ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ (1685 – 1759). Краткая биография и творческий путь.




I. 1) Родился 23.02.1685г. в г. Галле (Германия) в семье пожилого цирюльника-хирурга, который находился на службе у герцога Августа Саксонского. С ранних лет проявилось тяготение к музыке, но отец не поощрял этих данных. На способности ребенка обратил внимание сам герцог, которому тот играл на органе. С 1694г. Начались занятия с Фридрихом-Вильгельмом Цахау, органистом и композитором г. Галле (Цахау разносторонне одаренным человеком). Под руководством Цахау Гендель изучает композицию, основы гармонии, сочинения итальянских и немецких композиторов, сам играет и сочиняет на клавесине, скрипке. 1696г.- Г. Выступает в Берлине при дворе курфюрста бранденбургского, который предлагает ему не только остаться здесь на службе, но и совершенствоваться в Италии. 1698-1702 – учеба в протестантской гимназии. 1702г. - поступил в университет г.Галле на юридический факультет.

2) весна 1703г. - Гендель уезжает в Гамбург. В товремя там в расцвете находится опера, которой руководит виднейший музыкант, композитор Рейнхард Кайзер. Сначала Гендель служит скрипачом в оркестре оперного театра. В Гамбурге у Генделя складываются сложные, но дружеские отношения с Иоганном Маттезоном (1681-1764). Маттезон, ярко одаренный человек, впоследствии будет известен как теоретик и эстетик музыки, один из создателей теории аффектов. Сочинения: оратория «Страсти по Евангелию от Иоанна», оперы- «Альмира», «Нерон» (поставлены в Гамбурге). В 1706г. Оперная труппа распалась, дирекция театра сменилась, а Кайзер сбежал.

3) Гендель отправляется в Италию (1706-1710). Он побывал во Флоренции, Риме, Венеции, Неаполе, где знакомился с музыкальной жизнью (в т.ч. общался с Алессандро и Доменико Скарлатти, А.Корелли и др.). Таланту Генделя покровительствуют вельможи-меценаты: римский кардинал Оттобони, маркиз Руспони, вице-король Неаполя. Сочинения: оперы - «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), были встречены публикой хорошо (Гендель воспринял здесь традиции итальянской оперы – жанры, мелодику); оратории и кантаты - «Воскресение», «Триумф времени и истины». Когда композитор находился в Венеции, его приглашают в Ганновер (герцог Эрнст Август) и Лондон.

4) 1710-1716 гг. Гендель находится то в Ганновере, то в Англии. Дебют в Лондоне состоялся оперой «Ринальдо» (1711) – по поэме Тассо «Освобожденный Иерусалим». Опера исполнялась в Королевском оперном театре при участии крупнейших итальянских певцов. В 1713 г. поставлена опера «Тезей» и духовное сочинение «Te Deum» в соборе св. Павла. Гендель стал придворным композитором, что было редкостью для иностранца. Английская национальная композиторская школа после смерти в 1695г. Генри Перселла не получила достойного продолжения, и на Генделя возлагали особые надежды. Гендель изучает национальное английское искусство, народную музыку, а также хоровое искусство (в связи с этим у него появляются сочинения для хора: псалмы-антемы на библейские тексты, а также «Страсти» на текст Брокса).

1718-20 гг. – Гендель на службе у графа Карнарвона, затем у герцога Чендосского. На это время приходится создание двух театральных масок – «Эсфирь» и «Ацисс и Галатея», которые отвечают английской хоровой театральной традиции и намечают путь к будущим великим ораториям.

II. 5) 1720г. – начинается новый этап в жизни и творчестве. Деятельность Генделя приобретает широкий общественный характер – он становится музыкальным директором Королевской Академии музыки (театр), открытой в 1719г.В 1720г. Состоялась премьера оперы «Радамист» (ее жарн – опера-seria). Затем, до 1728г. Гендель сочиняет и ставит по1-2 своих оперы в год. Всего же он ставит в театре около 500 опер. Работа сопровождалась непрекращающимися интригами, капризами примадонн и вкусов публики. Успех Генделя стремились подорвать и специально подстроенными «соревнованиями» с ит. маэстро Бонончини, а затем – с Николо Порпора. Английская знать покровительствовала итальянской опере («итальянскими» по стилю были и многие оперы самого Генделя), но передовые общественные деятели выступали за национальное искусство, поэтому Генделя часто «задевали». У самого композитора появляются оперы на патриотические сюжет («Ричард I»), «Коронационные антемы».

1728г. – появляется сатирическая музыкальная комедия «Опера нищих» (авторы: Джон Гей и Иоганн Пепуш; сюжет – Джонатан Свифт), где высмеивались сюжеты, герои и ситуации «оперы знатных». Успех «Оперы нищих» подорвал оперные постановки Генделя. Он отправляется в Италию, а затем организует новый театр.

6) 1730-е гг. – оперы: «Ариадна», «Ариодант», «Альцина», «Орландо »; оратории: «Дебора», «Аталия». Против Генделя началась и «политическая» интрига, оппозиция организовала новый театр в пику Генделю. Из-за этого в 1737г. Гендель перенес инсульт, а его театр закрылся. 1738-40 гг.появляются последние оперы Генделя, среди которых есть и не в жанре seria («Ксеркс», «Именео»). На первое место выходит жанр оратории – «Саул», «Израиль в Египте».

7) 1740-е гг. Появились оратории «Мессия», «Самсон» - истинные шедевры Генделя; оратории «Валтасар», «Геракл» (1744), но его произведения специально бойкотировались(все это началось из-за интриг принца Уэльского (сына короля Георга II), которому он противостоял, а король покровительствовал Генделю). В 1741г. Гендель дает цикл концертов в Ирландии. Долгожданное признание, наконец, пришло с появлением ораторий, отвечающих теме борьбы: «Оратория на случай» и «Иуда Маккавей» в 1746г. Интриги против Генделя отступили.

8) 1746-51 гг. Последний творческий этап – 8 ораторий (в т.ч. «Теодора», «Иевфай»), инструментальные сочинения. В 1746г. В Лондоне находился К.В. Глюк, высоко оценивший творчество Генделя.

9) Последние годы. Слава Генделя упрочилась, он завершает и перерабатывает прежние сочинения, выступает как органист, и иногда импровизирует на органе или клавесине между частями при исполнении своих ораторий (они теперь исполняются очень часто). Круг друзей Генделя – либреттисты Е. Дженненс и Т.Морелл, Томас Арн, доктор Д.Арбунтнот, Дж.Шмидт. Наведывался композитор и в Германию. В 1750 г. Последний раз побывал в Галле, где органистом теперь служил Вильгельм-Фридеман Бах. В 1751г. Гендель стал слепнуть, но продолжал выступать в исполнении ораторий. В последний раз он играл на органе при исполнении «Мессии» 6 апреля 1759 г., а 14 апреля его не стало.

* Кроме опер и ораторий Гендель создал немало инструментальной музыки:

Messiah, HWV 56 Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, хор, оркестр.

История создания

«В жизни великих людей часто наблюдается, что в тот миг, когда все кажется потерянным, когда все рушится, они близки к победе. Гендель, казалось, был побежден. И как раз в этот час он создал творение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу», — писал исследователь его творчества Ромен Роллан. Автор почти сорока опер, множества инструментальных сочинений, обратившийся с середины 1730-х годов к жанру оратории (уже созданы «Праздник Александра», «Саул», «Израиль в Египте»), Гендель утратил любовь публики. Его враги — английские аристократы, предпочитавшие Генделю итальянских композиторов, нанимали людей срывать афишы, и его концерты перестали посещаться. Гендель, решивший покинуть Англию, где жил уже четверть века, объявил 8 апреля 1741 года свой последний концерт. Однако силы композитора не иссякли: за 24 дня, с 22 августа по 14 сентября, композитор создал одну из лучших своих ораторий — «Мессию». Он работал вдохновенно и, когда закончил «Аллилуйю», воскликнул, заливаясь слезами: «Я думал, что открылось небо, и я вижу Творца всех вещей». Это было одно из самых счастливых мгновений в жизни композитора.

Некоторые исследователи приписывали Генделю не только музыку, но и текст оратории. Однако текст принадлежал другу Генделя — литератору Чарлзу Дженненсу (1700—1773), который, как гласит легенда, заявил, что музыка «Мессии» едва ли достойна его поэмы. Дженненс, использовав евангельские мотивы о рождении, подвиге и триумфе Иисуса, не персонифицирует действующих лиц. Он включает в ораторию несколько текстов из Нового Завета: Апокалипсис, первое послание апостола Павла к Коринфянам и псалом №2, за столетие до того, в эпоху Английской революции, переведенный великим английским поэтом Джоном Мильтоном, по трагедии которого Гендель вскоре напишет свою следующую ораторию — «Самсон».

Получив приглашение лорда-наместника Ирландии руководить концертами, Гендель в конце 1741 года приехал в Дублин, где в программе Филармонического общества уже звучали его сочинения. Здесь, в отличие от Лондона, он был встречен с энтузиазмом, о чем писал в ликующем письме к Дженненсу за несколько дней до нового года. Его концерты прошли с большим успехом — до начала апреля их состоялось 12. И, наконец, 13 апреля 1742 года под управлением автора в Great Music Hall впервые прозвучал «Мессия». Это был единственный благотворительный концерт, данный Генделем в Дублине. С тех пор установилась традиция исполнения «Мессии» в пользу нуждающихся (в последние годы жизни композитор регулярно давал эту ораторию в пользу Лондонского приюта для найденышей и закрепил за ним монополию на доходы с концертов, запретив, пока он жив, публикацию партитуры и отрывков из нее).

В Лондоне «Мессия» встретил сопротивление церковников и до конца 40-х годов прозвучал всего 5 раз; название было запрещено, на афишах значилось просто «Духовная оратория». Впрочем, при жизни Генделя она, несмотря на библейский сюжет, редко звучала в английских церквях — концерты проходили обычно в театре или других светских публичных залах. Последнее исполнение состоялось за 8 дней до смерти композитора, который сам играл на органе. Существует множество авторских вариантов «Мессии» — Гендель постоянно изменял арии, сообразуясь с возможностями певцов. На родине Генделя, в Германии, «Мессия» впервые прозвучал в 1772 году в переводе на немецкий язык знаменитого поэта Клопштока; следующий перевод принадлежал не менее известному поэту Гердеру. На континенте оратория обычно исполнялась в редакции Моцарта, сделанной для Вены в 1789 году, — именно в таком виде «Мессия» был известен на протяжении всего XIX века и завоевал широчайшую популярность.

Музыка Несмотря на отсутствие конкретных героев, оратория содержит множество сольных и дуэтных номеров: речитативы в сопровождении клавесина, подобные речитативам secca в итальянской опере того времени; арии лирические, пасторальные и особенно типичные для Генделя героические, а также ариозо и дуэты. Более четверти произведения составляют хоры; есть несколько оркестровых номеров. Несмотря на установившуюся впоследствии традицию привлекать большое число исполнителей, при жизни Генделя «Мессию» исполняли 33 оркестранта и 23 певца. Оратория состоит из трех частей. В 1-й части (рождение Мессии) преобладают светлые пасторальные краски, 2-й (страсти Христовы) свойственны резкие контрастные сопоставления, краткая финальная часть (триумф христианства) пронизана единым ликующим настроением. №2—3, речитатив и ария тенора «Все долины», полны величия, озарены светом и радостью. Хор «Днесь рожден для нас Младенец» (№11) пленяет простой темой в народном духе, украшенной ликующими юбиляциями голосов и пассажами скрипок. Оркестровая пастораль №12 построена на подлинной итальянской мелодии. В звучании струнных, сопровождающих речитативы сопрано (№13—14), слышен шелест крыльев ангелов, слетающихся к новорожденному Спасителю. Благородным, сдержанным, возвышенным складом отмечена ария альта «Он был презрен» (№20). Острый пунктирный «ритм бичевания» в оркестре объединяет ее со следующим хором «Истинно, истинно нашу скорбь Он взял». Краткое ариозо тенора «Взгляни, взгляни и мне скажи, кто знал страданье горше» (№27) отличается проникновенной скорбной декламацией. Торжественный хор «Выше голову, зрите врата» (№30) построен на антифонном сопоставлении партий трех женских и двух мужских голосов. Написанные на текст 2-го псалма хор (№37) «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их» и ария тенора (№38) «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» пронизаны суровым героическим духом. Вершина оратории и одно из самых знаменитых творений Генделя — хор (№39) «Аллилуйя », завершающий 2-ю часть. В Англии его слушают стоя, как чтение Евангелия в церкви. В этом всенародном гимне победы композитор мастерски сочетает краткую незамысловатую мелодию в танцевальном ритме и унисонный напев старинного немецкого протестантского хорала — воинственного гимна Крестьянской войны начала XVI века. Не менее популярна в Англии ария сопрано (№40) «Я знаю, жив Спаситель мой». В блестящей героической арии баса (№43) «Вот трубы звучат» (на текст Апокалипсиса) солирует труба, напоминая о пробуждении мертвых при звуках трубы Предвечного. Завершает ораторию грандиозный хор с трубами и литаврами (№47), типичный генделевский победный финал, состоящий из нескольких эпизодов, венчаемых фугой. А. Кенигсберг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: