Формы культурно-образовательной деятельности музея.
Понятие «культурно-образовательная деятельность» получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями.
К настоящему моменты сложился целый ряд форм музейной работы с посетителем. К основным относится экскурсия, клубная работа и музейный праздник.
По другой классификации она делится более подробно: экскурсия, лекции, кружковая работа, музейное занятие, музейная программа, абонементы и музейные праздники. Для более ясного изложения сути и видов музейной работы в докладе используется классификация Ирины Михайловны Косовой.
Одной из основных форм к.-о. деятельности музея (КОДМ) является экскурсия.
Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глубокую древность. Напомним, что уже в античных храмах специальные служители рассказывали посетителям об истории и художественных достоинствах тех или иных вотивных предметов. В эпоху Возрождения любознательную публику из числа знатных и высокопоставленных особ знакомили с собранием кабинетов и галерей как сами владельцы, так и состоявшие у них на службе хранители. Эти традиции работы со зрителем получили дальнейшее развитие в эпоху Просвещения, когда закрытые собрания начали превращаться в публичные музеи.
1. Она появилась в 1880 г.
2. знакомство с предметом по маршруту со специалистом
3. Большую роль в развитии сыграла отечественная школа. Разработанный ими экскурсионный метод и сейчас актуален:
a. Превалирование показа над рассказом
b. Осмотр предмета с разных сторон
c. Профессиональное мастерство экскурсовода (не только знание материала, но и умение активизировать, оживить экскурсантов)
4. Экскурсии могут проводиться в здании музея — по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов, а также за пределами музейного здания — по памятникам и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях.
5. По целевой направленности:
· культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и
· учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К числу последних относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий
6. Экскурсии могут быть
· Обзорными
· Экскурсии на темы профильной дисциплины
· Интерактивными (задания, листы активности)
· Театрализованные (минимум два человека + интерьерные музеи)
· Проблемные (с 1990-х) и т.д.
Классифицироваться по составу экскурсантов с учетом возраста, социального статуса, профессии, места проживания. Также делятся в зависимости от места показа (экспозиция, фонды, памятники природы и т.д.)
7. Методическая разработка – это план экскурсии, составленный по форме:
· Зал, раздел, комплекс
· Экспонаты
· Краткое содержание
· Методические указания
· Примечания
При составлении экскурсии очень важно учитывать советы педагогов, психологов.
Современное экскурсионное дело опирается на коммуникационный подход.
Экскурсия состоит из
- Вступительной беседы (на этом этапе важно расположить к себе посетителей)
- Основная часть (переходы от экспонатов использовать не как отдых, а как возможность ответить на вопросы экскурсантов)
- Заключительная беседа (подытожить)
8. Клубные формы музейной деятельности способны объединить людей по интересам
- Лекции
В музейной практике получили распространение такие формы лекционной работы, как тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лекции для различных групп населения. Существует мнение, что в наши дни музейная лекция — это в определенной степени архаизм, что она не выдерживает конкуренции с современными техническими средствами получения информации. Однако этот тезис опровергается опытом работы ряда крупных музеев.
- Консультации
- Научные чтения (конференция, сессия, заседания)
- Конкурс (олимпиада, викторина)
Проводимые музеями конкурсы, олимпиады, викторины организуются таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейными коллекциями и музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить.
- Встреча с интересным человеком
- Музыкальные и литературные вечера
- Кружки
Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; в художественно-технических кружках — изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями. В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.
- Клубы
Характерные черты
- Определенная аудитория
- Четка программа на 2-3 года, рассчитанная на посещение всех членов
- Совместное проведение досуга (театры, вечера, выставки).
- Проведение конференций, олимпиад, викторин.
Клуб, в отличие от кружков и студий, осуществляет свою деятельность путем самоорганизации. Им обычно руководит избранный его членами Совет, в состав которого входят и научные сотрудники музея; они же являются консультантами и руководителями существующих при клубе кружков и секций. Клубы разрабатывают положения (уставы) и программы, которые предусматривают как секционные занятия, так и общие мероприятия, в которых принимают участие все члены клуба — собрания, лекционные и семинарские курсы, встречи, тематические вечера, конференции.
Музей предоставляет своим клубам помещение, оборудование, консультации, помогает в организации выставок, собранных любителями коллекций, позволяет работать с музейными фондами.
В ГИМ, например, в 1980-е создан клуб «Юный музеевед» для 8-10 классов. Цель – ознакомить с основами музейного дела. Выезжали в Подмосковье, посещали выставки, театры и т.п.. Сейчас семейный клуб «Наш дом-музей» 1-11 класс, бабушки, родители. Разные секции для возрастных групп. Участие в историко-краеведческих экспедициях
9. Музейный праздник. В нем участвуют музейные коллекции, экспозиции, памятники на территории музея.
10. Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг., но в отечественных музеях все еще не получили широкого распространения.
11. Внемузейные формы работы — лекции, передвижные выставки — предполагают использование музейных материалов обычно в виде копий или дубликатов музейных предметов.
12. Наряду с простыми формами в музейной практике получили распространение и комплексные к.-о. формы, которые объединяют единой темой несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер.
13. Явственно обозначилась тенденция к использованию так называемых цикловых форм, предназначенных для постоянной аудитории. Некоторые формы культурно-образовательной деятельности разрабатываются для смешанной аудитории, например, для родителей с детьми