Возрастной период | Н о в о о б р а з о в а н и я | ||
практические | познавательные | личностные | |
Пренатальный период (период внутриутробного развития – ок. 9 мес.) | Физическая активность. С 3-го месяца начинает функционировать вестибулярный аппарат. С 8-й недели – кожная чувствительность. | Формирование предпосылок развития познавательной деятельности. Слышит и различает звуки, произносимые матерью. Сформирована нервная система и готовность к новым условиям. | Зачатки сенсорного общения. |
Новорожденность (от рождения до 2-х-2,5 месяцев) | Умение держать голову, начало управления собственным телом. | Зрительное и слуховое сосредоточение, фиксация взора на лице взрослого или игрушке. | Положительные и отрицательные эмоции. В «+» - потребность, «-» - устранение неприятности, потребность в чем-то. Появление «комплекса оживления» - реагирует на взрослого движением тела. |
Младенческий возраст (от 2-х месяцев до 1 года) | Хватание предметов. Манипуляция с предметами (не по назначению), управление собственным телом (сидение, ползание, стояние, ходьба). Координация движений руки и глаза. | Появление пассивной речи, различение основных цветов и звуков, формы, величины, развитие активной речи (до 10 слов). Появляется сенсомоторный интеллект, память (запоминание целостного образа). Появление предметности и константности восприятия. | Понимает речь взрослого. Знает свое имя. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение с взрослыми. |
Ранний возраст (1-3 года) | Овладение предметными действиями, прямохождением, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование, игра и др.). Бег, прыжки. Умение выполнять действие по словесному указанию.Ведущий вид деятельности - предметная деятельность – совместно со взрослым, затем самостоятельно. | Развитие наглядно-действенного мышления. | Речь как средство общения. Отделение себя от окружающего мира. Появление образа «Я» Выделяет взрослого как объект окружающего мира?. Зачатки волевых усилий. Эмоциональное отношение к себе как к источнику переживаний (закладывается самооценка) |
Дошкольный возраст (3-7 лет) | Ведущий вид деятельности – игра. Развитие двигательной координации. Появление трудовой деятельности. | Появление воображения. Наглядно-образное мышление. Развитие связной речи. Появление относительной произвольности памяти и других психических процессов. Развитие пространственной ориентации. | Развитие коммуникативных функций – общение со сверстниками, соподчинение мотивов, развитие связной речи (монологической, диалогической). |
Младший школьный возраст (6-7 10-11 лет) | В начале овладевает навыками планирования своей деятельности, контроля и самоконтроля. Постепенно ведущей становится учебная деятельность. Понимает необходимость учения. | Формируется словесно-логическое мышление. Развивается произвольность познавательных процессов, абстрактно-логическое мышление, развитие ориентации во времени, появление письменной речи. Внутренний план действий. | Развитие рефлексии (способность к самоанализу). Начинают формироваться мировоззренческие чувства (дружба), высшие моральные чувства, эстетические – чувство прекрасного, трагического, эмпатические переживания, социальные эмоции. Эмоциональная децентрация (отход от ситуативного эмоционального реагирования). Меньшая эмоциональная зависимость от окружающих. Оформление иерархии мотивов. Развитие соревновательных мотивов. Развитие познавательных мотивов. |
Подростковый возраст (10-11 14-15 лет) | Определение приоритетных типично мужских или типично женских видов деятельности. | Логическое мышление, логическая память. | «Комплекс эмоциональности» - связан с чрезмерно высокой эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Освоение гендерных ролей. Гетеросексуальное общение. Маргинальность позиции – еще не взрослый, уже не ребенок. Реакция группирования и реакция индивидуальности (острая необходимость быть принятым, не быть одному, с другой стороны, выделиться, показать свою индивидуальность). Интимно-личностное общение – ведущий вид деятельности. |
Юношеский возраст (14-15 18-20 лет) | Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность. | Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Теоретическое мышление. Избирательность познавательной деятельности в соответствии с интересами и направленностью. | Становление устойчивой «Я-концепции». Оформление эмоциональных констант. Формирование профессиональной направленности. Обоснованная самооценка. Развитие мировоззренческих чувств (любовь). Формирование общей эмоциональной направленности. |