Лекция: Методика проведения изложения.




План:

1. Подробные пересказы и изложения.

2. Методика проведения изложения.

3. Виды изложений.

4. Пути повышения самостоятельности и творческой активности школьников.

Редкий урок проходит без пересказа, по этому опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки придает им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению и в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.

Изложения это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования – и к содержанию, и к логике, и к композиции, и к языку. Следовательно роль письменных изложений состоит в том, что бы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены.

Трудности изложений по сравнению с устными пересказами а так же медленный темп письма учащихся в начальных классах вынуждает учителя задавать учащимся для письменного изложения тексты и размерами меньше, и композиционно проще, и доступнее по языку.

Программа предусматривает для второго класса изложение текста объемом в 30 – 45 слов (под руководством учителя) по вопросам или по данному плану из 2 – 3 пунктов; для третьего класса изложение текста из 60 – 75 слов по плану, составленному коллективно, из 3 – 5 пунктов; для четвертого класса – подробное, сжатое выборочное изложение из 90 – 100 слов по самостоятельно составленному плану.

Дети должны знать какие требования школка предъявляет к пересказу и изложению. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого учащегося; это значит, что образец не должен слепо копироваться но в тоже время учащийся должен использовать лексику и обороты речи взятые из образца.

Учитель следит за обязательным употреблением тех слов, которые встретились в рассказе впервые, или в каком-то новом, не обычном сочетании; наблюдает за использованием изобразительных средств языка, фразеологических единиц, следит за тем, что бы сохранился стиль образца (на пример сказки).

В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, причинно следственные зависимости, переданы основные факты. Полнота передачи всего существенного – одно из важнейших требований к пересказу научного текста. Самостоятельность, живость языка невозможно без выразительности. В пересказе отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать других ребят. Одним из недостатков пересказа является его монотонность, сухость.

Если же школьник «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувства зазвучало в пересказе, - значит творческий уровень пересказа высок: он превращается в рассказ творимый, а не заученный. Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как воспринят образец, произвел ли он на ученика впечатление, правильно ли понят, усвоен ли его язык, воспринят ли его образы. По этому целесообразно сразу при чтении, а затем в анализе нацеливать школьника на пересказ, предлагать пересказывать отдельные фрагменты.

ПОДРОБНЫЕ ПЕРЕСКАЗЫИ ИЗЛОЖЕНИЯ.

Этот вид пересказа и изложения используется в школе чаще других. Он служит, во первых, средством закрепления детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во вторых, средством усвоения логики образца и его языковых средств.

Начинать обучение подробному пересказу нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описания предметов).

Приблизить пересказ к условиям естественной речи учащимся удобнее всего на таком тексте, где есть диалог, который предварительно прочитывается в лицах. Определенную роль в пересказе, близком к тексту играют вопросы. Однако не следует забывать, что вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. По этому необходимо уменьшать роль вопросов, а сами вопросы должны ставиться более общими.

Подробное письменное изложение проводится во всех классах начиная с периода обучения грамоте (в виде письменных элементов подготовленного устного пересказа).

Работа над изложением строится так: текст, предназначенный для изложения, прочитывается учащимися не более двух раз, что бы они не заучили его наизусть, затем проводится беседа, назначение которой выявить, все ли дети правильно ли поняли, добиться полного осознания прочитанного, идейного смысла рассказа.

Следующий этап работы - составление плана; затем проводится словарная работа – анализ значений слов и их написания, обращается внимание на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка. Могут быть составлены отдельные предложения и даже фрагменты текста. Наконец дети самостоятельно пишут текст изложения, а учитель следит за их работой и оказывает необходимую помощь школьникам индивидуально. Затем следует самопроверка и совершенствование текста, а после чего дети сдают тетради на проверку учителю.

Когда обсуждаются итоги работы целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным, что поможет выявить недочеты в содержании и языке детских изложений.

Выборочный пересказ. Пересказать выборочно – это значить выбрать из текста ту часть которая соответствует узкому вопросу, например пересказать только описание внешности персонажа, пересказать картину природы и т.д.

Сжатый пересказ и изложение. Изложить тему нужно уметь не только подробно, но и кратко, конспективно; это относится и к пересказу прочитанного. Для краткого пересказа школьник должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно, без пропусков.

Творческие пересказы и изложения. Выделяют несколько видов этих упражнений, которые получили название творческих, так как собственный вклад в них выше обычного. К числу творческих работ относятся пересказы и изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЙ.

Выбор текста для изложения является важным вопросом. Исследования показывают, что для учащихся начальных классов самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся.

В целях развития самостоятельности учащихся, тексты постепенно усложняются и по своему оформлению:

текст разделен на небольшие части и к каждой из них внизу дан пункт плана;

текст не разделен на абзацы, но план есть;

текст разделен на два (затем 3-4) абзаца, плана не дано, но последний составляется коллективно;

текст разделен на 3 -4 абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение;

текст не разделен на абзацы, не дано плана; детям надо составить план из 3 - 4 пунктов и написать изложение.

Так ученик постепенно овладевает умением писать изложение готового текста.

Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух. В начале работы каждый ученик имеет возможность сам прочитать текст в учебнике, а затем читает учитель, книги при этом закрыты. После чего дети пишут изложение этого текста, в некоторых случаях наводя справки в книге.

Сколько раз следует прочитать рассказ, изложение которого дети будут писать? Это зависит от класса, от того, как учитель проводит работу над изложением. Но все же целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложение после не более чем двукратного, а иной раз и однократного чтения.

Текст, предназначенный для изложения во втором классе, может состоять из 4 -5 предложений. Таков, например рассказ «За рыбой»:

Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдали рыбу маме.

На доске заранее пишется план в форме вопросов:

Что задумали мальчики?

Куда они пошли?

Кого поймали Яша и Сережа?

План пока закрыт, чтобы не отвлекать внимание детей от текста.

Учитель медленно и выразительно читает текст один раз, открывает план – вопросы и предлагает детям с начала прочитать его про себя, затем каждый вопрос плана читается в слух отдельным учеником. Составляются ответы на вопросы. Затем текст может быть прочитан учителем еще раз, и дети пишут изложение.

Текст для изложения в третьем классе может быть большим по объему, отдельные предложения более сложные по своей конструкции. Для примера можно взять текст «Две козы» из учебника Русского языка 3 класса.

Сначала текст читается полностью, к нему составляется план. Учитель обращает внимание детей на то, что в рассказе можно выделить три части, каждую из них озаглавить. Что бы каждую часть правильно озаглавить, надо подумать над тем, что является в ней главным и основным.

В результате коллективной работы составляется план изложения:

Встреча на узкой тропинке.

Что сделала одна коза.

Разошлись.

План записывается на доске. Каждый учащийся продумывает свое изложение по этому плану. Текст может быть прочитан еще раз перед тем, как дети начнут писать изложение.

В начальных классах, как правило, изложение носит обучающий характер. При проведении обучения изложению учитель на первых порах показывает, как надо излагать прочитанный текст.

В дальнейшем при работе над изложением дети все более самостоятельны как в передаче содержания, так и в его речевом оформлении. При этом, однако, в случаях затруднений, они обращаются за помощью к учителю; учитель со своей стороны постоянно наблюдает за работой своих учеников и помогает им.

Возможен и такой вид изложений, когда ученик пишет самостоятельно и самостоятельно составляет план для изложения. Такое изложение является по существу контрольным. Контрольное изложение проводится в конце обучения в третьем и четвертом классах.

Изложение может быть разных видов:

а) подробным или сжатым;

б) без изменений фактов;

в) изложение с дополнением, со вставкой эпизодов;

г) с изменением начала, конца;

д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия и д.п.

Изложения учащихся 2 – 4 классов должны отвечать следующим требованиям:

Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов в тексте.

Последовательность изложения должна соответствовать определенному плану.

Изложение может быть подробным или сжатым в зависимости от заданий учителя.

Изложение должно быть написано орфографически верно.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

В школьной практике не редко всему классу прочитывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Так как ответы учащихся на один и тот же вопрос учителя бывают почти одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. При такой коллективной подготовке все изложения практически до словно повторяют текст. Но и это текст составляется не всем классом, а двумя - тремя сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными. По этому в 3 - 4 классах коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца.

В остальных случаях коллективный текст составляться и проговариваться не должен. Каждый ученик работает самостоятельно, а учитель оказывает индивидуальную помощь. Чем раньше учитель сумеет ввести элементы самостоятельности в изложение, тем лучше.

Очень важен в процессе обучения изложению анализ написанных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая:

точность передачи, последовательность содержания текста;

непоследовательность передачи содержания текста;

ошибки в построении предложений;

неправильное употребление слов;

наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: