УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
__________________ В.В. Садовский
«_____» __________ 2014 г.
Регистрационный № _________
ПРОГРАММА
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
для специальности:
1-25 01 02 «Экономика»
2014 г.
СоставителИ:
А.В. Чеплянский, доцент кафедры экономической теории Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент;
А.М. Филипцов, доцент кафедры экономической теории Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент.
РАССМОТРЕНА И Рекомендована к утверждению:
Кафедрой экономической теории
(протокол № ___ от «___ » ___________ 2014 г.).
Заведующий кафедрой
_______________ В.А. Воробьев
одобрена И Рекомендована к утверждению:
Советом факультета международных экономических отношений
(протокол № ___ от «___ » ___________ 2014 г.).
Председатель
Совета факультета
_______________ Г.А. Шмарловская
Руководитель производственной практики
____________ П.Г. Буторин
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………….. | |
2. Содержание практики …………………………………………………. | |
3. Информационно-методическая часть ………………………………… | |
Приложение А Образец оформления титульного листа о прохождении практики …………………………………………………………………... |
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом и учебным планом специальности 1-25 01 02 «Экономика», Положением о практике студентов в учреждении образования «Белорусский государственный экономический университет».
Данная практика студентов является составной частью учебного процесса и носит ознакомительный характер.
Объектами (базами) практики могут являться хозяйствующие субъекты различных отраслей национальной экономики, научные организации, органы государственного управления, Белорусский государственный экономический университет.
Целью ознакомительной практикой является формирование у студентов экономического образа мышления, ознакомление с основами будущей профессии и формирование навыков работы с научной литературой.
Задачами практики являются:
· формирование экономического образа мышления и навыков работы в команде;
· ознакомление с квалификационной характеристикой специалиста по специальности 1-25 01 02 «Экономика» и спецификой ее деятельности;
· ознакомление с основными направлениями деятельности организации и ее нормативно-правовом обеспечением;
· формирование навыков работы с литературными источниками и изучение основ библиографии;
· формирование навыков поиска и обработки информации в сети Интернет.
Основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность студентов и руководителей практики, является программа практики.
Сроки учебной практики определяются учебным планом и составляют 2 недели во 2-ом семестре для студентов очной формы обучения и 1 неделю для студентов заочной формы обучения.
Содержание практики
Практика проводится индивидуально или в составе групп. Учебная группа может делиться на подгруппы, число студентов в которых определяется руководителем практики.
Общее руководство ознакомительной практикой возлагается на кафедру, занимающуюся организацией практики. Для непосредственного руководства назначаются высококвалифицированные специалисты из числа преподавателей кафедры, которые разрабатывают коллективные и индивидуальные задания для студентов-практикантов и организовывают условия для их выполнения, осуществляют повседневный контроль за выполнением программы практики, проверяют отчеты об итогах ее прохождения и принимают дифференцированный зачет.
Каждый студент перед началом практики должен пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда.
При прохождении практики студент обязан выполнять установленный в организации режим труда и отдыха.
Во время практики студент ведет дневник, в котором отражает содержание выполняемой работы.
По итогам практики студент представляет на кафедру отчет, который материалы, предусмотренные планом практики.
Студенты, направляемые на практику, должны:
1. ознакомиться с квалификационной характеристикой специалиста по специальности 1-25 01 02 «Экономика» и спецификой ее деятельности;
2. участвовать в организованных руководителем практики деловых играх и выполнении проблемных заданий (при проведении практики в составе групп);
3. ознакомиться с основными направлениями деятельности организации и ее нормативно-правовом обеспечением;
4. сделать реферативный обзор литературы по экономической проблеме, предложенной руководителем практики;
5. изучить основы библиотековедения и библиографии и оформить список литературных источников в соответствии с требованиями ГОСТа;
6. получить навыки поиска и обработки информации в сети Интернет.
Деловые игры, выступая эффективным средством профессиональной подготовки современных экономистов-аналитиков, должны быть направлены на закрепление знаний по экономическим дисциплинам, изученным в течение первого года обучения и формирование базовых профессиональных качеств.
Ознакомление с основными направлениями деятельности организации предполагает изучение:
• общих сведений об организации (месторасположение; организационно-правовая форма хозяйствования; направления деятельности и специализация; характеристика структурных подразделений и др.);
• нормативно-правовых основ функционирования и регулирования деятельности организации (анализ основных документов, регламентирующих деятельность организации на внутреннем (устав, учредительный договор) и внешнем (законодательные и подзаконные акты Республики Беларусь) уровнях и др.).
Реферативный обзор литературы по экономической проблеме, сформулированной в индивидуальном задании, должен быть подкреплен соответствующим списком источников, оформленным в соответствии с требованиями Стандарта предприятия «Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерской диссертации» СТП 20-03-2004. Источники должны быть представлены за последние пять лет и включать: 1) учебники и учебные пособия (5 наименований); белорусские периодические издания (5 наименований); зарубежные периодические издания (3 наименования); интернет-ресурсы (7 наименований). В качестве интернет-источников должны выступать только данные с сайтов министерств, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, международных организаций, государственных статистических органов, правовых и образовательных порталов.
Информационно-методическая часть
Перед началом практики каждый студент получает индивидуальное задание. Содержание индивидуального задания записывается в дневнике практики и должно предусматривать выполнение программы практики.
По итогам практики студент представляет на кафедру отчет, на оформление которого дается 2–3 дня в конце практики.
Отчет вместе с дневником практики должны отражать фактически выполненную студентом работу в период практики и весь материал, отражающий содержание разделов программы практики, календарного плана и индивидуального задания.
Дневник практики должен включать:
– индивидуальное задание;
– календарный план работ;
– записи о видах и содержании работ, выполнявшихся студентом в период практики;
– отзыв студента об организации практики и о соответствии условий практики требованиям программы;
– отзыв руководителя практики.
Отчет о прохождении практики должен содержать следующие структурные части.
1. Титульный лист (см. Приложение А).
2. Содержание.
3. Введение (где указывается место прохождения практики, ее цели и задачи, кратко описывается содержание практики (какие виды деятельности осуществлялись)).
4. Индивидуальное задание (где излагаются итоги выполнения индивидуального задания руководителя практики).
5. Заключение (где излагаются краткие результаты прохождения практики; указываются, какие из поставленных задач решены и в каком объеме; отмечаются проблемы, возникшие в ходе прохождения практики).
6. Приложения.
Объем отчета – 10-15 страниц (без учета приложений), оформленных в соответствии с требованиями стандартов оформления студенческих работ.
В течение первых двух недель после окончания практики в соответствии с графиком образовательного процесса студент сдает дифференцированный зачет руководителю практики. Если практика проходит после летней экзаменационной сессии, то дифференцированный зачет студент может сдавать руководителю практики в течение первых двух недель следующего учебного года.
Отметка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении стипендии.
Студент, не выполнивший программу практики, а равно получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную отметку при сдаче дифференцированного зачета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время. При этом сохраняется предусмотренная учебным планом продолжительность практики.
Если у студента к тому же имелась академическая задолженность по двум дисциплинам по итогам предыдущей экзаменационной сессии, он подлежит отчислению из университета.
ПРИЛОЖЕНИЕ А