Конститyционные принципы построения и деятельности системы государственных органов РФ




Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти в РФ - это закрепленные в Российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов. Такими принципами выступают:

• приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

• народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

• федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

• разделение властей (ст. 10, 1 1 Конституции РФ);

• законность (ст. 15 Конституции РФ),

• деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ);

• светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры по соблюдению и охране прав человека от различных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны,

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной и контрольной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ - Правительство РФ - судебные органы РФ - прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти - органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Федерации и ее субъектов.

Принцип деидеологизации в деятельности органов государственной власти имеет лаконичную конституционную формулу: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Органы государственной власти не вправе насильно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства. Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти РФ закрепляются в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими в деятельности как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства относятся: специализация выполнения видов государственной деятельности на основе «разделения труда» путем наделения каждого органа определенной компетенцией; территориальная организация властных структур; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти; обеспечение исполнения полномочий государственных органов институтом государственной службы; употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.

 

Система разделения властей в РФ. Элементы системы "сдержек и противовесов" в российском государстве. САМОСТОЯТЕЛЬНО!

 

Характеризуя каждый из институтов власти, не­обходимо осмыслить их конституционно установленные:

- Статус (лат. Status - положение), т.е. общественно-значимое место, роль в обществе, юридически оформленное и определяю­щее в установляющем правовом акте компетенцию, функции и полномочия данного института власти (должностного лица);

-Компетенцию (лат. Competentia-принадлежность по праву, соразмерность) - круг вопросов, предметов ведения, которые дан­ный институт власти (орган, должностное лицо) имеет право и способен решать, совокупность юридически установленных фун­кций и полномочий;

- Функции (лат. Functio - отправление, деятельность), т.е. виды наполненной конкретным содержанием деятельности, которые данный институт власти (орган, должностное лицо) призван осуществить в рамках своей компетенции (содержательная деятельность в процессе, во времени и пространстве);

- Полномочия (имею право и могу), т.е. совокупность прав и обязанностей, реализуемых в рамках установленной компетен­ции, при осуществлении заданных функций; мера должного по­ведения, «радиус» возможных действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: