МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

для самостоятельной работы студента по дисциплинам для всех направлений и специальностей

 

 

Санкт-Петербург

 

Утверждено и рекомендовано к печати Ученым советом НОУ ВПО «ИДПИГО»

Протокол № __, от __________2016_г.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Бударин Николай Федорович кандидат технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «ИДПИГО»;

Набок Игорь Леонтьевич доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этнокультурологии, заместитель директора Института Севера,

РГПУ им. А.И. Герцена

 

Учебно-методический комплекс дисциплин предназначен для самостоятельной работы студента по читаемым дисциплинам для всех направлений и специальностей. – СПб., 2016. – 16 с.

 

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки студента к семинарам, контрольным работам и зачету. В работе даны условия для самостоятельной работы, ключевые слова, персоналии, предлагается список основной и дополнительной литературы. Также даются вопросы к зачету.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ----------------------------------------------------- 4

Содержание лекций ---------------------------------------------------------- 5

Содержание семинаров ----------------------------------------------------- 7

Содержание самостоятельной работы ----------------------------------- 9

Методические рекомендации для самостоятельной работы ------- 13

Ключевые слова ------------------------------------------------------------- 14

Вопросы к зачету ----------------------------------------------------------- 15

Примерные темы контрольных работ----------------------------------- 16

Список литературы -------------------------------------------------------- 16

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Культурология» является учебным курсом федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин для студентов всех специальностей вузов культуры и искусств. В соответствии с учебным планом Культурология читается на первом курсе. Изучение курса проходит в форме лекций, семинаров, самостоятельной работы студентов. На зачете проводится итоговое тестирование, если сумма ответов составляет менее 50%, проводится опрос по вопросам к зачету. На занятиях и по результатам работы осуществляется промежуточный контроль знаний студентов в форме тестирования и проверки письменных работ.

К зачету студент должен представить в письменном виде конспект лекций, докладов и сообщений, подготовленных к семинарам, конспекты по самостоятельной работе, также он должен продемонстрировать полученные знания, показать умения самостоятельного анализа и изложения материала. Обязательным условием допуска студента к зачету является выполнение всех учебных задач. В случае неуважительных прогулов студент за каждый пропуск пишет реферат в письменном виде 10-25 страниц, или реферат в печатном виде 20-25 страниц в соответствии с требованиями высшей школы. Реферат должен быть защищен на дополнительных занятиях, назначенных преподавателем, в устной форме.

Обязательный список литературы составлен в соответствии с литературой, имеющейся в библиотеке института и Электронно-библиотечной системе. Дополнительный список составлен в соответствии с требованиями высшей школы.

Цель учебного курса: дать знания об особенностях формирования сферы культуры как смысла бытия, закономерностях антропосоциокультурогенеза в научной картине мира.

Задачи курса:

- усвоить категориально-понятийный аппарат изучаемого курса;

- учиться излагать свои знания и мысли в решении профессиональных задач;

- ориентироваться в системе взаимодействия культурного, социального, природного бытия;

- понимать ценности культуры в современных принципах толерантности, диалога и сотрудничества;

- бережно относится к историческому наследию и культурным традициям

Курс дает возможность студентам овладеть основами культурологического знания, анализировать процессы культурно-исторического развития.

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

- основные понятия культурологии;

- закономерности развития культуры;

- исторические этапы развития культуры.

Уметь:

- анализировать явления культуры с учетом ее характеристик;

- работать со справочной и учебной литературой.

Владеть:

- навыками грамотного описания собственной культурной и профессиональной деятельности;

- понятийным аппаратом культурологии.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Понятие и сущность культуры

Закономерности антропосоциокультурогенеза: природа, человек, общество, культура. Взаимодействие духовной, материальной и художественной культуры. Креативная деятельность в процессе развития культуры. Междисциплинарные понятия культуры: философское, историческое, социологическое, филологическое и другие. Античность: идеал калокагатии, теория «пайдейя», образ культурного героя (Древняя Греция, Древний Рим), «возделанная земля» (Катон), «возделанная душа» (Цицерон). Средние века: эсхатология, Ф. Аквинский,. Эпоха Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, универсализм. 17 век: рационализм, Г.Гегель, разумность – признак культурности. 18 век: просветительская роль культуры, И.Кант. 19 век: романтизм, ирония познания мира, К.Шлегель. 20 век: становление культурологического познания.

Тема 2. Культурология как научная дисциплина.

Предмет, цель и задачи культурологии. Л.Уайт. Культурология и ее место в системе социогуманитарного знания. Предмет - культура в ее целостном бытии, функционировании и развитии. Теории происхождения и развития культуры. Культура как система опосредованных отношений человека к миру. Основные разделы культурологии: теоретическая (фундаментальная) и прикладная культурология: история культуры, история культурологии, философия культуры, социология культуры, психология культуры и др. Междисциплинарные взаимосвязи культурологии. Исторические этапы развития культурологии.

Тема 3. Структура и функции культуры.

Культура как система. Структура культуры, критерии структурирования культуры. Модели структуры культуры. Виды, типы, формы, уровни культуры. Обыденный, специализированный, трансляционный уровни культуры. Религия, наука, техника, искусство, мораль, право, политика, хозяйство как формы существования культуры. Полиструктурный характер культуры. Элитарная культура. Массовая культура: причины формирования, сферы проявления. Повседневность как феномен культуры. Виды культуры: политическая, экономическая, профессиональная и т.д.

Функциональный подход к изучению культуры Т.Парсонс, Б. Малиновский. Культура как посредник между человеком, природой, обществом. Предназначение культуры в системе бытия. Гносеологическая функция. Креативная функция. Аксиологическая функция. Релаксационная функция. Компенсаторная функция. Социальный характер функций культуры. Функции: гуманистическая, семиотическая, функция социализации и инкультурации, ценностно-нормативная, информационная, коммуникативная, символическая, адаптивная и др.

Тема 4. Содержание культуры: смыслы, нормы, ценности

Идеи и смыслы культуры. Обыденные и ценностные смыслы культуры. Аксиологическая концепция. Типологии ценностей: 1) по предметному содержанию: духовные и материальные, экономические, социальные, политические, этические и т.д; 2) по роли в жизнедеятельности индивида: терминальные (ценности - цели) и инструментальные (ценности - средства); 3) по функциональной направленности: интегрирующие и дифференцирующие; 4) в зависимости от актуализировавшихся потребностей индивида: витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные. Смыслы норм и правила жизнедеятельности. Цивилизационный прогресс и регресс в нормах и смыслах культуры. Нормативный аспект культуры в правоведении, социологии, культурологии и других дисциплин.

Тема 5. Типология и динамика культуры.

Проблема единства и многообразия культур. Понятия типа и типологии культуры. Многообразие типологических моделей культуры как отражение ее многофункциональности и системного характера. Историческая, социальная типологии культуры. Восток-Запад. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Критерии, и основания типологизации культур. Этническое, географическое, хозяйственно-культурные, лингвистические, историко-этнографические типологии. Разграничение культур по совокупности признаков, отражающих тип целостности общества: по философско-антропологическим характеристикам, по ценностным основаниям, по типу социокультурной регуляции, по характеру восприятия действительности и т. п.

Культурная динамика и культурные изменения. П. Сорокин «Социальная и культурная динамика» ХХ в.: многообразие позиций в понимании характера динамики (волновое развитие, развитие по кругу). Культурная динамика в терминах постмодернизма. Симметрия механизмов развития культуры. Революционный и эволюционный путь, экстенсивный и интенсивный, интеграция и дезинтеграция (диверсификация), упрощение и усложнение. «Культурный застой», «культурный кризис». Предпосылки развития культуры: Аполлон и Дионис (Ф. Ницше), творческий порыв (Г. Зиммель).

Тема 6. Традиции и новации в культуре.

Понятия «традиция» и «новация». Традиция как способ сохранения и передачи социокультурного опыта между поколениями. Новация как способ формирования новых культурных смыслов. Соотношение традиции и новации в периоды: Античность, Новое время, Новейшее время. Критика традиций, новация традиций. Общие и особенные отличия: язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание и т.д. Традиционные ценности культуры. Традиции «коллективная память» общества и культуры. Новации как механизмы формирования новых культурных моделей разного уровня, создающие предпосылки для социокультурных изменений. Реформы и революции в прогрессивном и регрессивном развитии культуры.

Тема 7. Элитарная и массовая культуры: понятие и смыслы.

Понятие «элита». Теория элит Г.Моска, В.Парето. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Концепции Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет. М. Хоркхаймер. Ж. Бодрийяр. Субъект элитарной культуры личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие. Элитарная культура, как культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Культурный образец, культурный запрос. Художественно-эстетические ценности элитарной культуры.

Понятие впервые было выделено К. Манхеймом и Х. Ортегой-и-Гассетом в их трудах, где они вывели его именно как антитезу понятия массовой культуры. Они подразумевали под высокой культурой ту, которая содержит в себе смысловое ядро, способное развивать человеческую индивидуальность, и из которого может следовать продолжение создания других ее элементов. Еще одно направление, которое они выделили – наличие особенных вербальных элементов, доступных для узких социальных групп: например, латынь и санскрит для священнослужителей. Они противопоставляются друг другу по типу воздействия на сознание, а также качеством смыслов, которые содержат их элементы. Так, массовая направлена на более поверхностное восприятие, которое не требует специфических знаний и особенных интеллектуальных усилий, чтобы понять культурный продукт. В настоящее время происходит усиленное распространение массовой культуры из-за процесса глобализации, который, в свою очередь, распространяется посредством СМИ и стимулируется капиталистическим устройством общества. Массовая культура, в отличие от элитарной, предназначена для широкого круга лиц. Сейчас мы видим ее элементы повсюду, и особенно ярко она проявляется в программах телевизионных каналов и кинематографе.

Элитарная культура имеет ряд характеристик, которые отличают ее от массовой: Ее элементы направлены на отображение и изучение глубинных процессов психологии человека.

Она имеет замкнутую структуру, доступна для понимания лишь незаурядным личностям.

Отличается оригинальностью художественных решений.

Содержит минимум изобразительных средств.

Обладает способностью выражать нечто новое.

В ней происходит апробация того, что в дальнейшем может стать классикой или тривиальным искусством.

Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры: изобретение фотографии, популярность кинематографа, развитие радио и телевидения. Использование массовой культуры в идеологических целях. Теории массовой культуры. 1920-30-е годы: критика «массового человека» и нового типа искусства в работах Х. Ортеги-и-Гассета. М. Хоркхаймер «Искусство и массовая культура». Семиотика массовой культуры в работах Ж. Бодрийяра. Современные подходы к массовой культуре. Особенности массовой культуры: коммерциализация, технологичность, упрощенность, тиражируемость, использование масс-медиа, формульность и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРОВ

Тема 1. Художественная культура: понятие и структура

Художественная культура как совокупность институтов, выполняющих закрепленные за ними функции. Институциональные формы культуры. В процессе институциализации культурные формы под влиянием социально-политических и экономических изменений трансформируются, социальное применение регулируется нормативными документами, кодексами, законами. В обществе институции выполняют функции государственного регулирования, правового обоснования, социального предназначения, определяя роль и значение культурных форм в развитии человека, общества и культуры. Государственные и частные учреждения. Музеи, библиотеки, галереи, институты, колледжи, школы и т.д. Пространственные виды искусств. Временные виды искусств. Пространственно-временные виды искусств.

Тема 2. Социальная стратификация: молодежные субкультуры

Социальные страты, классы, субкультуры. Классовая стратификация (феодальная, буржуазная, пролетарская культура). Социальные слои (студенты, пенсионеры). Возрастная дифференциация (молодежная, взрослая). Профессиональное разделение (культура компьютерщиков, спортсменов, брокеров). Половое различие (мужская, женская культура). Сексуальная ориентация (гетеросексуальная, гомосексуальная, бисексуальная культура). Феномен молодежной субкультуры. Классификация молодежных субкультур: романтико-эскапистские, гедонистическо-развлекательные, криминальные, анархо-нигилистические.

Тема 3. Народная культура: понятие и смыслы.

Народная культура в разных эпохах от глубокой древности до настоящего времени. Содержание народной культуры: язычество, миф, фольклор и др. Субъект культуры народ - коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения» В.М. Межуев. Характеристика народной культуры: анонимность, безличность, имперсональность (отсутствие автора). Современные социокультурные изменения народной культуры: формы, приемы и механизмы функции, имитации массовой культуры. Посттиндустриальный фольклор. Народная культура в культурологическом аспекте будет пониматься достаточно широко и не ограничиваться ее историческим пластом, относящимся к далекому прошлому, т. е. как сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных действий, трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных). К элементам, ее составляющим (как и культуру в целом), относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество и пр. в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении, в также способы деятельности, трудовой, утилитарно-бытовой (домашнее хозяйство, воспитание детей и т. д.), технологии функционирования, т. е. практическое оперирование ценностями, смыслами, формы их поддержания, сохранения и передачи от одного поколения к другому, а также их трансформации, обновления.

Культурный текст, социальный носитель, социальные механизмы, социальные функции

Тема 4. Национальные культуры современной эпохи.

Социально-исторические процессы формирования национальной культуры. Ценности национальной культуры в искусстве. Художественные образы нации в произведениях искусства. Место и роль религии в национальной культуре. Роль государственной политики в развитии национальных культур. Особенности национальных культур Восток-Запад-Россия. Проблемы национальных культур в условиях глобализации. Влияние массовой культуры: массовые коммуникации, дифференциация публики, возникновение субкультуры: массовой, официальной, молодежной, элитарной. Вестернизация, унификация, технократизация национальных культур.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

Тема 5. Межккультурные коммуникации.

Межкультурные коммуникации в туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Социальные, политические и экономические изменения и миграция народов, переселение, смешение и столкновение. Понятия: «Свой»-«Чужой». Традиции. Нравственно-этические нормы и представления. Художественно-эстетические ценности. Восток-Запад. Юг-Север. Д. Трейгер, Э. Холл. Макроуровень и микроуровень межкультурных коммуникаций. Взаимодействие как основа межкультурных коммуникаций. Культурные различия: пол, профессия, социальный статус и др. Коммуникация, интеграция, аккультурация. Культурный кризис, дезинтеграция.

Тема 6. Школы и направления в Российской культурологии: славянофильство, западничество, евразийство.

«Русская идея» в трудах российских философов. Н.Я. Данилевский о специфике России и ее развитии. Русская идея с точки зрения Н.Я. Бердяева, концепция локальных культур Н.Я Данилевского. Концепция культуры К.Маркса. Модель динамики культуры П. Сорокина. Учение В.С. Соловьева, мыслившего Россию как симбиоз культурных традиций Востока и Запада на основе истинного христианства. Всемирное единство и христианское единение на началах истины, добра и красоты. Размышления о «русской идеи» в трудах Н.А. Бердяева. Ю.М. Лотман о судьбе русской культуры. Путь развития российской культуры: европейский, славянский, евразийский.

Тема 7. Школы и научные направления в западной культурологии.

Теория разума Ф.Гегель, И.Кант. Неоэволюционизм Л.Уайт. Идеи романтизма А.Шлегеля. Волновая теория П.Сорокин. Теория цивилизаций О. Шпенглера. Эволюционизм Д.Фрэзэр. Первобытная культура Э.Тайлор. Ф. Ницше аполлоновское и дионисийское начала в культуре. Творческий порыв Г.Зиммель. К. Ясперс "осевое время". Роль открытия бессознательных механизмов психики как важных структурообразующих элементов культуры. Концепция культуры как репрессивной инстанции у З. Фрейда: Оно, Я, Сверх-Я. Коллективное бессознательное в аналитической психологии К.Г. Юнга. Теория магии в происхождении искусства у Рейнака. Трудовая концепция Бюхнера. Эстетическая теория Т.В. Адорно. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги. Теория элит Г.Моска, В.Парето.Теория масс Х.Ортега и Гассет. Символизм вещей Ж.Бодрияйр.

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Культура и природа.

Культура как посредник между человеком и природой, культура – это «освоенная» природа. Виды культурной адаптации. Мифологическое сознание: единство человеческого (культурного) и природного. Междуречье и Древний Египет: первые попытки «приручить» природу (орошение земель). Античность: эстетизация природного, проблема гармоничного мира (Софокл, Евприпид), проблема удовольствия (Аристипп, Эпикур). Средневековье: разрыв с природой, приоритет духовного (культурного) над телесным (природным), Ф.Аквинский. Эпоха Возрождения: восхищение природой и соперничество с ней (Леонардо да Винчи). 17 век: научный подход к природе (Ф. Бэкон). 18 век: теория цивилизации (П. Гольбах) и понятие «естественного человека» (Ж.-Ж. Руссо). 19 век: «природа не храм, а мастерская» (И. Тургенев). 20 век: «общество потребления» Ж.Бодрияйр. Западное отношение к природе. Восточное отношение к природе.

Тема 2. Культура и общество.

Общество как сфера бытия. Соотношение культуры, природы, общества и человека. Культурные ценности, нормы, традиции как основа социального порядка. Человеческое общество как среда функционирования и развития культуры. Жизнь общества по внеприродным, внебиологическим, внегенетическим законам. Общество в процессе смены одного состояния другим. Культура в процессе деятельности и накопления ценностей, от прошлого к современности. Социальные требования к культуре. Противостояние в обществе, гармония в обществе. Социальный кризис культуры. Конфликт культуры и жизни Г.Зиммель. Культура-искусство-общество в интенсивном взаимодействии бытия.

Тема 3. Культура и личность.

Индивид, личность, индивидуальность; адаптация, инкультурация, социализация; культурная идентичность, самоидентификация; антропоцентризм, дегуманизация культуры; социальная типология и стратификация культуры; социальный порядок. Язык, код, архетипы и менталитет как составляющие понятия «самоидентичность» и идентификация культуры. «Массовый» и «одномерный» человек: общее и особенное. Проблемы духовно-нравственного становления человека в обществе. Проблема места и свободы человека в современном обществе. Человек как продукт и творец культуры. Человек – основная составляющая часть культуры. Культура – феномен, созданный человеком. Антропоцентризм в истории мировой культуры.

Тема 4. Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации, история и логика их взаимоотношений. Взаимодействие культуры и цивилизации. Многообразие современных трактовок соотношения культуры и цивилизации. Понятие «цивилизация» в античности. Формирование эволюционного подхода к цивилизации и к истории культуры. Идеи эволюционизма 19 в. (Д. Фрэзер). «Первобытная культура» Э. Тайлора. Размышления о человеке и государстве в работах Ж.-Ж. Руссо. Теория разума И. Кант. Теория цивилизаций О. Шпенглера. Неоэволюционизм 20 век Л. Уайт. Европоцентризм. Формирование цивилизационного подхода. Место и роль культуры в цивилизационном процессе. Единство мировой культуры и диалог цивилизаций.

Тема 5. Духовная культура: понятие и смыслы.

Духовная культура. Идеи культуры в процессе деятельности человека и общества. Виды духовной культуры: религия, мораль, искусство, наука, мифология, право и т.д. Архетипы культуры. Мифологический характер массовой культуры. Мифы ХХ столетия. Религиозные культуры. Нравственные и моральные ценности духовной культуры. Художественно-эстетические образы в искусстве. Роль науки и научных достижений. Духовные ориентиры в правовой, экологической, эстетической и других видах практической деятельности.

Тема 6. Искусство как феномен культуры

Искусство как подсистема культуры. Теории происхождения искусства: классическая (миметическая) у Аристотеля, игровая Й. Хейзинга, магическая у Рейнака, трудовая у Бюхнера, биологическая у Ч. Дарвина, психоаналитическая у З. Фрейда. Социокультурные смыслы искусства. Искусство как духовный мир человека. Функции искусства. Аксиологический дискурс искусства. Семиотический подход к искусству. Искусство как язык особого рода. Знаки в искусстве. Язык искусства ХХ века. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры. Художественные стили и направления. Психологический дискурс искусства. Художественный образ, художественное отражение и восприятие, художественно-эстетические ценности. Роль личностного начала в искусстве.

Тема 7. Мораль и право в системе культуры

Мораль и право как социокультурные регуляторы деятельности. Историческое развитие нормативной регуляции в культуре от целостных образцов поведения (обрядов, обычаев, запретов, традиций) к сложным нормативно-ценностным системам–морали и праву. Мораль и право как взаимодополняющие элементы культуры, их сходство и различие. Специфика нормативной социокультурной регуляции. Типы социокультурных норм: статистические, институциональные, конвенциональные, эталонные. Универсальные и специфические нормы, правила, образцы поведения. Право как феномен культуры. Традиционное и юридическое понимание права. Структура правовой культуры: специализированный и обыденный уровни. Профессиональная правовая этика. Место морали и права в отечественной культурной традиции.

Тема 8. Религия и наука в системе культуры.

Научная, обыденная и теологическая концепции религии. Структурные компоненты религиозной системы. Функции религии как сферы духовной деятельности. Религиозное и светское начала в культуре. Религиозность в науке, искусстве, морали, философии, политическом сознании. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Наука как феномен культуры. Научное и мифологическое мышление. Основные этапы развития науки. Проблема соотношения научного и религиозного знания в истории культуры. Научная картина мира. Типы и стадии становления научной картины мира: натурфилософская (понятия геоцентризма и гелиоцентризма), схоластическая, механистическая, рационалистическая, статистическая, системная. Особенности техногенной цивилизации.

Тема 9. Миф как универсальная культурная форма

Особенности мифологического сознания. Миф как ранняя синкретичная культурная форма. Отношения: миф и религия, миф и наука, миф и искусство. Развитие мифологического компонента в истории культуры. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия в мифологическом сознании. Миф в обыденном сознании. Мифология постмодерна. Мистика как социокультурный феномен. История мистического опыта. Символизм в культуре. Роль символики в мифологии Древних культур. Мифы народов мира. Современная мифология сознания.

Тема 10. Материальная культура: производство, быт.

Материальная культура. Составляющие материальной культуры: производство, быт, тело. Мир вещей, созданных человеком. Производство и условия жизни. Орудия труда и уровень развития общества. Техническое оснащение, процесс труда и результат труда. Проблема утраты индивидуальности. Эргономика. Хозяйственная, управленческая и профессиональная субкультуры. Материалистическое понимание культуры К.Маркс. Вещественная среда обитания. Выражение человеческой индивидуальности и общественных норм. Символизм вещей Ж. Бодрийяр. Физическая культура. Понятие телесности. Здоровье как критерий успешности и счастья.

Тема 11. Историческая типология культуры.

Историческая типология культуры. Линейное и циклическое развитие культуры. Концепции исторической типологии. Теория эволюционизма. Первобытная культура: анимизм, фетишизм, тотемизм, магия. Возникновение социальной организации. Древние цивилизации. Культура Древней Месопотамии. Культура Древнего Египта. Культура Древней Индии. Культура Древнего Китая. Античная культура: Древняя Греция, Древний Рим. Буддизм. Христианство. Ислам. Атеизм как историко-культурное явление. Особенности культуры Средневековья. Культура эпохи Возрождения. Эпоха Просвещения. Новое время. Новейшее время. Время информационной культуры. Типологические модели Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Ф. Ницше, П. Сорокина.

Тема 12. Информационные технологии в современной культуре

Понятия: «техника», «технологии», «информация», «информационные технологии». Антропологические и социокультурные предпосылки возникновения техники и технологий. Взаимодействие технологий с другими элементами культуры: экономикой, властью, наукой, искусством, системой образования. Роль СМИ, рекламы, технологий в динамике культуры. Информация, техника и человек. Проблема границ между человеком и машиной. Информационный технократизм как проблема общества и культуры. Сущность кризиса техногенной цивилизации и перспективы его преодоления.

Тема 13. Глобальные проблемы современной культуры.

Модернизм-постмодернизм: сущность, истоки, перспективы. Унификация информационной среды и вестернизация самобытных культур. Сепаратизм и возрождение интереса к собственным национальным корням. Мультикультурализм и многообразие современного мира. Восток-Запад. Прогресс и регресс культурных механизмов. Культура и глобальные проблемы современности: влияние технического и экономического прогресса на характер развития культуры; роль средств массовой информации и социальной коммуникации в развитии культуры; становление духовных традиций и прагматических взглядов; возрастание роли древневосточных традиций в развитии мировой культуры; взаимодействие культур.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: