Контрольные задания для устного опроса




Оценочные материалы фонда оценочных средств (ФОС)

По дисциплине «Особо чистые вещества)»

 

по направлению подготовки 18.04.01 «Химическая технология», магистерская программа «Химическая технология редких и платиновых металлов»

Оценочные материалы для текущего контроля

Контрольные задания для письменного опроса

Раздел 2.

1. Приведите способы разделения ниобия и тантала (по крайней мере, три) и дайте обоснование возможности использования каждого из них.

2. Приведите формулы для расчета коэффициента распределения и коэффициента разделения при экстракции близких по свойствам элементов.

3. Приведите соотношение Фольмера и дайте подробное объяснение необходимости его использования.

4. Перечислите основные условия, необходимые для успешного отделения вещества от примесей, и объясните каждое из них.

5. Предложите способ получения вольфрама высокой степени чистоты, в основе которого лежит химическая транспортная реакция.

6. При получении чистого TiCl4 технический продукт очищают от следующих примесей: VOCl3, TiOCl2, AlCl3, FeCl3, SiCl4. Какие методы при этом используются? Дайте физико-химическое обоснование их применения.

7. Сопоставьте эффективность применения дробной кристаллизации и иодидного рафинирования для получения циркония высокой степени чистоты.

8. Что такое пересыщенный раствор? Опишите различные способы получения пересыщенных растворов.

9. Сформулируйте условия начала кристаллизации вещества и подробно охарактеризуйте каждый из них.

10. Предложите способ получения никеля высокой степени чистоты, в основе которого лежит химическая транспортная реакция.

11. Предложите способ разделения рубидия и цезия, который с вашей точки зрения является наиболее оптимальным. Приведите обоснование целесообразности его использования.

12. Приведите вывод формулы Оствальда-Фрейндлиха.

13. Предложите способ получения диоксида иридия высокой степени чистоты, в основе которого лежит химическая транспортная реакция.

14. Почему в противоточном варианте реализации методов получения особо чистых веществ эффективность очистки выше? Дайте подробное объяснение.

15. Дайте термодинамическую оценку возможности очистки химическими методами.

16. На примере осаждения трудно растворимого гексахлороплатината(IV) аммония объясните роль селективного осаждения в технологии получения особо чистой платины.

17. На примере разделения РЗЭ разъясните роль избирательного окисления и/или восстановления в технологии получения индивидуальных лантанидов.

18. На примере разделения ниобия и тантала разъясните роль избирательного комплексообразования в технологии получения ниобия высокой чистоты.

19. Рассмотрите способы переноса вещества методами потока, диффузии и конвекции. Приведите необходимые для разъяснения формулы.

20. Изложите приемы аппаратурного оформления химических транспортных реакций.

21. Рассмотрите механизм переноса примесей при реализации химических транспортных реакций.

22. Приведите уравнение для расчета коэффициента разделения при транспортной реакции (для случая переноса вещества диффузией) и разъясните смысл каждого члена этого уравнения.

23. На примере алюминия покажите возможность использования реакций диспропорционирования для получения особо чистого вещества.

24. Примеры химических транспортных реакций с использованием метода галогенирования.

25. Примеры химических транспортных реакций с использованием водорода.

Раздел 4

1. Каково назначение промывки осадков при выделении кристаллов из растворов? Как рассчитать количество воды, необходимое для промывки осадка? Приведите уравнения для расчета.

2. Перечислите и подробно охарактеризуйте способы оценки коэффициента разделения основного вещества и примеси в кристаллофизических методах очистки.

3. Сформулируйте и дайте характеристику принципам подбора материала тигля при получении особо чистых веществ кристаллофизическими методами.

4. Предложите способы, позволяющие очистить тугоплавкий металл от примесей внедрения.

5. Перечислите допущения Пфана и разъясните каждое из них.

6. Изложите способы оценки коэффициента распределения при зонной плавке.

7. Объясните принцип получения свободнорастущих кристаллов по методу Наккена-Макропулоса.

8. Сформулируйте принципы подбора длины расплавленной зоны в методе зонной плавки.

9. Метод Чохральского. Физико-химические основы метода.

10. Графическое определение коэффициента разделения при очистке вещества методом направленной кристаллизации.

11. Очистка вещества по методу Стокбаргера. Дайте теорию и описание метода.

12. Изложите способы оценки коэффициента разделения при направленной кристаллизации.

13. Равновесные и эффективные коэффициенты распределения, методы их оценки и экспериментального определения.

14. Гидротермальное выращивание кристаллов. Теория метода и требования к кристаллизующимся веществам.

15. Выращивание монокристаллов из растворов в расплаве. Теория метода и требования к кристаллизующимся веществам.

16. Типы сокристаллизации (соосаждения). Формулы Хлопина и Дернера–Госкинса.

17. Опишите процесс выращивания кристаллов в кристаллизаторах различных типов.

18. Изложите теории роста кристаллов.

19. Принципы построения кристаллизационного каскада.

20. Опишите принципы построения технологической схемы получения особо чистого вещества.

 

Контрольные задания для устного опроса

Раздел 1.

1. Что такое химический потенциал?

2. Что такое активность?

3. Что такое коэффициент активности?

4. Почему нельзя получить абсолютно чистое вещество?

5. Какой из ниже перечисленных методов анализа наиболее чувствительный, какой наименее: пламенная фотометрия, кинетический, масс-спектральный, спектрофотометрический, радиоактивационный, атомно-абсорбционный?

6. Чем объяснить, что очистка соединения предпочтительнее очистки элемента?

7. Перечислите формы нахождения примесей в кристаллических веществах.

8. Перечислите формы нахождения примесей в жидких веществах.

9. Перечислите формы нахождения примесей в газах.

10. Чем понятие «реактив» отличается от понятия «препарат»?

11. Как вычислить коэффициент разделения основного вещества и примеси?

12. Какие виды примесей вы знаете?

13. Что означает квалификация реактива «ч»?

14. Что означает квалификация реактива «хч»?

15. Что означает квалификация реактива «осч»?

16. Что такое сорбция? степень сорбции?

17. Что можно сказать о чистоте вещества «осч 21-7»?

18. Чем обусловлена целесообразность использования металлорганических соединений для получения особо чистых веществ?

 

Раздел 2.

  1. Какие требования предъявляют к веществу – реагенту, используемому в химических методах очистки?
  2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия очистки вещества от примесей транспортными реакциями в газовой фазе.
  3. Какие факторы влияют на перенос вещества в газовой фазе диффузией?
  4. Почему в методе химических транспортных реакций очистка от гетерогенных примесей идет легче, чем от гомогенных?
  5. Укажите способы реализации химических транспортных реакций.
  6. Чем определяется направление реакции переноса?
  7. Перечислите недостатки химических транспортных реакций.
  8. Перечислите недостатки химических методов очистки.
  9. Перечислите гомогенные и гетерогенные методы получения особо чистых веществ.

Раздел 3.

1. Как получить «стекло» при кристаллизации их раствора?

2. В чем разница между концентрированным и насыщенным раствором?

3. Каким образом достигается равновесное распределение примесей в жидкой фазе при кристаллизации из растворов?

4. От чего зависит радиус зародыша при гомогенном зародышеобразовании?

5. Какова роль затравки в гетерогенном зародышеобразовании?

6. От каких параметров зависит размер кристаллов при кристаллизации вещества из раствора?

7. Перечислите факторы, определяющие кинетику кристаллизационного процесса.

8. Что такое эписегрегация?

9. Что такое эндосегрегация?

10. Сформулируйте факторы, влияющие на растворимость веществ.

11. Перечислите группы веществ, отличающихся способностью кристаллизоваться.

12. Как радиус зародыша зависит от степени переохлаждения?

13. Что может служить затравкой при гетерогенном зародышеобразовании?

14. Как рассчитать число ступеней кристаллизационного каскада?

Раздел 4.

1. Что такое направленная кристаллизация?

2. Когда и почему направленная кристаллизация неэффективна?

3. Что такое зонная плавка?

4. Почему при зонной плавке лодочку с веществом следует наклонять и на какой угол?

5. Каким образом достигается постоянство площади сечения слитка в методе зонной плавки?

6. Когда применяют бестигельную зонную плавку?

7. При каком условии удается вырастить монокристалл из расплава?

8. Охарактеризуйте достоинства и недостатки физико-химических методов очистки.

9. В какой части слитка накапливаются примеси при очистке веществ методом направленной кристаллизации при α > 1?

10. В какой части слитка накапливаются примеси при очистке веществ методом направленной кристаллизации при α < 1?

11. Каким требованиям должны отвечать вещества, для которых используется вытягивание монокристаллов из расплавов с целью получения их свободными от примесей?

12. По какой формуле рассчитывается число проходов расплавленной зоны для достижения конечного распределения примесей?

13. Почему зонная плавка предпочтительнее направленной кристаллизации?

14. Для какой цели необходимо перемешивание расплава в кристаллофизических методах очистки?

15. Какую форму должно иметь дно тигля при кристаллизации вещества по методу Бриджмена и почему?

16. Каким образом оценивается коэффициент распределения примеси, если известна температура плавления вещества, подвергаемого очистке?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: