажа товара по искусственно пониженным (бросовым) ценам, значительно меньшим, чем индивидуальные издержки.

Как правило, ценовая конкуренция используется с целью "расчистки" рынка от более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Однако в современных условиях открытая ценовая конкуренция -редкое явление (применяют не сбивание цен, а недогрузку мощностей).

2 вид конкуренции - неценовая.

Это такая конкуренция, которая порождает стремление производителя выйти на рынок с новым товаром или с тем же товаром, но более высокого качества.

Если производитель выходит на рынок с совершенно новым товаром, то он временно превращается в монополиста и извлекает из этого преимущества, включающие монопольную сверхприбыль. Это положение сохраняется недолго, ибо производством нового товара постараются заняться другие, значит, производство и предложение расширится. В результате сверхприбыль исчезнет. В любом случае неценовая конкуренция затрудняет выработку ответных методов конкурентной борьбы с ней, поскольку формирование качества проходит длительный цикл, как и создание нового товара.

Методы неценовой конкуренции:

1) реклама, при помощи которой можно создать у покупателей мнение об особых качествах товара, хотя его потребительная стоимость может остаться без изменений;

2) еженедельные опросы потребителей, целью которых является получение информации о качестве товаров, услуг, обслуживания. Методы проведения опросов -прямой телефонный маркетинг (в США на него ежегодно затрачивается 37,5 млрд. долларов); сеть кабельного телевидения; анкетирование;

3) использование технических новшеств, уровень применяемой техники, так как от этого зависит высокое качество выпускаемых товаров. (Сейчас сроки морального износа сократились до 4,5-6,5 лет). Сейчас средства производства все более становятся средством конкурентной борьбы. (Так, создание компьютеризированного интегрированного производства приводит к улучшению качества продукции на 300-600% и повышению производительности труда на 40-70%). Совершенное оборудование позволяет:

а) производить быстрое варьирование продукции (то есть её дифференцировать);

б) выполнять индивидуальные заказы потребителей. Дифференциация товаров и придание им индивидуальных характеристик по заказу потребителей становится важным условием конкурентоспособности при производстве легковых автомобилей, велосипедов, обуви, бытовой электронной техники.

3 вид конкуренции - конкуренция, осуществляемая нерыночными методами, это нечестная конкуренция.

Нечестная конкуренция представляет собой деятельность хозяйственного субъекта, направленную на получение коммерческой выгоды и обеспечения доминирующего положения на рынке путем обмана потребителей (покупателей), партнеров и государственных органов.

Она ведется различными методами:

• ложная информация и реклама,

• недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукций конкурентов и сбыт их по низкой цене, что в мировой практике получило название пиратства,

• нарушение качества,

• нарушение стандартов,

• нарушение условий поставок.

Всё это привело к тому, что в мировой практике всё больше внимания уделяется борьбе с нечестной конкуренцией.

Мы рассмотрели различные виды конкуренции с точки зрения поведенческой ее трактовки (то есть с точки зрения применяемых в этой борьбе методов, суть которых в том, что соперник в любой момент может перехватить инициативу или более низкими ценами или более высоким качеством товара.

С точки зрения структурной трактовки конкуренции выделяют такие ее виды как совершенная и несовершенная.

В основе ее классификации лежит степень влияния отдельного продавца или покупателя на рыночную структуру. Если на рынке имеет место совершенная конкуренция, то ни один из продавцов не способен оказать существенного влияния на цену товара. Если это условие не выполняется, то конкуренция является несовершенной.

Первая присуща была эпохе свободной конкуренции, представляющей идеальный образ конкуренции, когда стихийный рынок был безраздельным регулятором производства, и ему повиновались миллионы мелких товаропроизводителей. Тогда рыночные цены действительно складывались под воздействием спроса и предложения. Основными чертами совершенной конкуренции являются:

1) на рынке действует множество продавцов и покупателей, каждый из которых продает и покупает лишь незначительную часть товаров данного вида, поэтому никто не может влиять на цены;

2) отсутствуют барьеры для вступления в отрасль новых производителей или для выхода уже действующих;

3) товар является однородным, качество его определяется стандартами (например, зерно определенного сорта, уголь, железная руда и т. д.)

4) отсутствует сговор на рынке с целью установления единых цен на продаваемые товары.

Сегодня сфера свободной конкуренции сохраняется там, где отсутствует резко выраженное превосходство одних компаний над другими. Это - услуги, розничная торговля. В реальной действительности рынок совершенной конкуренции труднодостижим. Свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX века.

Со 2 половины XIX века под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверкрупных предприятий, т.е. монополий.

Монополия (греч. монос - один, полео - продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Появляются картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты. Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной.

Несовершенная конкуренция подразделяется на 3 типа:

чистая монополия, монополистическая и олигополистическая.

1. Рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей, означает, что на нем существует чистая монополия. Монополия явилась результатом укрупнения производства независимо от существующих в обществе отношений собственности. Продукт, предлагаемый монополистом, не имеет близких по качеству заменителей, а вступление в отрасль других производителей заблокировано. Это позволяет монополиям диктовать цены, получая сверхприбыль. Отсутствие конкурентов показывает, что цены на монопольном рынке выше, а предложение ниже, чем на конкурентных рынках данного товара. Отсутствие конкурентов ведет к загниванию. Абсолютная монополизация характерна для отраслей, находящихся в собственности государства.

Сегодня в развитых странах Запада фактически отсутствует полная монополизация, ибо там существует антитрестовское (антимонопольное) законодательство, принятое в развитых странах еще в 20-е годы 20 века. В США первый закон против трестов (акт Шермана) был принят в 1890 году.

В противовес монополии есть понятие монопсония - это состояние рынка, на котором единственному покупателю товар предлагают многие продавцы - товаропроизводители.

Отраслевой рынок, на котором действует много фирм и проникновение новых не ограничено, а предлагаемый товар или услуга

дифференцированы по качеству,___называется рынком монополистической конкуренции. На таком рынке каждая фирма предлагает особую марку или вариант товара, например, на рынке парфюмерно-косметических товаров существует огромное множество

духов, дезодорантов, зубной пасты, или рынок безалкогольных напитков, или рынок обуви, одежды и т. д.

Разные марки перечисленных товаров взаимозаменяемы в зависимости от вкусов, привычек, доходов покупателей. Большое число фирм на рынке монополистической конкуренции затрудняет сговор между ними по ограничению объема производства и повышению цен.

Но по сравнению с рынком совершенной конкуренции не любая фирма с легкостью может вступить на рынок монополистической конкуренции. Это объясняется тем, что разработка новых марок товаров, способных выдержать конкуренцию с уже завоевавшими рынок товарами предполагает огромные затраты на исследования и конструирование, на рекламу. Вместе с тем, рынок монополистической конкуренции отличается и от чисто монополистического рынка, так как здесь действуют не одна - две, а относительно много фирм, не вступающие друг с другом в тайные сговоры по регулированию объемов производства и цен.

Сегодня типична олигополистическая конкуренция. "Олигополия" происходит от греческого слова (немногий, немногочисленный). Олигополия - это экономическое господство нескольких крупных компаний в отрасли, производящих всю или почти всю продукцию отрасли, а проникновение в нее новых фирм затруднено (как правило, это связано с ограниченностью ресурсов).

Концентрация производства или капитала в той или иной отрасли привела к ограничению числа крупных компаний в ней. В результате этого в каждой отрасли господствуют 3-7 соперничающих друг с другом крупных объединений, которые могут согласовывать производство и сбыт. (А свободная конкуренция с ее колебаниями цен под влиянием изменяющегося спроса и предложения была бы пагубна для них, а так как крупные корпорации составляют основу экономики, то и в целом для всей экономики).

Для олигополистической конкуренции характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта - установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

Преимущества олигополистической конкуренции: с одной стороны, она устраняет угрозу монополистического загнивания производства, а с другой стороны, смягчает безработицу, дает возможность структурной перестройке, хозяйственного маневра.

Сейчас большая часть промышленной продукции развитых стран мира создается компаниями, действующими в условиях олигополистической конкуренции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: