Использование деепричастного оборота




НОРМЫРУССКОГО ЯЗЫКА

♦ Использование существительного в речи

• Формы числа:


Адрес – адрес а

Борт – борт а

Буфер – буфер а

Вексель – вексел я

Директор – директора

Доктор – доктор а

Желоб – желоб а

Инспектор - инспектора

Китель – кител я

Купол – купол а

Катер - катера

Мастер – мастер а

Невод – невод а

Окорок – окорок а

Округ – округ а

Ордер – ордер а

Паспорт - паспорта

Профессор – профессора

Перепел – перепел а

Повар – повар а

Погреб – погреб а

Сорт – сорт а

Сторож – сторож а

Тетерев – тетерев а

Тенор- тенор а

Фельдшер – фельдшер а

Флюгер – флюгер а

Череп – череп а

Шелк – шелк а

Шулер – шулер а

Бухгалтер – бухгалтеры

Выбор – выбор ы

Выговор – выговор ы

Герб – герб ы

Госпиталь – госпитал и

Договор – договор ы

Инженер – инженер ы

Лектор - лекторы

Маляр – маляр ы

Месяц – месяц ы

Офицер – офицер ы

Очередь – очеред и

Почерк – почерк и

Столяр – столяр ы

Тренер – тренер ы

Торт – торт ы

Трактор - тракторы

Шофер – шофер ы

Варьируются:

бункеры – бункера

Возы – воза

Годы – года

Инспекторы – инспектора

Коробы – короба

Лекари – лекаря

Пекари – пекаря

Секторы – сектора

Слесари – слесаря

Томы – тома

Тополи – тополя

Флигели – флигеля

Штабели – штабеля

Якори – якоря

Ястребы- ястреба

 


 

• Формы род. падежа мн.ч. Все овощи и фрукты с окончанием ОВ: помидоров, огурц ов, апельсин ов, мандарин ов КРОМЕ: яблок, груш,

Все парные предметы – нулевое окончание: нет ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок, глаз, плеч, рук, ног, погон, манжет, ножниц,яблонь, вафель, полотенец, НО: носк ов, рельс ов, гольф ов, заморозков, свечей.

• С нулевым окончанием образуются формы род. пад. мн.ч. от названий мер и единиц измерений: 100 ампер, ватт, карат, много раз – но "литров", гектаров, "метров", килограмм ов.
• С нулевым окончанием образуются формы род. пад. мн.ч: дело – дел, место – мест, макароны – макарон, стекла – стекол.

• Слова с суффиксами – АНИН- и –ОНОК - в ед.ч. (- АН- и –АТ- во мн.ч.) имеют нулевое окончание:


кресть янин – крестьяне – крестьян

горож анин – горожане – горожан

двор янин – дворяне - дворян

татар ин – татары – татар

болгар ин – болгары – болгар

арм янин – армяне – армян

осет ин – осетины – осетин

груз ин – грузины - грузин

молдав анин – молдаване – молдаван

киевл янин – киевляне – киевлян

свердловч анин – свердловчане - свердловчан

бар ин – баре – бар

бояр ин – бояре – бояр

тел енок – телята - телят.

кот енок – котята – котят

порос енок – поросята - поросят.

медвеж онок - медвежат

солд ат – солдаты – солдат

цыг ан – цыгане – цыган партиз ан – партизаны – партизан

туркмен – туркмены – туркмен

румын – румыне - румын

гусар – гусары – полк гусар

НО: двое гусар ов

 

гусляр – гусляров

француз – французов

матрос – матросов

узбек - у збеков

киргиз - киргизов


• Падежные формы сущ. на -МЯ - с суффиксом -ЕН-
Время - сколько времени? (нельзя: сколько время?)

• Некоторые слова 1 скл. с основой на Л, Р, Н имеют не нулевое окончание, а –ей: кеглей, цаплей, саклей, гуслей.

• Окончание –ов,-ев имеют существительные на –ко (личико - личиков), с уменьшительным –це (болотце-болотцев) и слова с основой на –j- во мн.ч. (платья - платьев). Сюда же включают слова суда-судов, гроздь-гроздья-гроздьев, зятья-зятьев, подмастерье-подмастерьев. Как исключения (с нулевым окончанием) образуются формы блюдец, полотенец, яиц.
♦ Использование местоимений в речи

• Форма притяжательного местоимения - их (нельзя: ихий, ихний)

• Со словами КТО, ЧТО сказуемое - в ед. числе: Все, кто захотел, остались.

♦ Использование числительных в речи

• Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) не сочетаются с сущ. ж. р. (сравни: два ученика - двое учеников, но: две ученицы)

• Дата: название месяца в Р. п. (к первому сентября)

• Числ. один опускается в наименовании года: в 1945 г. (в тысяча...)

• Склонение 40, 90, 100: в косв. падежах -окончания -А, -О: (к стА, более сорокА, к девяностА; за сто, за девяносто)

Полтора, полтораста имеет две формы: И., В - полтора, полтораста

Р, Д, Т, П: п олутора, полутораста

• Склоняются все части у количественных: (о девятИстАх восьмИдесятИ трЕХ)

• Склоняется только последнее слово у порядковых: (о девятьсот восемьдесят пятОМ)

• нет СТА, НО НЕТ пятиСОТ(ен)

♦ Использование прилагательных в речи

• Нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную степень сравнения:

- более красивый - красивее (нельзя: более красивее);

- самый красивый - наикрасивейший (нельзя: самый наикрасивейший).

♦ Использование служебных частей речи

• Нельзя использовать рядом два союза с одинаковым значением.
Следует: однако; будто. Нельзя: но однако; словно будто.

• Нельзя смешивать двойные союзы.

Следует: лишь тогда, когда...; как..., так и...; не только..., но и...

Нельзя: лишь тогда..., если...; как..., а также...; не только..., а и...

♦ Употребление предлогов.

1. ПО + П.п.

Плачет по вас

Горюет по нас

Скучает по тебе.

По (= после) + П.п. По приезде, по окончании: По приезде в город желательно уточ­нить туристический маршрут. По окончании спектакля…

Иногда глаголы чувства. - ПО + Д.п.

Тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу, тосковать по родному селу

2. Предлоги благодаря, вопреки, согласно + Д. п. (кому? чему?) благодаря учителю, вопреки предсказаниям.

Норма Ошибка
предел (чему?) терпению вера (во что?) в победу гордость (за кого? за что?) за друга гордиться (кем? чем?) другом памятник (кому) Горькому предостерегать (от кого? чего?) от опасности предупреждать (о ком? о чем?) об опасности обращать (устремлять, указывать) вниман. (на кого на что?) на недостатки говорить о недостатках отзыв (о чем?) о спектакле рецензия (на что?) на спектакль сосредоточивать (акцентировать, задерживать, заострять, останавливать, фиксировать) внимание (на ком, на чем?) на этом преимущество (перед кем, перед чем?) перед товарищем превосходство (над кем, над чем?) над товарищем уделять (оказывать) внимание (чему?) этому оплачивать (что?) проезд, билет заплатить (за что?) за проезд, за билет оперировать (чем?) точными данными подчеркнуть (что?) проявлять (приковывать, усиливать) внимание (к кому, к чему?) отличать (что от чего?). характерно (для кого?) для нас предел терпения вера в победе гордиться за друга памятник Горького предостерегать об опасности   указывать о недостатках   отзыв на спектакль рецензия о спектакле   сконцентрировать внимание на это преимущество над товарищем превосходство перед товарищем уделять (оказывать) внимание на это оплачивать за проезд, за билет заплатить проезд, билет   оперировать с точными данными   характерно нам
Норма - Д.п. Ошибка – Р.п.
согласно телефонным правилам благодаря новым веяниям вопреки твоим желаниям согласно телефонных правил благодаря новых веяний вопреки твоих желаний

♦ Использование причастного оборота Ошибки:

• Нарушение порядка слов: определяемое слово не может стоять внутри п /о:, созданный роман писателем (нужно: созданный писателем роман; роман, созданный писателем)

• Нарушение согласования п/о с главным словом: Среди героев, изображенным в романе... (нужно: изображенных...)

Он был человеком безвольным, полностью подчинившийся обстоятельствам. Человеком (каким?) подчинившимся – Тв.п.
В журнале «Смене» (прав: «Смена»)опубликованы архивные материалы. Названия, заключенные в скобки используются только в Им.п.

 

Использование деепричастного оборота

Основное действие (глагол) и добавочное действие (дееприч.) всегда совершаются одним лицом (субъектом): Прочитав рассказ, я понял... Прочитав рассказ, надо подумать... Прочитав рассказ, подумайте...

Нельзя:

1) Прочитав рассказ, у меня возникло чувство... (субъекты разные: "я" и "чувство")

2)Прочитав рассказ, мне стало грустно, (безличный глагол)

3)Сдав экзамены, я был принят в вуз. (страдательное = кем-то принят)

Послушав музыку, у меня поднялось настроение. Настроение послушало музыку? Послушав музыку, я почувствовал, что у меня поднялось настроение.
Мне взгрустнулось, уехав из дома. В безличных предложениях деепричастный оборот не употребляется. Уехав из дома, я грустил.
Приехав в деревню, мальчик был окружен заботой бабушки. Приехал мальчик, а окружила заботой бабушка. Приехав в деревню, мальчик оказался окруженным заботой бабушки.

♦ Склонение.

1. Собственные имена склоняются полностью: романы Жюля Верна, Марка Твена.

2. Иноязычные фамилии и имена мужского рода склонятся по падежам, а женского нет: Биндера Миши, Биндер Натальи.

3. Русские и украинские фамилии на –О, -ИХ не склоняются: нет Масленко, Дубовских.

4. Сложносокращенные слова звукового, буквенного и смешанного характера, оканчивающиеся на гласный, не склоняются: наше ТОО, из ЦДРИ, для самбо, в СМИ.

5. Сложные слова склоняются так: чаще всего ведущее слово стоит на первом месте и обе части термина склоняются. Если же ведущим является второе слово («Роман-газета» — издание, публикующее романы), то склоняется только вторая часть: Про­читать в «Роман-газете». Если обозначают один предмет, то склоняется только второе слово, если предмет и его признак, то оба слова. На Москве-реке. В вагоне-ресторане. На бале-маскараде. Укрыться плащ-палаткой. Спать на диван-кровати. Прочитать в роман-газете. С просить у шеф-повара, ди­визионная штаб-квартира.

Синтаксические нормы

1. Отрицательный глагол требует постановки существительного в родительном падеже.

Не обращает внимания. Не имеет дома, машины, друга.

2. Формы числа сказуемого, относящегося к нескольким подлежащим, зависят от порядка слов. При обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) оно согласуется с ближайшим подлежащим (трава и ветви плакали – плакала трава и ветви)

♦ Нормы согласования подлежащего и сказуемого

• Собирательное существительное (молодежь, народ, студенчество) + глагол в ЕД. ЧИСЛЕ. Молодежь трудится. Народ борется.

• Кто (кто-то, никто) + ЕД. ЧИСЛ.

Те, кто молод и здоров, избегают докторов. Никто, даже специалисты, не мог поставить диагноз. ' Приложение не влияет на согласование подлежащего и сказуемого. Газета "Труд» опубликовала статью известного хирурга. Теплоход "Россия» причалил к берегу.

Все, кто хоть раз побывалИ (правильно: побывал) в Петербурге, никогда не забудет (правильно: не забудут) его памятников. Правильно выделить сказуемого и подлежащее. Все не забудут, кто побывал.
Большинство участников стояло (правильно: стояли) в стороне. Часть столов стояли (правильно: стояло) у окна. Ряд, большинство, меньшинство, часть + сущ. неодушевленные = сказуемое в ед. ч. + существ. одушевленные = сказуемое во мн. ч.
В нашей школе обучаются (прав: обучается) 641 человек. В нашей школе обучается (прав: обучаются) 644 человека. Получены (прав: получена) тысяча книг. Много людей задумывались (прав: задумывалось) о смысле жизни. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое – в един. числе. При составных числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4 сказуемое – в един. числе. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое – в един. числе. При словах много, мало, несколько, немного, немало, сколькосказуемое в ед.ч.

♦Сочетание однородных членов Ош: Соединение неоднородных понятий (изучать лингвистику и сорта ягод).

•Нарушение лексической сочетаемости (окружили вниманием и помощью).

• Объединение разных частей речи (научился французскому языку и драться на дуэли).

• Нарушение управления падежными формами при однородных членах (любил и заботился о животных следует: любил животных и заботился о них).

соединение синтаксически неоднородных конструкций (член предлож. + придаточное):

В книге рассказывается о происхождении слов и как они изменялись. Пр ичастный оборот + придаточное: Пр инесли блюдо, красиво оформленное и которое аппетитно пахнет.

• Использование общего зависимого слова при словах, требующих разного управления:

Сестры увлекались и хорошо разбирались в музыке. Увлекались ЧЕМ? Разбирались в ЧЕМ?
   

Неверное согласование при цитировании

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что в «свой жестокий век восславил я свободу». Правильно: Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что в «свой жестокий век восславил» он свободу. ИЛИ: Пушкин бросает вызов обществу и говорит: «…в жестокий век восславил я свободу».



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: