Происхождение современного спорта




Практикум по разделу II ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ

Введение в проблематику

(информация для ориентации и размышления)

 

Современный спорт относится к числу важнейших феноменов культуры общества. Социологи рассматривают спорт сквозь призму его ценностно-нормативной организации. П.А. Сорокин - крупнейший русский социолог и культуролог - обосновывал положение о том, что именно ценности служат основой и фундаментом всякой культуры.

При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

Термин «социокультурное» был введен П. Сорокиным и обозначает попытку рассмотрения социальной и культурной сфер общества в единстве и взаимодействии, т.к. очевидно, что и культура влияет на социальные отношения, и социальные отношения – на культуру. Таким образом, главные элементы социокультурной системы – находящиеся во взаимовлиянии общество, состоящие из взаимодействующих индивидов и культура, как совокупность ценностей и норм, регулирующих и направляющих поведение людей.

Спорт по праву следует относить к сфере общечеловеческой культуры. Исследователи культуры стараются объяснить, почему спорт так притягателен, в чем состоит его эстетический компонент. Несмотря на это, спорт продолжает приносить людям радость красоты. Еще одна тема, которая привлекает внимание социологов спорта, – это тема честной игры. Честная игра как социальная норма и ценность родом из спорта, но со временем получила более широкое распространение.

Другой важный момент заключается в том, что исследователи, изучающие социокультурную организацию спорта, как правило, исходят из положения, согласно которому спорт – это одновременно продукт культуры и фактор, влияющий на ее развитие. Спорт, как показывает анализ, испытывает на себе значительное влияние той социокультурной системы, в условиях которой происходит его развитие. Международный спорт - разновидность, или точнее, проявление глобализации, осуществившее мощнейший прорыв в область высоких спортивных технологий. Однако высокие технологии не всегда гарантируют быстрое излечение от социальных проблем, а иногда и сами порождают эти проблемы, которые становятся объектом пристального социологического анализа. Указанные проблемы делают актуальным анализ спорта как элемента социокультурной системы современной цивилизации.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика социокультурного подхода к анализу физической культуры и спорта? Каково соотношение данных понятий?

2. Как рассматривается тема «телесности» в рамках физической культуры?

3. Каково социокультурное содержание физической культуры?

4. Какие элементы выделяют в структуре физической культуры?

5. Охарактеризуйте важнейшие составляющие (компоненты) физической культуры.

6. Какие наиболее значимые черты спорта выделяют исследователи?

7. Чем отличается спортивное соревнование от других видов соперничества?

8. Каким образом спорт способствует самоидентификации личности?

9. Дайте характеристику спорта с позиции формализованной игры.

10. Что такое «модель спорта»? Какие параметры спортивной деятельности она характеризует?

11. Какое влияние оказывают социокультурные ценности и нормы на развитие физической культуры и спорта?

12. Каково значение принципов Фэйр Плэй для современного спорта? Может ли спорт существовать без этих принципов?

13. Какие социально-культурные ценности воплощает в себе современный спорт?

14. В чем проявляется наличие полярных ценностей в спорте? Приведите примеры.

15. Чем была обусловлена потребность в физических упражнениях и состязаниях в примитивных обществах?

16. Какие социально-экономические факторы оказали решающее влияние на институционализацию спорта в аграрных обществах? Можно ли утверждать, что институт спорта существовал и в более ранних обществах?

17. Чем было обусловлено возникновение и стремительное развитие спорта в индустриальном обществе?

18. Как взаимосвязаны спорт и социальное неравенство в аграрных и индустриальных обществах?

19. Каковы основные тенденции развития спорта в постиндустриальном обществе? Какие из них, по Вашему мнению, носят функциональный, а какие дисфункциональный характер?

20. Какое влияние оказала технология на эволюцию общества, физических упражнений и состязаний?

 

Тексты для анализа

Происхождение современного спорта

(…) То сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем "современным спортом", имеет свои истоки в начале XXVII в., а в знакомые нам формы оно организовалось на переломе XIX-XX веков. Современный спорт возникает несколько иначе, чем античный.

Его появление связано с развитием буржуазной городской культуры, и истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых возможностях досужего развлечения. Если атлетам древности покровительствовали боги, и сами атлеты приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

Конные забеги всегда собирали большое количество зрителей, заключавших пари и делавших ставки. Азарт, к тому же искусственно подогреваемый, весьма часто приводил к потасовкам, которые также привлекали живой интерес публики и возбуждали страсти. Для урегулирования стычек были составлены определенные правила, превратившие их в самостоятельный вид зрелищных состязаний.

На рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков боксерских школ, и в одной из них брал уроки поэт Байрон. Бокс, развиваемый как искусство защиты, получил популярность прежде всего как зрелище. Скоро бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя в Европе он распространялся медленно. Зато США он завоевал стремительно и главным образом благодаря бизнесменам и менеджерам, начавшим зарабатывать на этом столь подходящем духу и стилю американской вольницы зрелище. Бокс стал искусством улицы, бара и ринга. Таковы предпосылки и обстоятельства возникновения бокса в его нынешнем виде. (...)

...Современный спорт с его правилами возникал, увы, не на гуманистической основе, не как реализация прекраснодушных идеалов Просвещения и утопизма, а на основе коммерческой сделки, пари, ставки. Спортивные сообщения тогдашней Англии почти сплошь состоят из публикаций о денежных удачах, выигрышах, вознаграждениях. Поэтому на возникающие виды спорта так легко переносились правила скачек и ипподромов. Здесь ярко проявила себя чисто коммерческая сторона институционализации современного спорта, которая с тех пор жила в нем и никогда его не покидала.

Важно указать и еще на одну тенденцию, поначалу не очень явную, но к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его современном виде. Имеется в виду, во-первых, объективная социальная потребность в развитии системы физического воспитания, настоятельно возникшая в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и воспитания в область общенационального интереса, а во-вторых, усвоение общественным сознанием (опять-таки через систему общего образования) гуманистических идей, взглядов и идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном человеке.

Одной из самых важных и решающих причин быстрого развития спорта как части культуры современного общества было введение физического воспитания в программы школьного образования. (...) В немалой степени развитию спорта содействовали и конкуренция, и возникновение новых социальных элит с их специфическими сферами общения - клубами. Уже в 30-х годах XIX в. пресса начинает систематически освещать спортивные события наряду с театром и симфоническими концертами. Спорт становится заметной частью культурной жизни.

С первых шагов развития современного спорта в нем возникают и разделяются два его противоположных компонента, питающих и пронизывающих друг друга: так называемый "спорт джентльменов", впоследствии трансформировавшийся в любительский спорт, и спорт профессиональный. Отношением этих компонентов определяется, по сути дела, вся история современного спорта, вплоть до наших дней, хотя в последнее десятилетие XX в. любительский спорт практически перестал существовать. Во взаимоотношениях этих компонентов спорта обнаруживаются и различная позиция общества в его оценке, и различное содержание самого спорта. Любительский и профессиональный спорт мирно сосуществовали, и между ними не было непреодолимых преград. Противоречия обострились в связи с возрождением Олимпийских игр и стремлением воплотить в них античные идеалы гармоничного человека.

Но вернемся к тому противоречию между любительским и профессиональным спортом, которое так осложнило олимпийское движение. Было достаточно ясно, что противоположность этих двух "компонентов" спорта относительна, да и сам термин "любитель" использован в олимпийских документах лишь потому, что выражал английскую традицию в понимании спорта. Ревизии этого понятия непрестанно предпринимаются с начала XX в. и до наших дней, хотя еще в 1974 г. оно было изъято из документов МОК.

Скоро стало очевидно, что усилия, время и материальные затраты для достижения высших результатов слишком велики, чтобы каждый желающий мог в досужее время и на свои деньги отдаваться тренировкам и соревнованиям. Людям, способным показывать высшие достижения, необходимы материальная и социальная поддержка, компенсация затрат и вознаграждение как форма признания общественной ценности таких достижений. Вместе с тем в сфере спорта остро проявило себя социально-классовое расслоение общества, при котором возможности физического совершенствования оказались доступными лишь для относительно обеспеченных групп населения, преимущественно городского.

Эта ситуация определила целый ряд новых явлений, существенных для развития спорта.

Во-первых, стали формироваться направления, до известной степени альтернативные соревновательному спорту, как в его профессиональном, так и в любительском виде. Прежде всего это различные школы выразительного движения, получившие большое распространение и влияние. (...)

Во-вторых, стали появляться и противопоставлять себя друг другу по классовому признаку спортивные организации и союзы, для которых, особенно в 10-20-е гг. нашего века, это классовое содержание стало даже более существенным, чем собственно спортивные цели и интересы. (...)

В-третьих, развернулась острая социальная критика спорта как явления, чуждого культуре и антигуманного в своей основе. Известный социолог Т. Веблен в своем труде "Теория праздного класса" определял спорт как атавистический уродливый социальный нарост, оставшийся от варварского периода развития человечества. (...)

Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествовавших ему форм, потому что из разряда маргинальных явлений культуры, из сферы мелкой частной инициативы он превратился в отрасль современного массового производства, создающего продукцию широко потребляемую, имеющую признанную общественную ценность, занимающую немалое место в системе общественных интересов.(...)

Итак, формирование институтов профессионального спорта - объективный процесс, развивающийся в рамках основных ориентаций современной культуры и занимающий в сфере духовно-практической деятельности свое особое и достаточно заметное место. Он обладает высоким эстетическим и художественным потенциалом, но ориентирован не на гуманистические ценности и идеалы, а на цели сугубо практические, коммерческие, утилитарные, на обеспечение жизненного успеха.

Сараф, М.Я. Спорт и культура (исторический анализ) / М.Я. Сараф // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997.

Вопросы

1. В каком качестве возник спорт в начале XIXв.?

2. Какие противоречия наметились в спорте между гуманистическими воззрениями Кубертена и требованиями индустриального общества?

3. Каковы основные тенденции развития спорта в индустриальном обществе?

4. Чем отличается современный спорт от предшествующих ему форм?

Спорт и цивилизация

Возникновение современного спорта – это планетарный процесс, масштабы которого сопоставимы с промышленной революцией и стремительным развитием техники. Появление спорта подобно социокультурному взрыву, геологически преобразовавшему планету: действительно, целые столетия, а то и тысячелетия никаких планетарных признаков спорта нет. Феномен спортизации в целом это рубеж XIX – XX столетия, с поправкой на то, что этот процесс был неравномерным и протекал по-разному в разных регионах. Современный спорт – это дитя индустриального общества, техногенной цивилизации. (...)

…Спорт есть не отображение, или не столько отображение, сколько фокус современного мира. Ибо в спорте сконцентрированы все ключевые, значимые проблемы, над которыми бьется современная цивилизация. В спорте, как в некоем социокультурном фокусе, сошлись и аккумулировались основные линии современной цивилизации. В известном смысле спорт, как и искусство, – это не зеркало, а увеличительное стекло, позволяющее увидеть те проблемы, которые ещё предстоит решить современной цивилизации.

Прежде всего, в спорте в концентрированном и предельно откровенном виде зафиксирована смысложизненная ориентация техногенной цивилизации на имманентное обновление. Речь идет о системообразующей ценности новации. Мир современного спорта являет собой непрерывное обновление спортивного результата и спортивного зрелища, равно как в науке это непрерывное обновление знания, в экономике - производство новых товаров и услуг, в повседневной жизни - обновление удовольственных экзистенциалов. Отсюда, по большому счету, проблемы спорта – это проблемы всей индустриальной цивилизации. Ключевая тема: может ли новация быть и далее оставаться ценностным ориентиром? Вопрос этот дискуссионный. Попытка сказать «нет» новации пока характерна в первую очередь для очень экстремальных сторон социальной жизни нашей цивилизации. Это сфера производства оружия массового поражения, где новации давно запрещены, это запреты на изготовление, употребление и распространение наркотиков, как предельного удовольствия для человека. Начиная с известного доклада Римского клуба, тема пределов роста остается актуальной, она постоянно обсуждается, появляются религиозные, экологические и этические ограничения.

Однако действительно ли уже сегодня современный спорт стоит перед выбором: быть или не быть в нем производству нового? Ответ на этот вопрос даже в гуманитарном контексте, на наш взгляд, пока отрицателен. Дело в том, что смысловое содержание спорта шире и глубже чисто рационалистических мотиваций, характерных для техногенной цивилизации, и имеющих, как правило, чисто финансовое измерение. Более того, смысловое поле современного спорта имеет во многом архаический (мифический) статус.

Ещё в 1972-м году Х.Ленк в своей знаменитой книге “Leistungs – sport: Ideologie oder Mythos” впервые обратился к этому сюжету. Любопытно, что спустя более четверти века Ленк снова утверждает, что современная технологическая эпоха не является чисто рациональной, как думали раньше. Она хотела претендовать на тотальный рационализм, но ничего тотального в принципе не получилось. И в науке, и в технике, и в спорте сохранилась и проявляется архетипическая мечта человечества к влечению, к преступанию границ, к разрыву оков, к движению, к «Еще-Никогда-Не-Существо-вавшему» (Подробнее см. Ленк Х. Спорт как современный миф // Разум и экзистенция. М., 1999).

Современный спорт есть величайшая авантюра и риск ставшего оседлым и одомашненным цивилизованного человечества. По меткому замечанию И.Т. Касавина, приобщение в повседневной культуре, к архетипу героя-атлета – это просто привычный атрибут энергетической и эмоциональной подпитки человеческого организма.

Таким образом, спорт, будучи продуктом современной цивилизации, реализует и более глубинные архетипические мифические потребности, т.е. спортивная новация может иметь отнюдь не техногенное происхождение и обоснование, а, как это ни парадоксально – традиционное, она может конституировать собственные мифические смыслы. Другими словами, спорт в современном техногенном рационализированном мире – это социальная лакуна легального внерационального массового бытия, в известном смысле это социальная ниша архаической традиционной культуры.

И все же: если есть пределы роста, т.е. пределы обновления для цивилизации, то что это значит для спорта? Проблема обновления спортивного результата и спортивного зрелища решается, как известно, не только усилиями спортсменов, её решение связано с совершенствованием контрольно-измерительных приборов, использованием специальных стимуляторов и ужесточением соперничества. Это вызывало огромную волну критики спорта, которая оформилась уже в некоторое ревизионистское движение, идея которого состоит в том, чтобы пересмотреть саму практику спортивного состязания и спортивного оценивания в спорте, произвести переоценку ценностей, отказаться от спортивного соперничества, отказаться от жесткой оценки спортивного результата, заменить спортивные соревнования конкурсами. Несколько лет назад в России был опубликован целый том переводов западных спортологов данного направления.

И все-таки, несмотря на гуманистическую привлекательность «ревизионистского» направления, оно вызывает принципиальное возражение общего характера, основанное на различении цивилизации и культуры. (...)...Типологические изменения общества провоцируют культурное многообразие, т.е. всякий раз усиливают мультикультурность цивилизации. Это целиком относится и к спорту как феномену культуры. Скорее всего, смены типов спорта не произойдет, а его различные «ревизионистские» версии могут стать прекрасной иллюстрацией пролиферации (размножения) спорта в контексте мультикультуры рождающегося постиндустриального общества. Концептуальное многообразие спорта (спортивный постмодерн), а не смена типов спорта – это и есть мегатренд социоэволюции спорта в культуре постиндустриальной цивилизации.

Егоров, А.Г. Спорт и цивилизация. Круглый стол / А.Г. Егоров // Теория и практика физической культуры.- 2004. - №5.

Вопросы

1. Почему спорт является фокусом современной цивилизации?

2. В каком качестве предстает спорт в современной технократической цивилизации?

3. О каком «ревизионистском» направлении говорит автор?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: