Емкость рынка – это существующий или потенциально возможный объем реализации товара в течение определенного периода времени.




Ёмкость рынка (расчитанная, прогнозная) - приблизительное значение емкости рынка, полученное на основании расчетных методов.

(Маркетинг: Словарь / Азоев Г.Л. и др.-М., 2000)

Емкость рынка — это объем тех товаров или услуг, которые предлагаются и приобретаются в его пределах. Замеры емкости носят вариантный характер, и поэтому результирующие значения могут различаться в зависимости от используемых методик сбора информации и формул расчета. Одновременное применение нескольких подходов повышает вероятность получения точных результатов и при нехватке информации является практически единственно приемлемой альтернативой.

(Маркетинг: Словарь / Азоев Г.Л. и др.-М., 2000)

Ёмкость рынка - это верхний предел, к которому стремится спрос. Это потенциальный, максимально возможный спрос. Объем рыночного спроса определяет некоторую долю от емкости рынка. Очень многое зависит от своевременности и точности оценки емкости рынка и объема сбыта. Прогноз сбыта ориентирован прежде всего на объем продаж конкретных изделий.

Нет ничего более простого и более сложного в маркетинге, чем определение ёмкости рынка. Задача с виду представляется вполне обычной – узнать сколько продают конкуренты за определённый период, прибавить импорт и вычесть экспорт (если таковые имеются), при этом не забыв учесть продажи собственной компании.

Однако, очень мало конкурентов, готовых поделиться такой информацией и более того, большая часть их старается препятствовать получению этих данных. Существуют ухищрения, на которые идут маркетинговые подразделения, чтобы заполучить требуемые цифры. Кроме этого, даже полученные с определенным трудом данные по импорту и экспорту, отражённые в таможенных базах, оставляют желать лучшего и иногда отличаются от реальной картины в разы по причинам вполне понятным любому импортеру.

Маркетологи придумали ряд методик, с помощью которых можно решить задачу определения ёмкости рынка.

Производственный метод

в теории также встречается этот способ под именем «основанный на структурных характеристиках рынка». Метод несколько схож с приведенным в начале способом расчёта, только объём продаж изменён на объём производства и разницу складских остатков.

 

Суммарная ёмкость рынка (E) будет вычисляться: E = П + V имп – V экс + V изм скл,

где П – объём производства продукции в стране за рассматриваемый период,

V имп и V экс – величины соответственно объёмов импорта и экспорта продукции,

V изм скл – величина изменения объёмов складских запасов на начало и конец периода.

 

Определение емкости рынка по отраслевому росту

Суть заключается в расчёте ёмкости рынка путём экстраполяции данных по его росту за последние несколько или более лет при условии стабильности макросреды. Таким образом за базу берётся ёмкость рынка определённого периода и домножается на коэффициент роста.

 

Е = Е прш * k роста,

Где Е прш – ёмкость прошлого периода, взятая за базу,

k роста - коэффициент роста (при 5% росте коэффициент будет равняться 1.05).

 

Метод индекса исследовательской панели

Иногда его называют «метод панели Нильсена». Для расчёта ёмкости рынка на основании панели продавцов, при использовании данной методики, имеем следующую формулу

E = (∑ (Viн - V iк) + Пр i) / K n * 12/T * Kобщ, i=1, … K n,

Где Viн и V iк - объём складских запасов на начало и конец периода исследования в i-том магазине

Пр i - объём продаж в i-том магазине за период исследования

K n - количество магазинов, входящих в панель

T - период за который собираются данные, выраженный в месяцах

Kобщ - общее количество магазинов, торгующих исследуемым товаром.

Метод на основе индекса покупательской способности

метод применим в основном для оценки ёмкости региональных рынков, при условии что ёмкость всего рынка известна. Таким образом, имеем

Ер = E * И пс,

Где Ер - ёмкость регионального рынка,

И пс - индекс покупательной способности регионального рынка, при расчёте которого с весовыми коэффициентами учитываются доли располагаемого дохода, розничного товарооборота и численность населения по отношению к стране.

 

Метод на основе норм расходования товара

Данная методика используется для приобретаемых систематически и быстрорасходуемых потребительских товаров (например зубная паста). Основой формулы является величина потребления при одном обращении к товару. Тогда расчёт ёмкости примет следующий вид

 

E = Д i * С* T i,

Где Д i - количество пользователей товара в выделенной группе,

С - объём потребления продукта при одном обращении,

T i - частота обращения в год.

 

Метод суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж

Частично данный метод хорошо знаком через призму повторных продаж для товаров длительного пользования. В этом случае применяется упрощённый подход, связанный со сроком службы единицы товара и общим количеством товара, находящемся в пользовании

Еповт= V*(1/ T сл),

Где V - общий объём товара, находящегося в пользовании,

T сл - срок службы данного товара.

 

Теперь перейдём к общей ёмкости рынка для товаров длительного пользования, используя объём первичных, повторных и дополнительных продаж. При этом следует помнить, рынок первичных продаж суммируется из тех, кто впервые приобретает продукцию; рынок дополнительных продаж – из тех, кто приобретает товар к уже имеющемуся. Следовательно

Е = Епер + Еповт + Едоп

 

Доля рынка

Доля рынка: процентное соотношение показателей продаж, выраженное особой величиной.

Доля рынка по штучным продажам: количество единиц товара, проданного конкретной компанией в процентном соотношении к общему объему продаж на рынке, выраженное в тех же единицах.

 

Доля рынка по штучным продажам % = Штучные продажи (количество) / Объем штучных продаж по всему рынку

 

Эта формула, конечно, может трансформироваться с целью выводить или объем штучных продаж, или объем штучных продаж по всему рынку, по двум другим переменным:

Штучные продажи = Доля рынка по штучным продажам (%) * Объем штучных продаж по всему рынку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: