Принцип алгоритмичности.




Системность управленческой деятельности проявляется в том, что она осуществляется по определенному плану, алгоритму. Следовательно, алгоритм (план действий) – это модель будущей деятельности.

Из п. 3 следует, что может существовать множество алгоритмов достижения цели, также, как и множество целей.

Принцип иерархичности.

Любой сложный объект (система) в природе, обществе, технике, управлении и т.д. может быть разделен на более простые части (подсистемы), которые в свою очередь, также делятся на подсистемы и элементы (т.е. неделимые в данном рассмотрении части).

Модели также образуют иерархию, в которой модель более высокого уровня содержит модели нижних уровней. Следовательно, имеют иерархию и цели, и алгоритмы достижения цели, и организации, которые есть средство достижения целей. Очевидно, имеют иерархию и принципы.

Принцип устойчивости.

Из теории автоматического управления техническими системами известно, что слишком «жесткие» системы неустойчивы. Для оценки устойчивости используют различные критерии, например, Михайлова, Найквиста и др. [36]. Опыт авторитарных государств показывает, что этот вывод может быть распространен на социальные системы.

Принцип приоритетности

На любом этапе управленческой деятельности руководителю (и просто человеку) необходимо постоянно выбирать приоритеты, определять для себя и организации, что является главным, наиболее важным в данной момент и на перспективу.

Принцип адаптивности

Любые управленческие решения, процессы управления должны быть адаптированы к внутренней и внешней среде.

Рассмотрим далее частные принципы. Назовем здесь лишь группы частных принципов по сфере их применения:

1. Принципы организации работ и труда (планирования, принятия управленческих решений и т.д.).

2. Принципы социально-психологического взаимодействия (общения, мотивации, убеждения, скрытого управления, манипулирования, ведения переговоров и т.д.).

3. Принципы реализации власти.

4. Принципы подбора и расстановка кадров.

5. Принципы построения и работы организационных структур и т.д.

 

 

2.4. Управление как профессиональная

деятельность

 

Управлять – это значит:

а) предвидеть – изучать будущее и уста-навливать программу действий;

б) организовывать – строить двойной организм пред-приятия: материальный и социальный;

в) распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия;

г) согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

д) контролировать – наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.

А. Файоль

 

Всякий процесс труда есть деятельность, направленная на достижение определенной цели.

Управленческая же деятельность может так называться и приобретает смысл только в случае, если она направлена на достижение цели.

Управление является обязательным элементом целесообразной коллективной деятельности людей. Оно используется всегда там, где требуется координация совместной деятельности людей.

Человек – активная часть природы. Добиваясь своих целей, человек использует природу, воздействует на нее, преобразует ее и себя.

Всякое наше осознанное действие преследует определенную цель. Во всяком действии легко увидеть его составные части, более мелкие действия. При этом легко убедиться, что эти составные части должны выполняться не в произвольном порядке, а в определенной их последовательности. Это есть определенная, подчиненная цели, взаимосвязанность составных частей, которая и является признаком системности [24].

Другое название для такого построения деятельности – алгоритмичность. Понятие алгоритма возникло сначала в математике и означало точно определенную последовательность однозначно понимаемых операций над числами или другими математическими объектами.

Сейчас можно говорить об алгоритмичности любой деятельности, в том числе, управленческой.

При этом делается отход от математического понимания алгоритма – сохраняя логическую принудительность последовательности действий, мы допускаем, что в алгоритме управленческой деятельности могут присутствовать и такие действия, которые не формализованы. Важно, чтобы этот этап успешно выполнялся человеком, хотя и не осознанно.

Здесь важными являются следующие моменты.

Во-первых, всякая деятельность алгоритмична.

Во-вторых, не всегда алгоритм реальной деятельности осознается (композитор сочиняет музыку, шофер реагирует на изменение дорожной обстановки, вратарь ловит в броске мяч – «не думая»).

В третьих, в случае неудовлетворенности результатом деятельности возможную причину неудачи следует искать в несовершенстве алгоритма.

Это означает – пытаться выявить алгоритм, исследовать его, искать «слабые места», устранять их, т.е. совершенствовать алгоритм и, следовательно, повышать системность деятельности. Таким образом, явная алгоритмизация любой практической деятельности является важным средством ее развития.

Любая творческая, в том числе и управленческая деятельность (жизнь человека) подпадает под закономерность, которая формируется под влиянием трех законов [56]:

закона вероятности, которому подчиняются случайные события, вызванные совпадением разных независимых обстоятельств;

закона причинности, что отражает логические следствия действий человека;

закона свободы воли, который выражает возможность свободного выбора или принятия решения, которое заранее невозможно предусмотреть, поскольку это решение не является прямым следствием.

Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной, быстро развивающейся области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:

– овладеть теоретическими основами рационального управления, то есть наукой управления;

– уметь творчески применять положения этой науки, то есть, овладеть искусством управления. Первая задача решается в процессе обучения, вторая - в процессе практической деятельности.

Управленческая деятельность - принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные особенности управленческой деятельностиможно свести к следующим [56]:

– большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

– неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

– ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

– значительная роль коммуникативной функции;

– высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Таким образом, управленческая деятельность - это вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.

Главная ее цель - обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляются через членов организации, приоритетное значение имеет управление трудом людей, целесообразной деятельностью своих подчиненных.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления:

– руководители или линейные менеджеры (~10% работников аппарата управления);

– специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления);

– служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления).

_____________________________________________________________

Если начальник пытается произвести впечатление на подчиненных знанием деталей, то он теряет из виду конечную цель.

Правило Готлиба

_____________________________________________________________

 

Главная задача руководителей – общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Эта деятельность должна быть направлена на достижение целей организации. Специфика их деятельности в том, что они главным образом воздействуют на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях:

– принятие решений по всем важнейшим стратегическим, принципиальным вопросам деятельности;

– осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;

– координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.

К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов и др. Они призваны решать три взаимосвязанные задачи:

– получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению;

– разработка на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов;

– подготовка и разработка конкретных управленческих решений;

– контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

Категорию служащих аппарата управления составляют секретари, техники, инженеры, лаборанты и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача - информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.

_________________________________________________________________

Управлять - значит приводить к успеху других.

Неизвестный автор

 

 

Говоря о руководителях, необходимо различать уровни управленческой иерархии, где функции управления специфичны. Так, высшее звено в большей степени определяет общее движение организации, ее изменчивость и направления развития; среднее - создает жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве относительной устойчивости и изменчивости элементов и связей; низовое звено обеспечивает постоянство и воспроизводство определенно заданных параметров элементов системы, их устойчивость.

Управление как специфическая деятельность связывается с появлением организации. В этом аспекте можно сказать, что практика управления так же стара, как мир. Достижения крупных организаций в древности, например, в Римской империи, просуществовавшей несколько столетий, свидетельствует о том, что даже тогда были созданы довольно развитые системы управления.

 

 

2.5. Технологии управления

Прогресс цивилизации состоит в рас-ширении сферы действий, которые мы выполняем не думая.

А. Уайтхед

Управление может рассматриваться также, как технология решения управленческих задач, технология достижения цели.

Напомним, что технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение + logos – слово, знание, наука) – совокупность методов и приемов выполнения работ, обработки, изготовления и т.п. [20, 27].

Метод (гр. methodos) –способ познавания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ или образ действия [20, 27].

Технологии управления – это методы и приемы выполнения управленческих работ [38, 40].

На рис. 2.13 приведен один из вариантов модели состава (см. гл. 4) технологии управления социальными объектами.

 
 

 

 


Рис. 2.13. Вариант модели состава технологии управления

социальными объектами

 

В данном варианте модели состава все технологии разделены на пять взаимосвязанных групп универсальных технологий.

1. Системные технологии – это универсальные технологии системного анализа. Эти технологии применимы не только в управлении, но и во всех сферах деятельности человека. Они позволяют организовать эту деятельность, придать ей целенаправленный характер.

2. Стандартные технологии управления. Эти технологии также носят универсальный (всеобщий) характер и применимы не только на всех стадиях управленческой деятельности, но и во всех сферах жизни и деятельности человека.

3. Технологии коммуникаций. В связи с тем, что управление реализуется через субъекта и объекта управления, оно невозможно без их общения.

4. Управление реализуется также через систему власти и включает в себя технологии реализации власти.

5. Наконец, в книге рассмотрены психотехнологии скрытого управления людьми.

Приведенная модель является приближенной и упрощенной, так как наши знания в этом вопросе являются конечными и ограниченными.

Кроме того, как и всякая модель, приведенная модель состава технологии управления носит целевой характер, что предполагает множественность таких моделей (см. гл. 4).

Следует обратить внимание на то, что показанная на рис. 2.13 модель является моделью состава, т.е. показывает из каких элементов (подсистем) состоит система, называемая технологией управления.

На этой модели не показано, как связаны между собой входящие в нее элементы. Для этого требуется построение еще одной модели – модели структуры данного объекта [24, 41].

Как известно, модели – некое подобие, отображение реального объекта, явления, системы, процесса и т.п. Существует множество моделей [24]. Можно даже сказать, что в значительной части случаев мы имеем дело не с реальными объектами, а с их моделями, с некой виртуальной реальностью [38, 40].

Среди широко распространенных моделей, используемых для анализа управленческой деятельности, можно отметить модель «черного ящика», модель состава и модель структуры. Модель «черного ящика» позволяет ответить на вопрос, что является входом и выходом системы (объекта, явления, процесса и т.п.). Модель состава дает возможность установить, из чего состоит эта система, а модель структуры – как связаны части этой системы друг с другом и с ее входом и выходом [24, 38, 40] (см. гл. 4).

В работах [33, 38] описана модель состава технологии управления, включающая девять стандартных технологий, используемых во всех управленческих процедурах – технологии формулирования проблемы, постановки цели, планирования, организации работ, технологии анализа, контроля, регулирования, выбора и принятия управленческих решений.

На рис. 2.14 показан вариант модели структуры технологии управления [41].

С левой стороны этого рисунка показаны технологии управленческих работ, которые условно названы нами основными (базовыми), так как без этих технологий – в большем или меньшем объеме – не обходится ни одна работа. Эти работы выполняются в последовательности, показанной на рис. 2.14.

 

 

 
 

 


Рис. 2.14. Вариант модели структуры стандартных технологий управления

 

С правой стороны рис. 2.14 показаны вспомогательные (сервисные) технологии, которые используются для обслуживания основных управленческих работ. Сюда же включена еще одна технология – технология генерирования альтернатив [44].

Выполнение основных управленческих работ должно помочь ответить на вопросы:

Формулирование проблемы.

Что не так? В чем заключается проблема? Что является источником проблемы? Какие возможны формулировки проблемы? Выбор «наилучшей» формулировки. И т.д. [45, 46].

Формулирование цели.

Что нужно сделать, чтобы решить проблему? Какие возможны варианты формулировки цели? Каким образом реализация цели повлияет на составляющие и все факторы, связанные с проблемой? И т.д. [46, 47].

Планирование работ (по достижению цели). Что делать, чтобы достичь цели? Как делать (по какой технологии)? Когда делать, в какие сроки? Где делать? Кому делать (исполнители, квалификация)? С привлечением каких ресурсов (финансовых, материальных)? И т.д. [46, 48].

Организация работ (по реализации плана). Что нужно делать, чтобы выполнить план? [49].

Все сервисные технологии в большем или меньшем объеме используются при реализации всех основных технологий, причем объем и последовательность этих работ определяется содержанием и ответственностью всей работы.

Следует также отметить, что основные технологии используются при реализации как основных, так и вспомогательных управленческих работ. Так, проблема, цель должны формулироваться на любой стадии работ. Любая управленческая работа должна планироваться и организовываться [38, 40].

Кроме того, любая работа должна контролироваться, регулироваться, анализироваться [50-52]. В необходимых случаях производится генерирование возможных вариантов (альтернатив) выполнения работ, выполняется выбор «наилучшей» альтернативы, принимается управленческое решение [44, 53, 54].

Анализ проблемы (вопроса, цели и т.п.) позволяет установить суть этой проблемы, причинно-следственные связи частей проблемы и связи проблемы с выше- и нижестоящими проблемами [51].

Контроль – это измерение параметров контролируемой системы (объекта, процесса) и сравнение результатов измерений с требованиями нормативных документов [50]. Контролироваться могут все, без исключения, управленческие процедуры.

Управлять – это значит направлять движение объекта управления в нужном направлении, воздействуя на его входы, а регулировать – это значит поддерживать выходной параметр (параметры) объекта постоянным (стабилизация), изменять этот параметр во времени по заранее известному закону (программное регулирование) или, наконец, изменять этот параметр по закону, который задается каким-то внешним независимым процессом (следящее регулирование) [52].

Регулироваться могут один или несколько параметров объекта регулирования воздействием на один или несколько входов этого объекта. Например, в атомном реакторе регулируются уровень нейтронного потока в разных точках объема реактора, температура и расход теплоносителя в каждом из 2-3 тысяч технологических каналов и т.д.

Аналогично, при создании системы регулирования социальными объектами (например, промышленного производства, организации или фирмы) прежде всего необходимо определить, какой параметр (параметры) будет регулироваться. Если будут регулироваться несколько параметров, очевидно, должно быть создано несколько систем регулирования.

Выбор можно определить как целевое сужение множества альтернатив. Будем представлять выбор как действие над множеством альтернатив, в результате которого получается подмножество альтернатив (в лучшем случае, это одна альтернатива) [54].

Сужение множества альтернатив возможно, если имеется способ сравнения альтернатив между собой и определения наиболее предпочтительных. Каждый такой способ будем называть критерием предпочтения. Обратим внимание на то, что при таком описании выбора считают пройденными три важных этапа:

– генерирование множества альтернатив, из которого предстоит осуществлять выбор;

– определение целей выбора;

– разработка критериев выбора.

В необходимых случаях производится моделирование всего управленческого процесса или его составляющих [38].

 

Литература к главе 2

 

1. Армстронг М. Основы менеджмента: Как стать лучшим руководителем. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

2. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. – М., 1990.

3. Бреддик У. Менеджмент в организации.- М.: ИНФРА – М, 1997.

4. Винер Н. Кибернетика и общество. – М.: Иностранная литература, 1958.

5. Глухов В.В. Основы менеджмента.- Минск: БГЭУ, 1996.

6. ГОСТ 2.103-68. Единая система конструкторской документации. Стадии разработки.

7. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Учебное пособие: Пер. с англ. – М.; Изд. Дом “Вильямс”, 2000. – 272 с.

8. История менеджмента /Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М, 1997.

9. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.: 1997.

10. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1981.

11. Кузьмін О.Е., Мельник О.Г.Теоретичні та прикладні засади менеджменту: Навч. посіб. – Львів: Нац. Ун-т «Львівська політехніка», «Інтелект - Захід», 2002, - 228с.

12. Лэнд Питер Э. Менеджмент – искусство управлять. – М.: ИНФРА – М, 1995.

13. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие/ Под общ. Ред. И.И. Мазура. – М.: Омега – Л, 2004. -664с.

14. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. – М.: Омега – Л, 2008. – 831с.

15. Макиавелли Н.Государь. – М.: Экономика, 1989.

16. Мартыненко Н.М.Основы менеджмента. – К.: «Каравелла», 2003. – 496 с.

17. Мартыненко Н.М.Технология менеджмента. – К.: МП «Леся», 1997. – 800 с.

18. Мильнер Б.З.Теория организации. – М.: ИНФРА – М, 1998.

19. Моррисей Д.Целевое управление организацией. – М.: Прогресс, 1986.

20. Новый словарь иностранных слов. – Мн.: Современный литератор, 2005. – 1088с.

21. Общий менеджмент. Под ред. А.К. Казанцева – М.: ИНФРА – М, 1999.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Рус. яз., 1978. – 846с.

23. Паркинсон С.Н., Рустомжи М.К. Искусство управления. – М.: «Гранд», Агенство «Фаир», 1997.

24. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высш. шк., 1989.

25. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986.

26. Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. – М.: Сов. Радио, 1980. – 232с.

27. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Сов. энциклопедия», 1980. – 1600 с.

28. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М., 1992.

29. Управление проектом: Основы проектного управления/ М.Л. Разу, А.М. Лялин, Т.М. Бронникова, Б.М. Разу, С.А. Титов, Ю.В. Якутин/ Под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2007. – 768с.

30. Файоль А. Общее и промышленное управление. – М., 1992.

31. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика, 1992.

32. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.

33. Шарапов В.М., Чудаева И.Б., Шарапова Е.В. Уточненный алгоритм достижения целей в экономике / Збірник наукових праць ЧДТУ. Серія: Економічні науки. - Вип. № 12, 2004, с. 8-11.

34. Шарапов В.М., Боклогова А.А., Чудаева И.Б., Шарапова Е.В. Современные психотехнологии в системном анализе / Вестник ЧИТИ. Спецвыпуск: Материалы международной НТК «Приборостроение-2001. – Черкассы-Ялта, 2001».

35. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б. К уточнению семантики и содержания понятия управления социальными системами/ Вісник ЧДТУ, 2004. - №4. – с.196-198.

36. Шарапов В.М., Минаев И.Г., Мусиенко М.П. Теория автоматического управления. – Черкассы: ЧГТУ, 2004 – 200 с.

37. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б. К вопросу об основополагающих принципах управления социальными системами / «Вісник Черкаського державного технологічного університету», №4, 2004. – с.192-195.

38. Шарапов В.М., Шарапова Е.В. Универсальные технологии управления. М.: Техносфера, 2006. – 496с.

39. Шарапов В.М., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Об одной модели технологии проектного менеджмента/ Вісник ЧДТУ. 2008. - №3.

40. Шарапов В.М., Шарапова Е.В. Технологии управления. Практический менеджмент. Черкассы: ЧГТУ, 2005. – 563с.

41. Шарапов В.М. Модель структуры стандартных технологий управления. / Вісник ЧДТУ, 2007. - №1-2.

42. Шарапов В.М. К уточнению семантики и содержания некоторых понятий в проектном менеджменте. / Вісник ЧДТУ, 2009. - №1.

43. Шарапов В.М. Об одной модели технологии проектного менеджмента. / Вісник ЧДТУ, 2008. - №3.

44. Шарапов В.М., Чудаева И.Б. Боклогова А.А. Об одном методе генерирования альтернатив при использовании многомерных стохастических множеств. Збірник наукових праць ЧІТІ. Серія: Економічні науки – 2000, с. 54-56.

45. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б. Технологии управления социальными системами. Выявление и формулирование проблем / Вісник ЧДТУ. -2005. -№1.

46. Шарапов В.М., Гуржий А.Н., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Метод уточняющих вопросов в универсальных технологиях управления / Вісник ЧДТУ. -Спецвыпуск – 2007.

47. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б. Технологии управления социальными системами. Формулирование целей / Вісник ЧДТУ. -2005. -№1.

48. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Технологии управления социальными системами. Планирование // Зб. н. праць ЧДТУ. - Сер.: Економічні науки. – Випуск №13, 2005.

49. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Технологии управления социальными системами. Организация работ // Зб. н. праць ЧДТУ. - Сер.: Економічні науки. – Випуск №13, 2005.

50. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Технологии управления социальными системами. Контроль/ Вісник ЧДТУ, 2005. - №2.

51. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Технологии управления социальными системами. Анализ/ Вісник ЧДТУ, 2005. - №2.

52. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Технологии управления социальными системами. Регулирование/ Сер.: Економічні науки. – Випуск №14, 2005.

53. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Технологии управления социальными системами. Управленческое решение/ Сер.: Економічні науки. – Випуск №14, 2005.

54. Шарапов В.М., Шарапова Е.В., Чудаева И.Б., Куницкая Л.Г. Технологии управления социальными системами. Выбор. Вісник ЧДТУ, 2005. - №4.

55. Шегда А.В. Менеджмент: Учеб. пособ. – К.: Т-во «Знання», КОО, 2002. – 583 с.

56. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учеб пособие. – К.: Т-во «Знання», КОО, 1998. – 512 с.

57. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М., 1997.

58. Mintzberg H. The Nature of Managerial Work. – New York: Hasper & Row, 1973.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: