Фролова Елена Сергеевна, АЖ, 1 курс




Анализ концепции публичной сферы Ю.Хабермаса

Юрген Хабермас — немецкий философ и социолог, который впервые обозначил термин «публичная сфера в 1962 году. «Публичная сфера (public sphere) - термин Хабермаса (1962) для обозначения "грамотного буржуазного общества" (и позже "общества в целом"), способного действовать в качестве критического противовеса государству», [7]. Понятия публичной сферы и публичной политики, являясь предметом острых дискуссий на современном этапе, занимают важное место в системе научного знания. Существует обширное разнообразие трудов ведущих российских и зарубежных ученых на эту тему, и в большинстве случаев отмечено, что именно Ю. Хабермас первым комплексно рассмотрел это явление, описывая концепцию публичной сферы. Согласно концепции Ю.Хабермаса, публичная сфера является своего рода пространством, где гражданское общество приобретает возможность обсуждать, а более того оказывать влияние на решение актуальных проблем их жизни, прежде всего социально-политического порядка. Хабермас рассматривает публичную сферу как политико-коммуникативный феномен, играющий особую роль в оценке качества демократии. Социолог отмечает, «публичность была принципом демократии не потому, что в ней принципиально каждый с равными шансами мог заявить о своих симпатиях, желаниях и взглядах — opinions; она могла быть реализована лишь в той мере, в какой эти личные мнения могли сформироваться в общественное мнение в ходе рационально-критических дебатов публики — opinion publique», [12, с. 297]. Данная позиция совпадает с мнением российского социолога и политолога Юрия Андреевича Красина, который считает, что одной из функций публичной сферы является обеспечение в обществе климата сопричастности и демократизма. «Его смысл в том, чтобы поддерживать и расширять участие самого общества в политическом процессе, стимулировать поиск таких решений общественных проблем, которые дают оптимальные варианты соединения частных интересов с публичными, то есть интересами общества как целого», [2, с. 30]. Сам феномен публичной сферы появляется в условиях развития капитализма XVII-XVIII вв. в Англии, Германии и Франции, а формирование буржуазной публичной сферы Хабермас относит к середине XIX века. Ее характерные черты: открытая дискуссия, критика действий власти, полная подотчетность, гласность и независимость действующих лиц от экономических интересов и контроля государства. Это была сфера, позволявшая любому желающему рационально обсудить проблему (то есть провести обсуждение или дискуссию, участники которой лично не заинтересованы в ее исходе, не притворяются и не подтасовывают ее результатов), присоединиться к этой дискуссии и познакомиться с ее материалами, [15]. Буржуазная общественная сфера была сферой частных людей, которые представляли собой часть общества. Отношения общества и государственных органов основывалась на обсуждении общих правил, образуя публичную сферу. Предметом обсуждения становились как торговые, так и социальные проблемы. Средством политической конфронтации было манипулирование разумом общественности. Традиционно власть была сбалансирована, государственное управление осуществлялось через парламент. Интересно, что субъективность супружеской семьи создавала свое собственное общество. Появился предшественник общественной сферы, действующей в сфере общественного достояния. Он выступал в качестве учебного центра для критического общественного размышления, [4]. В основе хабермасовской публичной сферы особое место занимают справедливость и истина. Принцип справедливости Хабермас обозначает как «(U)» – «принцип универсальной» этики дискурса, а об истине говоритт следующее: «Аргументация обеспечивает в принципе свободное и равное участие всех сторон в совместном поиске истины, где ничто не принуждает кого-либо кроме силы лучшего аргумента», [1].

В концепции публичной сферы, представленной Хабермасом, репрезентативная гласность принадлежала суду, который оказывал должное влияние на общественность. А различные салоны и кофейни, представляя собой отдельные институты, формировали литературную общественную сферу, став центрами литературной и политической критики. Политическая среда включала в себя государство и суд; частная сфера - гражданское общество (товарные биржи и семья). Таким образом, общественная сфера в политической среде стала развиваться из литературной публичной сферы. Государство стало активно контактировать с обществом, узнавая об их потребностях именно через общественное мнение, [4].

Проблемы развития и трансформации публики и публичности освещались в трудах Джона Дьюи, Уолтера Липпмана, Чарльза Райта Миллса, Ханны Арендт, Ричарда Сеннетта. В 1922 году классик американской журналистики, Уолтер Липпман, представил книгу «Общественное Мнение», в которой была описана теория стереотипов, как важная составляющая коммуникации в публичной сфере. Журналист утверждал, что предрассудки в коммуникативных отношениях эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы. Американский социолог Чарльз Миллс, один из основоположников леворадикального направления в западной социологии, изучая публичную сферу, ввел понятие интеллектуала в обществе, обладающего нестандартным мышлением. Этот интеллектуал постоянно пытается обратить внимание общества, в котором он существует на объективную истину. Миллс настаивает на том, что все действия мыслителя должен быть совершены исходя из ценности истины в политической борьбе, выражать истину пред лицом власти и общества, работать для «политики истины». Ричард Сеннетт - профессор социологии Лондонской школы экономики изучал социальные связи в городах и влияние городской жизни на отдельных людей в современном мире. Он отметил, что термином «публичное» называют жизнь, проводимую вне семьи и круга близких друзей, а в публичной сфере вступают во взаимодействие различные сложные социальные группы. Эпицентром этой публичной жизни в обществе стал город, в который стекались потоки новых незнакомцев из близлежащих населенных пунктов в поисках лучшей жизни. В России отдельное внимание изучению публичной сферы уделили Константин Эдуардович Лявданский «Электронное правительство как новая форма публичной коммуникации», Юрий Алексндрович Красин «Публичная сфера и публичная политика», Баранникова Анна Борисовна «Концепция публичной сферы и публичной политики в творчестве Б.Н. Чичерина», а также другие социологи и политологи, которые изучали важные составляющие публичной сферы, ее исторические особенности, методологию.

В продолжении, концепция публичной сферы Юнгера Хабермаса включила в себя различные медиа. В 1992 году, Хабермас выделяет участие печатных СМИ в процессе глобализации рыночной экономики. Междугородняя торговля, например, означала движение новостей почти так же, как движение товаров. Продавцам была необходима информация о ценах, чтобы впоследствии спрос появился у их товаров. Однако, информационные бюллетени, которые поставляли эти потребности, очень быстро стали каналами передачи других видов информации. Кроме того, этот процесс поспособствовал повышению грамотности в обществе: печатное слово выступало в качестве источника значимой в настоящее время «общедоступной» информации. Эти события стали революционными в эпоху меркантилизма, когда городская экономика была расширена на национальных территориях, а современное государство расширялось, для того, чтобы грамотно и своевременно управлять этими территориями. Развитие государственных органов управления создало новую сферу государственной власти и вместе с тем расширило границы публичных коммуникаций, [3, с.10].

XXI век неопровержимо считается веком информации. Медиасреда объективно занимает передовые позиции в жизни общества, налаживая коммуникационные каналы через печатные издания, радио, телевидение, информационные агентства, кинохроникальные программы, Интернет, который включает в себя он-лайн версии всех типов средств массовой информации и сайты. Журналистика как разновидность массовой коммуникации с помощью медиа доносит информацию до аудитории в широком смысле этого слова. Медиа предполагают создание условий для оптимального социального взаимодействия в обществе, однако изменения их структуры, а вместе с тем изменение обмена и потребления передаваемой через них информации, вносят дополнительные вопросы в дискуссию вокруг потенциала публичной сферы. Рассмотрим один из глобальных примеров. В 1996 году зарождалось появление сетевых каналов. Сейчас, мы их называем блог — журнал событий, он-лайн дневник. За 21 год существования интернет-блогов в его содержании, функциях, возможностях произошли грандиозные трансформации. Являясь элементом новых медиа, блог, перестал быть исключительно личным пространством автора. Блогосфера представляет собой новые средства массовой информации общемирового вещания, в которых совмещается глянцевый журнал, ежедневная газета, радио, телевидение, а также рекламная и пиар деятельность. «Экспоненциальный рост сетевых дневников, объединение их в сообщества, позволяет рассматривать блогосферу как сложное социальное явление», [6 с. 132]. Появлению блогосферы, а вместе с ней нового социального явления поспособствовал научно-технический прогресс. Блогосфера включает в себя бесконечное множество тематических направлений: от политики до путешествий рядового студента, что говорит о разных уровнях общественного диалога. Вместе с тем появляются и сообщества, то есть несколько блогеров объединяются посредством совпадения собственных мнений и идеологии, что делает их контент более жизнеспособным и влиятельным. Таким образом, можно говорить об иерархизации внутри блогосферы, формировании пространства профессий, где выделяется индивидуальная концепция, тематическая и целевая направленность, а вместе с этим появляются своего рода авторитеты.

Спустя 33 года, Хабермас в одной из своих книг напишет: «Дистанция между культурами специалистов и широкой публикой растет. То что относится к культуре, обрабатываемой специалистами, применяется в повседневной практике с различными трудностями. Помимо этого, рационализация культуры грозит обеднение жизненному миру, чья сущность обесценилась. Современные философы, которые в современном мире продвигают идеи просвещения, проект модернизма подвергают своеобразному дроблению. Так, Поппер, известный теоретик открытого общества, всегда имеет ввиду силу просветительской научной критики, которая способна мощно воздействовать на политическую сферу. Проппер, в этом случае скептик, проявляющий полное безразличием к эстетике. Пауль Лоренцен считает, что изменение жизни может произойти если разработать методику построения искусственного языка, в основе которого будет лежать практический разум. Как и Проппер, Лоренцен тоже пренебрегает эстетическим моментом», [1]. Так или иначе, каждый из теоретиков говорит о движущей силе изменений. А в 2006 г. Юнгер Хабермас дает новое определение публичной сферы. Теперь социолог связывает публичную сферу с дуалистической моделью делиберативной демократии: «Представьте себе публичную сферу как посредническую систему коммуникации между формально организованными и неформальными, идущими лицом к лицу обсуждениями на аренах,

расположенных и наверху, и в самом низу политической системы» [6,с.114-115].

Подводя итоги, нам удалось выяснить, что при разработке своей концепции Хабермас анализирует роль информации в формировании публичной сферы, уделяя отдельное внимание влиянию публичных дискуссий на демократию. Представленная модель публичной сферы Хабермаса не соответствует реалиям политической практики. Попытки осуществления публичных дискуссий не достигают поставленных целей. Чаще всего общество пытается налаживать коммуникационные отношения с государством через митинги, составление петиций, демонстрацию протестных акций, которые представляют собой именно способ коммуникации, но не взаимный диалог. Однако, вклад Хабермаса в становление политической коммуникации все-таки имеет важное значение, так как организация публичных дискуссий по насущным вопросам и актуальным проблемам общественно-политической жизни является основополагающей для становления демократии, поэтому модель публичной сферы информации Юнгера Хабермаса может быть полезна при проведении анализа информационного поля. Следует отметить, что именно многообразие медиа в средствах массовой информации предполагают активную работу публичных дискуссий в настоящее время.

 

 


Список литературы

1) Habermas J. Political work Oxford University Press, 2005. — P. 184.

2) Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы, «Россия в условиях трансформации», Вестник Фонда развития политического центризма. Вып. № 25, М., 2002

3) Calhoun C. Introduction // Habermas and the Public Sphere / Ed. by Calhoun C. Cambridge, 1992.

4) Habermas J. The Structural Transformations of the Public Sphere. Cambridge: Polity, 1989.

5) Беляев А.Б. Социально-философская концепция Ю.Хабермаса: воспритие в российской социологии. Журнал социологии и социальной антропологии. 2001 Том IV. № 3. С.189-194.

6) Бодрунова С.С. Концепции публичной сферы и медиакратическая теория: поиск точек соприкосновения. [Электронный документ]. Режим доступа: www.studfiles.ru/preview/5249757

7) Дэвид Джери, Джулия Джери. Большой толковый социологический словарь. Том 2. М: ВЕЧЕ-АСТ, 1999. с. 48.

8) Казаков М.Ю. «Публичная сфера» Ю. Хабермаса: реализация в интернет-дискурсе. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Любачевского. Серия Социальные науки, 2013, №3 (31). С. 125-130.

9) Кимелев Ю.А, Полякова Н.Д. Концепция общества Юргена Хабермаса. М.: ИНИОН РАН, 1996, - С. 80-106.

10) Марков Б.В. В поисках другого: предисловие // Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Под ред. Скляднева Д.В. СПб.: Наука, 2001. С.5–44.

11) Никовская И.Л., Якимец В.Н. Публичная политика в современной России: между корпоративно-бюрократическим и гражданско-модернизаторским выбором. Российские проблемы, «Россия в условиях трансформации», Вестник Фонда развития политического центризма. Вып. № 1, М., 2007. С. 30-51.

12) Публичная сфера: теория, методология, кейс стади: коллектив. моногр. / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романова (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013 360 с.

13) Стычков И.К. Концепция публичной сферы Ю. Хабермаса: значение информации для демократии // Перспективные информационные технологии (ПИТ2017): труды Международной научно-технической конференции, Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2017. С. 1173-1177

14) Трахтенберг А.Д. Интернет и возрождение «публичной сферы» // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2007 № 7 С. 224–230.

15) Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Аспект Пресс, 2004. 400 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: