Монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК)




 

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»определяет монополистическую деятельность как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели) или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Уголовный закон, конкретизируя это положение, предусматривает ответственность в ст. 178 УК за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен.

Ответственность повышается при совершении этих деяний неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч.2 ст. 178); особо отягчает ответственность применение в этих случаях физического насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества или угроз совершения этих действий (ч. 3 ст. 178).

Таким образом, объективная сторона преступления, именуемого «монополистические действия и ограничение конкуренции», может быть выражена в разнообразных действиях (бездействии) субъектов, каждое из которых требует самостоятельного анализа. Характерно, что во всех случаях преступление будет оконченным с момента совершения деяния независимо от того, какие последствия это деяние вызвало*.

* С моей точки зрения, ст. 178 УК содержит описание не двух составов преступлений - монополистические действия и ограничение конкуренции (См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С. 184-187), а одного с альтернативными признаками, характеризующими объективную сторону преступления. Монополистические действия в виде установления монопольно высоких или низких цен - это тоже ограничение конкуренции, тогда как раздел рынка, ограничение доступа на рынок и т.д. - это монополистическая деятельность.

 

Установление монопольно высоких или монопольно низких цен осуществляется хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке определенных товаров (работ, услуг). Доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких субъектов на рынке товара (работ, услуг), не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) составляет 65% и более. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (работ, услуг) не превышает 35%.

Под рынком, о котором говорится в данной статье, скорее всего, понимается товарный рынок, т.е. «сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами» (ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в ред. Федерального закона РФ от 21 апреля 1995 г.).

В этом же Законе содержатся определения монопольно высокой и монопольно низкой цен. Соответственно, монопольно высокой ценой считается цена товара (работы, услуги), устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных платежей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкой считается цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара (работ, услуг), результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка*.

* Методика выявления монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, изложена во Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен, принятых Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур 21 апреля 1994 г. // ЭиЖ. 1994, № 23.

 

Эти сложные определения описывают в общем-то достаточно понятное и простое явление. По установленному порядку хозяйствующие субъекты должны реализовывать свою продукцию по свободным (рыночным) ценам, кроме продукции, цены на которую регулируются постановлениями Правительства РФ. Оптовые и отпускные цены и тарифы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно или на договорной основе, исходя из сложившегося соотношения спроса и предложения (коньюктуры рынка). Поэтому установление монопольно высоких или низких цен - это повышение или поддержание свободных оптовых, отпускных или розничных цен на уровне, который не определяется действием объективных факторов, связанных с себестоимостью продукции, качеством товаров и коньюнкгурой рынка, а является результатом злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке*.

* См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С.203.

 

Монопольно высокие или монопольно низкие цены могут быть установлены одним хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, или по сговору несколькими хозяйствующими субъектами.

Законодатель особо выделяет такие виды монополистической деятельности, направленные на ограничение конкуренции, как раздел рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает соглашения и вытекающие из них или совершаемые без особого соглашения согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35 %, направленные на раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров (работ, услуг) либо по кругу продавцов или их покупателей (заказчиков). Равным образом запрещаются подобного рода соглашения (согласованные действия) органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом. Если в результате этих действий будет осуществлен реальный раздел рынка, наступает ответственность по ст. 178 УК.

Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности может выражаться в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может быть введение необоснованных запретов на продажу (покупку, обмен) товара из одного региона в другой, создание неблагоприятного режима деятельности, непредоставление места для торговли, воспрепятствование перевозке, размещению или хранению товаров, принудительная скупка товаров у хозяйствующих субъектов, проведение необоснованных проверок, запрет на производство определенным хозяйствующим субъектам определенных товаров (работ, услуг), уничтожение или повреждение товаров, физическое или психическое воздействие и т.д*.

* См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С. 166; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В. М. Лебедева. С.186-187.

 

Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке определенного товара (работ, услуг).

Все названные выше действия совершаются умышленно. Виновные лица сознают, что устанавливают монопольно высокие или низкие цены, осуществляют раздел рынка, ограничивают на него доступ или вообще устраняют с него конкурента, устанавливают или поддерживают единые цены и желают совершения этих действий. Целями совершения данных действий может быть не только непосредственное извлечение более высокой прибыли, но и недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Субъектами монополистической деятельности и ограничения конкуренции могут быть руководители коммерческих и некоммерческих организаций, занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые могут действовать в сговоре с хозяйствующими субъектами или самостоятельно. Должностным лицам, в частности, запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Запрещаются соглашения (согласованные действия) органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с другими органами исполнительной власти и местного самоуправления либо с хозяйствующими субъектами, направленные на повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), раздел рынка, ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов (ст. 7 и 8 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности...»).

При подобной деятельности должностных лиц возникает конкуренция нескольких уголовно-правовых норм: ст. 169 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности), ст. 178 (монополистические действия и ограничение конкуренции) и ст.285 (или ст.286) - злоупотребление должностными полномочиями (превышение должностных полномочий). В этом случае специальной нормой по отношению к воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности выступает ст. 178 УК, поэтому, если злоупотребление полномочиями должностного лица, связанное с ограничением самостоятельности или иным незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность, выражалось в совершении действий, предусмотренных ст. 178 УК I как ограничением конкуренции, содеянное квалифицируется по соответствующей части ст. 178 УК в совокупности со ст. 285 (286) УК. Последнее, на мой взгляд, необходимо, чтобы отразить в квалификации, что монополистические действия и ограничения конкуренции совершились именно должностным лицом с использованием служебных полномочий*.

* Иное мнение у Н.А. Лопашенко: «В том случае, когда должностное лицо по договоренности и в интересах конкретного индивидуального предпринимателя или коммерчески организации препятствует доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам того же профиля, отказывает им в регистрации или лицензировании, оно совершает Преступление, предусмотренное ст. 169 и 178 УК» (См.: Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.241).

 

Среди участников организованной группы, совершающей деяния, предусмотренные ст. 178 УК, могут быть и лица, не отвечающие названным выше признакам специального субъекта данного преступления. Они, в частности, могут совершать действия, предусмотренные ч.3 этой статьи (насилие, угрозы, уничтожение и повреждение имущества).

Неоднократность как квалифицирующее обстоятельство по ч.2 ст. 178 УК может выражаться в совершении любого из названных в статье деяний не менее двух раз (например, установление монопольно высоких цен на разные товары (работы, услуги) или единых цен на один и тот же товар дважды либо одновременно на два и более разных видов товаров (работ, услуг). Неоднократность признается и при совершении монополистических действий и ограничении конкуренции лицом, ранее судимым за такое же преступление.

Особо квалифицированным видом данного преступления является совершение деяний, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 178 УК, с применением насилия или с угрозой применения насилия, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества при отсутствии признаков вымогательства (ч.3 ст. 178). В этих случаях совершается посягательство не только на установленный порядок осуществления экономической деятельности, но и на личность или на собственность.

Диспозицией ч.3 ст. 178 УК охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества любым способом и в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

Потерпевшими от этих насильственных действий, угроз, уничтожения и повреждения имущества могут быть не только конкурирующие предприниматели и руководители организаций - хозяйствующих субъектов, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, но и члены их семей, а также любые близкие им лица. Насилие и угрозы, применяемые ко всем этим лицам, в данном случае должны быть связаны с достижением целей ограничения конкуренции в тех ее разновидностях, которые указаны в ч.1 ст.178 УК.

Оговорка «при отсутствии признаков вымогательства» вызвана тем, чад вымогательство (ст. 163 УК), являясь преступлением против собственности, может заключаться не только в требовании передать имущество или право на имущество, но и совершить действие имущественного характера. При этом вымогательство сопровождается теми же угрозами, насилием и уничтожением либо повреждением имущества, о которых говорится в ч. 3 ст. 178 УК. Таким образом, в отличие от вымогательства монополистические действия и ограничение конкуренции с применением насилия или угроз будут иметь место, когда эти угрозы или насилие не связаны с требованием совершить действие имущественного характера*.

* Ошибочным является мнение о возможности идеальной совокупности преступлений, предусмотренных ст. 163 и 178 УК (См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый/ Под ред. П.Н. Панченко. С. 494). Если имело место вымогательство, ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции исключаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: