ФИИ, Музеология, 3 курс, Котенева Наталья




Формы культурно-образовательной деятельности музея.

 

Понятие «культурно-образовательная деятельность» получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное использование было вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями.

К настоящему моменты сложился целый ряд форм музейной работы с посетителем. К основным относится экскурсия, клубная работа и музейный праздник.

 

По другой классификации она делится более подробно: экскурсия, лекции, кружковая работа, музейное занятие, музейная программа, абонементы и музейные праздники. Для более ясного изложения сути и видов музейной работы в докладе используется классификация Ирины Михайловны Косовой.

 

Одной из основных форм к.-о. деятельности музея (КОДМ) является экскурсия.

 

Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глубокую древность. Напомним, что уже в античных храмах специальные служители рассказывали посетителям об истории и художественных достоинствах тех или иных вотивных предметов. В эпоху Возрождения любознательную публику из числа знатных и высокопоставленных особ знакомили с собранием кабинетов и галерей как сами владельцы, так и состоявшие у них на службе хранители. Эти традиции работы со зрителем получили дальнейшее развитие в эпоху Просвещения, когда закрытые собрания начали превращаться в публичные музеи.

1. Она появилась в 1880 г.

2. знакомство с предметом по маршруту со специалистом

3. Большую роль в развитии сыграла отечественная школа. Разработанный ими экскурсионный метод и сейчас актуален:

a. Превалирование показа над рассказом

b. Осмотр предмета с разных сторон

c. Профессиональное мастерство экскурсовода (не только знание материала, но и умение активизировать, оживить экскурсантов)

4. Экскурсии могут проводиться в здании музея — по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов, а также за пределами музейного здания — по памятникам и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях.

5. По целевой направленности:

· культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и

· учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К числу последних относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий

6. Экскурсии могут быть

· Обзорными

· Экскурсии на темы профильной дисциплины

· Интерактивными (задания, листы активности)

· Театрализованные (минимум два человека + интерьерные музеи)

· Проблемные (с 1990-х) и т.д.

 

 

Классифицироваться по составу экскурсантов с учетом возраста, социального статуса, профессии, места проживания. Также делятся в зависимости от места показа (экспозиция, фонды, памятники природы и т.д.)

 

7. Методическая разработка – это план экскурсии, составленный по форме:

· Зал, раздел, комплекс

· Экспонаты

· Краткое содержание

· Методические указания

· Примечания

 

При составлении экскурсии очень важно учитывать советы педагогов, психологов.

 

Современное экскурсионное дело опирается на коммуникационный подход.

Экскурсия состоит из

  • Вступительной беседы (на этом этапе важно расположить к себе посетителей)
  • Основная часть (переходы от экспонатов использовать не как отдых, а как возможность ответить на вопросы экскурсантов)
  • Заключительная беседа (подытожить)

 

 

8. Клубные формы музейной деятельности способны объединить людей по интересам

  • Лекции

 

В музейной практике получили распространение такие формы лекционной работы, как тематические циклы лекций, лектории выходного дня, выездные лекции для различных групп населения. Существует мнение, что в наши дни музейная лекция — это в определенной степени архаизм, что она не выдерживает конкуренции с современными техническими средствами получения информации. Однако этот тезис опровергается опытом работы ряда крупных музеев.

  • Консультации
  • Научные чтения (конференция, сессия, заседания)
  • Конкурс (олимпиада, викторина)

Проводимые музеями конкурсы, олимпиады, викторины организуются таким образом, чтобы приобщить участников к знакомству с музейными коллекциями и музейной работой, стимулировать их стремление к приобретению знаний и умение самостоятельно мыслить.

 

  • Встреча с интересным человеком
  • Музыкальные и литературные вечера
  • Кружки

 

Кружок обычно представляет собой небольшую группу детей или подростков, объединенных по интересам и работающих под руководством музейного сотрудника. В кружках исторического профиля ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; в художественно-технических кружках — изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством; в кружках музееведческого профиля готовятся стать экскурсоводами и исследователями. В работе кружков познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр. Почти все кружки прививают навыки музейной работы.

 

  • Клубы

Характерные черты

    • Определенная аудитория
    • Четка программа на 2-3 года, рассчитанная на посещение всех членов
    • Совместное проведение досуга (театры, вечера, выставки).
    • Проведение конференций, олимпиад, викторин.

Клуб, в отличие от кружков и студий, осуществляет свою деятельность путем самоорганизации. Им обычно руководит избранный его членами Совет, в состав которого входят и научные сотрудники музея; они же являются консультантами и руководителями существующих при клубе кружков и секций. Клубы разрабатывают положения (уставы) и программы, которые предусматривают как секционные занятия, так и общие мероприятия, в которых принимают участие все члены клуба — собрания, лекционные и семинарские курсы, встречи, тематические вечера, конференции.

 

Музей предоставляет своим клубам помещение, оборудование, консультации, помогает в организации выставок, собранных любителями коллекций, позволяет работать с музейными фондами.

 

В ГИМ, например, в 1980-е создан клуб «Юный музеевед» для 8-10 классов. Цель – ознакомить с основами музейного дела. Выезжали в Подмосковье, посещали выставки, театры и т.п.. Сейчас семейный клуб «Наш дом-музей» 1-11 класс, бабушки, родители. Разные секции для возрастных групп. Участие в историко-краеведческих экспедициях

 

9. Музейный праздник. В нем участвуют музейные коллекции, экспозиции, памятники на территории музея.

10. Ролевые игры стали утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг., но в отечественных музеях все еще не получили широкого распространения.

11. Внемузейные формы работы — лекции, передвижные выставки — предполагают использование музейных материалов обычно в виде копий или дубликатов музейных предметов.

12. Наряду с простыми формами в музейной практике получили распространение и комплексные к.-о. формы, которые объединяют единой темой несколько форм, например, лекцию и концерт, экскурсию и литературный вечер.

13. Явственно обозначилась тенденция к использованию так называемых цикловых форм, предназначенных для постоянной аудитории. Некоторые формы культурно-образовательной деятельности разрабатываются для смешанной аудитории, например, для родителей с детьми



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: