Новое время. Страны Запада.




Изучая этот раздел студент, должен обратить внимание на экономические, политические и социоультурные изменения. Идеологический алгоритм преобразований возник в эпоху Просвещения, а история Запада в Новое время во многом является реализацией этих идей. Необходимо представлять важнейшие элементы эпохи: теорию естественного права, рационализм, принципы общественного договора, народного суверенитета, неизменности природы человека, особенности взаимосвязей светскости религиозности, идею прогресса и космополитический характер Просвещения.

Война за независимость рассматривается также в контексте просветительских идей. Следует уяснить, что обострение конфликта между метрополией и колониями было ускорено завершением Семилетней войны, что привело к разрушению так называемого стихийного федерализма.

В Европе идеи Просвещения оказали наибольшее влияние на социально-политическую жизнь Франции. Они во многом подготовили и стали идеологической основой Революции конца XVIII в. Изучая тему «Французская революция конца XVIII в. и наполеоновская эпоха», студент должен осмысливать эти события с позиций современных достижений историографии.

Постнаполеоновское время стало в Европе периодом Реставрации, суть которой сочетание элементов Старого порядка и институтов, созданных в революционную эпоху. Рассматривая историю крупнейших европейских стран, студент должен прежде всего обратить внимание на конституционные движения в этих странах и восстановление на тронах свергнутых Революцией правителей.

Революции 1848- 1849 гг. в Европе студентам следует, прежде всего, рассматривать в контексте сложностей перехода к индустриальному обществу, которое в процессе своего становления приводит к развитию республиканских и национальных движений. Следует обратить внимание на роль демократического и социалистического факторов в происхождении революции 1848-1849 гг. во Франции и на различный уровень развития Парижа и провинции, что во многом объясняет иллюзорность стремлений столицы к установлению социальной республики.

События революций в Италии и Германии, Австрийской империи, следует изучать, четко представляя национально-государственное устройство этих земель. В Италии и Германии конституционный процесс развивался в тесном взаимодействии с решением национального вопроса.

В Италии в годы революции также развивались объединительные процессы в сочетании с утверждением либерального начала в отдельных итальянских государствах. Эпоха Рисорджименто началась в Италии в период Реставрации. В этом движении сочетаются либеральные, демократические, национальные, антифеодальные элементы. События революции следует рассматривать как один их этапов движения Рисорджименто.

Социально-политическое развитие Англии во второй половине XIX в. характеризуется утверждением либеральных начал, трансформацией либерализма в направлении освоения демократических идей. В Англии раньше, чем в других странах Запада, утвердилось индустриальное общество.

Изучая социально-политическое развитие Франции во второй половине XIX века, студент должен уяснить, что переход к индустриальному обществу во Франции стал возможен только при расширении государственных инвестиций. В годы Третьей республики во Франции завершился цикл революций, политические партии утратили былой радикализм, стали преобладать центристские настроения. Кризисы Третьей республики следует понимать как столкновения монархических и республиканских сил, вызовов национализма и авторитаризма.

Образование национальных государств в Италии и Германии плодотворно изучать в сравнительном аспекте. Необходимо рассмотреть особенности процесса перехода в этих странах к индустриальному обществу, роль дипломатического и военного факторов в движении к единству, значение либеральных, демократических и авторитарных начал.

В контексте вызовов национализма следует изучать тему «Гражданская война и период Реконструкции в США», так как обострение противоречий между Севером и Югом было во многом предопределено началом формирования двух протонаций под влиянием промышленной революции, которая очень различно протекала на Севере и Юге. Следует обратить внимание на эволюцию партийно-политической системы США, появление различных вариантов аболиционизма и неприятие экономически процветавшим Югом этих изменений.

В конце XIX в. в странах Запада продолжился процесс индустриализации, следует уяснить, что он отличался глобальным характером, был тесно связан с развитием фундаментальной и прикладной науки, привел к рационализации производства(создание конвейерной системы) и управления(появление менеджмента), а также концентрации производства и образованию как вертикальных так и горизонтальных экономических объединений (корпораций).

В области духовных процессов – итогом Нового времени является утверждение секулярного мира. Одновременно происходит процесс кризиса рационализма, что приведет к разочарованию в позитивизме и вызовет интерес к субъективности.

Конец XIX в. – это время нарастания борьбы национализмов, которая подготовила первый глобальный военный конфликт – Первую мировую войну. Студент должен четко представлять, что привело к созданию военно- политических блоков – Антанты и Тройственного союза. Экономическое и военное усиление Германской империи стало фактором изменившим международные отношения в Европе, а рост колониальных империй Англии, Франции, Германии, Италии и др. осложнил европейские противоречия, которые накануне глобального конфликта перерастут в кризисы и локальные войны.

 

Литература и источники

Основные источники:

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994. (или любое другое издание). С.165-170, 176-196, 205-207, 213-218, 229-231, 264-266.

 

Дополнительные источники:

Хрестоматия по новой истории/Под ред. А.А. Губера. М., 1965. Т.1-2.

 

Основная литература:

1. Новая история стран Европы и Америки. Первый период./ Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза. М., 2004. С. 35- 153, 186-197, 223-241.

2. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в.- до 1980 гг. Учебное пособие для студентов. М., 1998. С. 244-264, 274-285,

3. Раков В.М. «Европейское чудо»(Рождение новой Европы в XVI-XVIII вв.) Пермь, 1999. С. 187-217.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие просветительские идеи оказались востребованными в ходе войны за независимость?

2. Почему современная консервативная историография во Франции развивает тезис об отсутствии объективных предпосылок для Революции конца XVIII в.?

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделам 3 и 4. История стран Центральной Европы в Новое время.

При самостоятельном изучении Центральной Европы в Новое время студенту рекомендуется учесть изученный в лекционном курсе материал по истории данного региона, а также по истории Западной Европы в рассматриваемый период. Следует обратить особое внимание на характер процесса модернизации в евро-атлантическом регионе и его влияние на ход аналогичного процесса в Центральной Европе.

При рассмотрении интеграционных тенденций в Центральной Европе необходимо учесть внутренние и внешние причины этого процесса, особенно отметив усиление амбиций австрийских Габсбургов и династическую политику Ягеллонов в Польше и Литве, внутриполитическую борьбу в Чехии и Венгрии, опасность турецкого вторжения и возникавшие в связи с этим планы политического объединения государств Центральной и Юго-Восточной Европы.

Подумайте над спецификой модели “шляхетской демократии” в Речи Посполитой, определите причины её формирования и последствия этого политического режима для польского государства. Определите место и роль реформ Станислава Августа Понятовского в истории польской государственности.

Особое внимание следует уделить складыванию австрийского абсолютизма в XVIII в. При этом необходимо помнить об обстоятельствах вхождения венгерских земель в состав монархии Габсбургов, о реформаторской деятельности Марии-Терезии и о содержании и последствиях эпохи йозефинизма. Студенту-историку нужно не только знать ход крестьянской, церковной и административной реформ Иосифа II, но и учитывать, что в результате его деятельности в землях Габсбургской монархии начался промышленный переворот и период национального возрождения. Не следует забывать, что время правления Иосифа II было периодом просвещённого абсолютизма. Сравните эти реформы в Австрии и в Пруссии.

Рассуждая о внутриполитическом и внешнеполитическом развитии Австрийской империи в XIX веке, следует определить ее роль в Германском союзе и в Священном союзе, проанализировать политическую деятельность К. Меттерниха. Охарактеризуйте австрийскую модель индустриализации, обратив особое внимание на взаимоотношения центра и периферии империи, на углубление региональной специализации. Не стоит забывать о втором этапе индустриализации, наступившем в последней четверти XIX в., о складывании национальных экономических структур и усилении конкуренции внутри государства.

Проанализируйте ход революции 1848-1849 г. в Австрийской империи и определите её значение для утверждения индустриального общества и нового типа политической культуры. Обратите особое внимание на попытки решения национальных вопросов в ходе революционного процесса.

При обсуждении истории австрийского государства во второй половине XIX в. студент-историк должен представлять причины и сущность возникновения и существования режима неоабсолютизма в 50-е гг., препосылки его непрочности и разрушения. Эпоха конституционных экспериментов, наступившая в 60-х гг. XIX в., характеризуется поисками решения национального вопроса на общегосударственном уровне. Учтите, что при образовании Австро-Венгрии и выделении мадьяров в качестве второго государствообразующего народа империи учитывались не только внутриполитические, но и внешнеполитические факторы, к которым в первую очередь относится близость Российской и формирующейся Германской империй.

Основные источники:

1. Антология чешской и словацкой философии. М., 1982. С. 223-241, 265-273, 290-299.

2. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870 – 1914. / Сост. П.И. Остриков. М., 1989. С. 230-263.

 

Дополнительные источники:

- Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. 2. Минск, 1989. (Несколько документов на выбор студента).

 

Основная литература

Учебная:

- История южных и западных славян. / Под. Ред. Г.Ф. Матвеева и З.С. Ненашевой. Т. 1. М., 1998. С. 181-242, 295-348, 351-361, 527-667.

Исследовательская:

- Австро-Венгрия. Интеграционные процессы и национальная специфика. / Под ред.Т.М.Исламова и О.В.Хавановой. М., 1997. С. 9-68, 97-111, 134-151.

- Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции. / Под ред. А.И. Миллера. М.,1994. С.I-IX, 3-18, 44-111.

- Фрейдзон В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII – начала XX вв. Дубна, 1999. С. 3-76.

 

Дополнительная литература:

- Австро-Венгрия, опыт многонационального государства. / Под ред. Т.М. Исламова и А.И. Миллера. М., 1993. С. 5-63, 89-106, 155-200.

- Лаптева Л.П. История Чехии периода позднего феодализма и раннего нового времени (1648-1849 гг.) М., 1998. С. 5-142.

- Центральная Европа как исторический регион. / Под ред. А.И.Миллера. М.,1996. С. 4-25, 49-72, 128-136, 147-265.

- Шедивы Я. Меттерних против Наполеона. М., 1991. С. 49-255.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Перечислите основные характеристики центральноевропейской культурно-исторической общности в Новое время.

2. Какова была роль Тридцатилетней войны в становлении территориального и государственного аппарата Габсбургской монархии в XVII в.?

 

Методические указания и контрольные вопросы к разделам 5 и 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: