Психология проверки показаний на месте




Это специфическое следственное действие, сущность которого заключается в том, что лицо, показания которого проверяются, выводится на место, связанное с уголовным событием. При такой проверке показаний у допрашиваемого через ассоциативные связи активизируется память. Следователь не только слушает, но видит, сравнивает, поэтому на месте он может получить большую информацию об обстоятельствах происшествия, убедиться в их достоверности и соответствии другим материалам уголовного дела, чем на допросе. Результаты данного следственного действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события. Данное следственное действие – одно из средств разоблачения ложных показаний.

Чаще всего, встречаются следующие основания для проведения проверки показаний на месте:

1. необходимость обнаружения места происшествия;

2. необходимость установления пути следования;

3. установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов;

4. установление неизвестных следствию лиц;

5. установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия;

6. установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;

7. установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.

Обвиняемые иногда ложно соглашаются показать место, где ими якобы совершено преступление. Будучи вынужденным в процессе предварительного следствия признать определенные факты под воздействием доказательств, обвиняемый стремится активно противодействовать этому процессу. Изменение цели может произойти и в ходе самого следственного действия. Поэтому до проверки показаний на месте требуется психологически подготовить таких лиц к занятию позиции содействия следствию. Важное значение имеют подробные допросы об обстановке проверяемого места, его деталях, что делает психологически трудным исказить полученные данные при производстве этого следственного действия.

Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя умения руководить одновременно большой группой людей (специалисты, понятые, конвой), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно фиксировать всю собранную информацию.

Существенное значение при проверке показаний на месте имеет психологический контакт с обвиняемым и подозреваемым. Следует помнить об отрицательном влиянии, которое оказывают окружающие лица на позицию того, чьи показания подлежат проверке. Проверка показаний на месте требует серьезной подготовки остальных участников – понятых, специалистов, работников органов дознания.

После совершения преступления на участке местности могут произойти существенные изменения – снесен старый или построен новый дом, вырублен участок леса, проведена шоссейная дорога. При прибытии на место лицо, чьи показания проверяются, излагает обстоятельства, связанные с расследуемым событием. При этом выясняется, по каким приметам он выбирает маршрут движения к месту события и узнает его. Психологическое значение имеет упреждающее объяснение обвиняемого. До того, например, как войти в помещение, следует выяснить как оно выглядит, где происходили события, какова обстановка этого помещения. Убеждаясь в ее соответствии с этими показаниями, участники следственного действия убеждаются в достоверности этих показаний. Проверяемое лицо может демонстрировать действия, совершенные им во время события, показывать предметы, имеющие значение для события, указывать места, где могли остаться следы и вещественные доказательства. Следователь может задавать уточняющие и детализирующие вопросы. Необходима точная фиксация хода и результатов проверки показаний на месте. Для этого применяются изобразительные средства - фотосъемка, киносъемка, видеозапись. Они должны отражать основные этапы проверки показаний на месте, действия обвиняемого в пути следования, при поиске, обнаружении, показе, демонстрации искомых объектов.


 

Тема 9. Организационно-управленческая и познавательная подструктураюридической деятельности

Семинарское занятие – 2 часа

Вопросы

1. Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры юридической деятельности.

2. Специфика познавательной деятельности юристов различных специализаций.

3. Психология осмотра места происшествия.

4. Психология обыска.

5. Психология предъявления для опознания.

6. Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Методические указания

Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры деятельности юриста следует начать с психологии руководителя органа юстиции, понятия авторитета, требований к личности руководителя. Ответ должен затрагивать этику и стиль современного управления, учитывающий человеческий фактор в системе управления, создание психологически благоприятной управленческой среды в коллективе сотрудников юридической организации. Анализу подлежит и НОТ юриста в организации собственного труда и в руководстве расследованием, судебном рассмотрении уголовных дел, деятельностью юридических организаций. Следует отдельно остановиться на психологических особенностях принятия решений в юридической деятельности, так как юридическая деятельность реализуется в них. При этом следует обосновать виды решений, факторы, влияющие на принятие решений, прогноз их последствий, затронуть проблему риска в деятельности юриста.

Ответ на второй вопрос должен показать умение студентов осмысливать, какие познавательные задачи решают юристы различных специализаций. Иначе говоря, какие проблемы возникают перед следователем, оперативным работником, прокурором, адвокатом, юрисконсультом и другими, как осуществляется путь познания правовой ситуации, по которым они обязаны принимать юридически значимые решения. На основе каких фактов, восприятия каких объектов, исходя из каких целей идет познание истины от неполного знания к достоверному и достаточному.

Как пример познания истины на основе первоначального познавательного следственного действия ответ на третий вопрос должен содержать психологические характеристики осмотра места происшествия: незаменимость, неопределенность следственной ситуации, неотложность, психологический фон преступления, публичность, внешние факторы как того, что оказывает влияние на процесс познания его обстоятельств. Исходя из этого, следует обратиться к психологическим качествам следователя, необходимым для производства осмотра места происшествия. Должно быть раскрыто и содержание познавательной деятельности при осмотре места происшествия (восприятие обстановки места происшествия, анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств, установление их причинной взаимосвязи, создание модели происшедшего события). При этом нельзя упускать из виду особенности деятельности следователя при осмотре места происшествия поискового, организационного, удостоверительного и конструктивного характера. Необходимо уяснить и факторы эффективности производства осмотра.

В продолжение ответа показать, что место происшествия является источником информации о расследуемом событии и его участниках, а результаты осмотра места происшествия дают возможность определения особенностей личности преступника: пола, возраста, профессиональных знаний, умений, навыков, потребностей, привычек, мотивов, черт характера, преступного опыта.

Отвечая на четвертый вопрос, надлежит дать психологическую характеристику обыска, в которую входит принудительный характер, противоположность целей участников обыска, вторжение посторонних в личную жизнь и собственность обыскиваемых, поисковый характер, проблемность, конфликтность. Исходя из этой характеристики, обосновать требования к психологическим качествам и состояниям обыскивающего, роли поисковой доминанты, взаимодействию сотрудников при обыске.

В продолжение ответа осветить психологию прячущего, психологические особенности сокрытия предметов и затруднения их поиска. Проиллюстрировать использование объективных факторов, определяющих места и способы сокрытия (особенности места, жилища, физические и химические свойства предметов, их разборность, возможные условия и сроки хранения). Показать, как на это влияют субъективные факторы (пол, возраст, профессиональные знания и умения, интересы и увлечения, преступный опыт).

Ответ будет полным, если будут приведены методы эффективного обыска (наблюдения за поведением обыскиваемого, оценка непроизвольных и произвольных реакций, обнаружение демаскирующих признаков). Желательно дать психологическая характеристику линии поведения обыскивающего и использование им психолого-педагогическое воздействие на обыскиваемых.

Ответ на пятый вопрос должен содержать психологическую характеристику опознавательного процесса, отличие симультантного (синтетического) и сукцессивного (аналитического) узнавания. Важно указать на объективные факторы, влияющие на процесс восприятия (расстояние, освещенность, продолжительность наблюдения, время между восприятием и опознанием, знакомость предмета, его отличительные признаки), так и на субъективные факторы (особенности органов восприятия, физическое, физиологическое и психическое состояние, отношение опознающего к событию преступления и правонарушителю)

Студенты должны назвать виды опознавательных идентификационных признаков, в том числе восприятие опорных признаков человека (рост, возраст, особенности голоса и речи, жесты мимика, походка). Психологические аспекты организации и тактики проведения опознания, учета ошибок при опознании и оценки полученных результатов должны завершать ответ.

При рассмотрении последнего вопросы представляется психологическая характеристика следственного эксперимента, проверки показаний на месте, их структурные компоненты. На примерах разъясняется моделирование объективных и субъективных факторов проверяемого действия, события или явления, их функциональное содержание и психологическое значение. Отмечаются психологические особенности организации проведения опытов, например, учет психологических особенностей (способностей, знаний, умений, навыков) отдельных лиц. Раскрытие сущности психологических приемов, способствующих эффективному воссозданию обстановки преступления, ассоциативных связей и психических состояний лиц, участвующих в эксперименте и проверке показаний на месте, а также воздействия результатов следственного эксперимента на его участников завершают ответ.

Практическое занятие – 2 часа

Содержание занятия: определение степени готовности к анализу обстоятельств, выявившихся при производстве различных следственных действий, имеющие значение для расследования преступлений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: