Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8 Копейского городского округа Челябинской области
СОГЛАСОВАНО Председатель профсоюзного комитета ___________Сардушкина Е.Н «__»___________ 2016 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ школы-интерната № 8: ___________________Шурупова М.В. «__»___________ 2016 года |
Должностная инструкция № 20
Учителя-логопеда/дефектолога
Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Министерства образования здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н.
1.2. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Назначение на должность учителя-логопеда/дефектолога и освобождение от нее производится приказом директора МОУ школы-интерната № 8.
1.4. Учитель-логопед/дефектолог подчиняется непосредственно руководителю МОУ школы-интерната № 8, иному должностному лицу, исполняющего обязанности директора.
1.5. Во время отсутствия учителя-логопеда/дефектолога (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.6.В своей деятельности учитель-логопед/дефектолог руководствуется Конституцией и Законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», постановлениями администрации Копейского городского округа Челябинской области, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка), настоящей должностной инструкцией, трудовым договором, приказами и распоряжениями директора МОУ школы-интерната № 8.
1.7. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.
Функции
2.1.Основным направлением работы учителя-логопеда/дефектолога является осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении.
2.2. Содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
Должностные обязанности
Учитель-логопед/дефектолог:
3.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них нарушений развития.
3.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
3.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
3.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
3.6. Ведет необходимую документацию.
3.7. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.8. Реализует образовательные программы.
3.9. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.
3.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
3.12. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников.
3.13. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.
3.14. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.15. Способствует формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению профессиональных программ, социализации, адаптации обучающихся, воспитанников.
3.16. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.17. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Конвенции о правах ребенка.
3.18. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.19. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.20. Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся в период образовательного
процесса.
3.21. При отсутствии обучающегося в образовательном учреждении, учитель-логопед может произвести замену на другого учащегося по своему усмотрению.
3.22. Учителю запрещается:
- отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;
- удалять учащегося с урока;
- курить в помещении образовательного учреждения.
3.23.При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:
- проводит паспортизацию своего кабинета;
- постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;
- организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;
- в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
- принимает участие в смотре учебных кабинетов.
3.24. Должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599);
- модельную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (г. Челябинск, 2015 год);
- примерную адаптированную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 года № 4/15);
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- основы доврачебной медицинской помощи.
- трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.25. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.
3.26. Отвечает за:
- выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и
«Об обеспечении пожарной безопасности», «Электробезопасности», «Оказание первой доврачебной помощи», «Правила дорожного движения». «Правила эвакуации в экстренных случаях из МОУ школы-интерната № 8», иметь первую группу по электробезопасности;
- безопасное проведение образовательного процесса;
- принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
- осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.
Права
Учитель-логопед/дефектолог имеет право:
4.1. Участвовать в работе педагогического и методического советов школы, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации учащихся, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах
4.2. Знакомиться с документацией образовательного учреждения.
4.3. Самостоятельно выбирать приоритетные направления, формы, приёмы и методы проведения учебно-воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики преподавания.
4.4. Проводить групповые и индивидуальные дефектологические обследования.
4.5. Вести пропаганду дефектологических знаний (лекции, беседы, выступления).
4.6. Консультировать администрацию школы по дефектологическому сопровождению управленческой деятельности.
4.7. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации
4.8. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.9. Педагогический работник имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ, приказом от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Правилами внутреннего трудового распорядка.
4.10. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
4.11. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
4.12. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
4.13. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.14. На получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.15. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются Коллективным договором между Работодателем и работниками МОУ школы-интерната № 8. 4.16. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
4.17. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
4.18.. На защиту профессиональной чести и достоинства.
Ответственность
Учитель-логопед/дефектолог несет ответственность:
5.1. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.
5.2. Жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
5.3. Нарушение прав и свобод обучающихся.
5.4. За исполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка МОУ школы-интерната № 8, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.5. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
5.6. За виновное причинение МОУ школе-интернату № 8 или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Взаимоотношения. Связи по должности.
Учитель-логопед/дефектолог:
6.1.Работает в режиме 36-часовой рабочей недели по расписанию, утверждённому директором МОУ школы-интерната № 8.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Получает от директора МОУ школы-интерната № 8 и заместителей директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками МОУ школы-интерната № 8 и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию МОУ школы-интерната № 8 о возникших трудностях и проблемах.
6.6. Передаёт директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после её получения.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):