Вопрос 2. Нарушения моторной, эмоциоанльно-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых.




Логопедическая ритмика в системе комплексной работы по преодолению заикания.

Нарушения моторной, эмоционально волевой сфер и произвольного поведения заикающихся детей младшего среднего школьного возраста и дошкольного возраста.

По состоянию моторики выделяют 4 группы дошкольников.

Первая группа.

Нарушения темпа ритма мышечного тонуса, ориентировки и коллективного взаимоотношения. Внимание и активность не нарушены.

Вторая группа.

Отсутствие ловкости быстроты точности. Темп замедленный, внимание вялое, активность пробуждается медленно, инициативы никакой. Условие заданий требует длительной проработки. Работа над растормаживанием мышечного напряжения и улучшением координации движений не дает хороших результатов.

Третья группа.

Сильная мышечная заторможенность. Вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные пальцы, отсутствие сгибания при движении рук и минимальное сгибание одной руки. Или качание неестественно вытянутых рук. Особенно сильна заторможенность шеи и плеч. Работа с этими детьми требуется большая.

Сроки работы длительные.

Четвертая группа

Моторно возбудимые с обилием безцельных движений, производимых в быстром темпе. Спокойное положение для них трудновыполнимо. Мышечный тонус несколько напряжен наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре. Работа требуется длительная результаты не всегда положительные.

У части заикающихся детей отмечаются ограниченность движений языка, нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, переключения, координации движений

Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч обруч, больше времени тратят на игры с разборным материалом. У детей 4-5 лет моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У детей 5-6, 6-7 лет моторное напряжение более четко связывается с заиканием и проявляется при попытке комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще более сковывает движения ребенка исчезает легкость, непринужденность в поведении замедляется темп движений не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно часто проявляется в играх при ходьбе и беге дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах.

Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются суетятся во время игр, подпрыгивают. Движения детей порывистые, недостаточно целенаправленные, некоординированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой амплитуда движений имеет большие размахи. Половине заикающихся свойственны разнообразные сопутствующие движения Довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от таких психических процессов как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка.

У заикающихся среднего школьного возраста степень заикания обуславливает нарушения моторики

У школьников с легкой степенью заикания страдает координация движений в гораздо меньшей переключаемость движений, а нарушения чувства ритма уравниваются с нарушениями координации движений. При средней степени заикания понижается чувство ритма и переключаемость движений. У детей с тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений.

Основной процент нарушений в области моторики страдает на заикающихся с тоническим типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координация движений. Таким образом степень поражения моторики прямо пропорциональна тяжести заикания.

Вопрос 2. Нарушения моторной, эмоциоанльно-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых.

У взрослых заикающихся тоже имеются своеобразные нарушения моторики:

· общая напряженность мышечной системы, особенно в процессе речи;

· расхождение в моторике и речи;

· уловки, вспомогательные движения;

· неровность воспроизведения ритма.

Заикающимся замедление движения дается легче, чем замедление речевого темпа, поэтому моторный темп у них устойчивее речевого. Несомненна связь между темпом речи и темпом движения, так как при помощи медленных и плавных движений можно создать атмосферу спокойствия и облегчить больному переход к плавной речи.

У этих пациентов наблюдаются отклонения в интеллектуальных и психических процессах, а именно неустойчивость внимания, памяти, легкая отвлекаемость. Им не всегда удается выполнить задания состоящие из разных движений, которые нужно выполнить одновременно. Они не могут заполнить большого количества заданий.

Можно выделить следующие типы заикающихся по состоянию моторики.

1 тип. С быстрыми беспокойными движениями, соответствующими быстрой торопливой речи.

Движения не доводятся до конца, отмечается неточность движения. Этим заикающимся нужны коллективные задания, поочередные сдерживающие порывы. Необходимо следить за педантичностью, четкостью движений.

2 тип. С природной склонностью к быстрым движениям.При большом внимании к себе дают устойчивый темп. Интеллектуально развиты владеют собой.

При выполнении движений чувствуется большое сосредоточение внимания.

Необходимы упражнения на координацию движений, на преодоление автоматизма, на регуляцию мышечного тонуса.

3 тип. Со средним типом движений. Им свойственна большая выдержка и спокойствие, хорошее внимание память, высокая ритмическая одаренность, четкие свободные движения. Необходимы упражнения с речью поскольку хорошие моторные данные и ритмичность могут быть использованы как регуляторы речевых недостатков.

4 тип. Со средним темпом движений. Отсутствует четкость в координации, особенно в координированном движении с речью. Они неловкие с плохим ритмом, трудно понимающие задания. В детском и подростковом возрасте отмечается педагогическая запущенность

5 тип. С медленным темпом движений. Движения вялые связанные, нудные. Для них нужны разнообразные контрастные движения а также чисто физкультурные движения-тонизирующие подстегивающие, активизирующие.

6 тип. С медленными вялыми движениями в периоде ярко выраженного депрессивного состояния. Походка замедленная, голова опущена вниз, движения связанные или недостаточно расслабленные, внимание неустойчивое память ослаблена. Необходимы упражнения с музыкальным сопровождением, характер музыки бодрый поднимающий эмоциональный тонус. Занятия коллективные, чтобы коллектив увлекал больного.

У некоторых заикающихся подростков нарушения моторики связаны с отношением к речевому расстройству. У подростков с отсутствием фиксации на своем дефекте наблюдается моторная недостаточность речевой функции без заметного влияния на личность в целом. У подростков реагирующих на свой дефект отклонения в психомоторики более выражены. У заикающихся с целым рядом особенностей личности отмечаются значительные расстройства психомоторики.

У взрослых заикающихся при различных нервно-психических расстройствах также имеются нарушения речевой, общей моторики и поведения. У заикающихся с органо-невротическим синдромом задержка в психомоторном и речевом развитии обусловлена органической недостаточностью мозга. Особенности заикания связаны и с со стойкими личностными факторами и изменениями эмоциональной слабостью, аффективностью, с инертностью нервно-психических процессов. Во время речи отмечается напряжение в общемоторной сфере.

У взрослых заикающихся с невротическим заиканием мышечный тонус слегка снижен по невротическому типу, движения координированы и плавны. Выполнение тонких проб при исследовании орального праксиса не вызывает затруднений. Жесты, мимика и пантомимика эмоционально окрашены. Заикающиеся понимают словесные инструкции по выполнению двигательного задания с первого предъявления и хорошо их удерживают. Отмечается хорошее выполнение заданий, самостоятельное исправление ошибок при выполнении двигательной программы. Музыкально-ритмические способности развиты хорошо. Органы артикуляции обнаруживают полную сохранность и достаточную подвижность при произнесении. Одновременно с этим выявляется недостаточный уровень статической выносливости, недоведение элементов до конца., некоторая вялость и повышенная утомляемость, а также вялость и снижение диапазона движений органов артикуляции.

Картина двигательной недостаточности при неврозоподобном заикании полиморфна. Она отражает недоразвитие и разные степени зрелости церебральных уровней организации движений. У больных с неврозоподобным заиканием мышечный тонус неустойчивый двидения характеризуются напряженностью и несоразмерностью, наблюдаются нарушения согласованной координации движений, обилие синкенезий. У многих проявляются неточности при воспроизведении двигательной программы и низкое качество выполнения проб на динамический праксис, особенно в артикуляционной и мимической моторике. Помимо затруднений при запоминании серий последовательных движений отмечается инертность двигательных актов не позволяющая больным быстро переключаться с одной серии движений на другую. У большинства заикающихся имеются нарушения при воспроизведении и удержании ритма и темпа, низкий уровень развития музыкального слуха. Только у части больных выявляется полная сохранность музыкально-ритмических способностей. Все заикающиеся не могут самостоятельно исправить ошибки, словесная инструкния для них недостаточна и опорой в обучении являются наглядные примеры.

Вопрос 3. Содержание логоритмических занятий с заикающимися.

На логоритмических занятиях с заикающимися целесообразно проводить следующие упражнения и игры:

Вводные упражнения

Упражнения и игры для развития мимики лица и орального праксиса

Упражнения и игры для развития слухового внимания и памяти.

Упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма

Упражнения и игры для развития подражательности

Творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.

Упражнения, подвижные игры для развития общей и мелкой моторики.

Средства логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, ритмические, двигательные упражнения способствуют статической и динамической координации движений, способности управления мышечным тонусом, продолжительности выдоха, мягкой атаке голоса. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения которые проявляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики.

Знания логоритмики следует увязывать с работой логопеда и располагать логоритмический материал в течение учебного года сообразно выполнению логоритмической программы. Так в периоды обследования ограничения речи на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти внимания. С периода воспитания сопряженного произношения отрабатываются плавность и слитность произношения переключаемость движений.

Логоритмические занятия проводятся с детьми начиная с 2-3 лет. Им предлагаются несложные роли в сюжетно-ролевых играх роли мамы, зайчика, птички. В подвижные игры не включаются коллективные построения. С возрастом игры усложняются. Дети строятся в маленькие круги затем в большой круг. Для детей 2-3 лет нужно подбирать стихотворения песни четкие по ритму движений. Чтобы сделать занятия интересными надо сделать их в игровой форме.

В логоритмической работе с заикающимися взрослыми, детьми и подростками можно выделить следующие разделы:

1 раздел. Воспитание медленного темпа и плавных движений. Упражнения на расслабление и напряжение мышечного тонуса, воспитание объема внимания и памяти, одновременность и координация движений, торможение, упражнения в спокойном тоне с ярко выраженным моментом коллективизма.

2 раздел. Связь речи с движением и музыкальным ритмом.

Упражнения с речью связанные с координацией движения, например, бросают мяч со словами вверх - к себе, вверх - к соседу и т.д.

Упражнения со счетом и речью, связанные с торможением, например, маршируют и считают под левую ногу. По сигналу останавливаются и считают затем возобновляют ходьбу и счет

Упражнения со счетом и речью связанные с преодолением автоматизма, например считают под левую ногу по порядку. По сигналу маршируют спиной назад и считают в обратном порядке.

Упражнения с речью, связанные с реакцией выбора, например, перебрасывают мяч друг другу, произнося любое существительное, получивший мяч присоединяет к нему прилагательное и т.д.

3 раздел. Связь движения и речи с характером ритма. Воспитание активной насыщенной содержнием паузы. Заикающиеся маршируют, произносят громко текст, по сигналу останавливаются и продолжают мысленно текст в том же темпе.

4 раздел практика наступательности, решительности, смелости в двигательно-речевых заданиях. Предлагаются два вида заданий 1. задания связанные с музыкой на умение распределить слова во времени. 2 задания не связанные с музыкой, дающие возможность проявить себя в речи.

Своеобразие логоритмических занятий со взрослыми заключается в повышении степени осознанности необходимости занятий. Большое значение приобретают самостоятельные занятия взрослых под музыку дома. Осуществляется адекватный контроль за пластикой движений, осанкой. Полезно выполнять движения с речью перед зеркалом, движения связанные с воображаемой ситуацией, в которых взрослые разыгрывают этюды с музыкальным сопровождением и без него. Отработанные дома этюды показываются на коллективных занятиях.

Примерное занятие с заикающимися дошкольниками, младшими школьниками направленное на тренировку речи должно иметь такую схему:

1. вводные упражнения Различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе.

2. распевание. Воспитание речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движением рук.

3. пение. Автоматизация звуков, воспитание координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте, ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: