Основные психические новообразования




Возрастной период Н о в о о б р а з о в а н и я
практические познавательные личностные
Пренатальный период (период внутриутробного развития – ок. 9 мес.) Физическая активность. С 3-го месяца начинает функционировать вестибулярный аппарат. С 8-й недели – кожная чувствительность. Формирование предпосылок развития познавательной деятельности. Слышит и различает звуки, произносимые матерью. Сформирована нервная система и готовность к новым условиям. Зачатки сенсорного общения.
Новорожденность (от рождения до 2-х-2,5 месяцев) Умение держать голову, начало управления собственным телом. Зрительное и слуховое сосредоточение, фиксация взора на лице взрослого или игрушке. Положительные и отрицательные эмоции. В «+» - потребность, «-» - устранение неприятности, потребность в чем-то. ­ Появление «комплекса оживления» - реагирует на взрослого движением тела.
Младенческий возраст (от 2-х месяцев до 1 года) Хватание предметов. Манипуляция с предметами (не по назначению), управление собственным телом (сидение, ползание, стояние, ходьба). Координация движений руки и глаза. Появление пассивной речи, различение основных цветов и звуков, формы, величины, развитие активной речи (до 10 слов). Появляется сенсомоторный интеллект, память (запоминание целостного образа). Появление предметности и константности восприятия. Понимает речь взрослого. Знает свое имя. Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение с взрослыми.
Ранний возраст (1-3 года) Овладение предметными действиями, прямохождением, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование, игра и др.). Бег, прыжки. Умение выполнять действие по словесному указанию.Ведущий вид деятельности - предметная деятельность – совместно со взрослым, затем самостоятельно. Развитие наглядно-действенного мышления. Речь как средство общения. Отделение себя от окружающего мира. Появление образа «Я» Выделяет взрослого как объект окружающего мира?. Зачатки волевых усилий. Эмоциональное отношение к себе как к источнику переживаний (закладывается самооценка)
Дошкольный возраст (3-7 лет) Ведущий вид деятельности – игра. Развитие двигательной координации. Появление трудовой деятельности. Появление воображения. Наглядно-образное мышление. Развитие связной речи. Появление относительной произвольности памяти и других психических процессов. Развитие пространственной ориентации. Развитие коммуникативных функций – общение со сверстниками, соподчинение мотивов, развитие связной речи (монологической, диалогической).
Младший школьный возраст (6-710-11 лет) В начале овладевает навыками планирования своей деятельности, контроля и самоконтроля. Постепенно ведущей становится учебная деятельность. Понимает необходимость учения. Формируется словесно-логическое мышление. Развивается произвольность познавательных процессов, абстрактно-логическое мышление, развитие ориентации во времени, появление письменной речи. Внутренний план действий. Развитие рефлексии (способность к самоанализу). Начинают формироваться мировоззренческие чувства (дружба), высшие моральные чувства, эстетические – чувство прекрасного, трагического, эмпатические переживания, социальные эмоции. Эмоциональная децентрация (отход от ситуативного эмоционального реагирования). Меньшая эмоциональная зависимость от окружающих. Оформление иерархии мотивов. Развитие соревновательных мотивов. Развитие познавательных мотивов.
Подростковый возраст (10-1114-15 лет) Определение приоритетных типично мужских или типично женских видов деятельности. Логическое мышление, логическая память. «Комплекс эмоциональности» - связан с чрезмерно высокой эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Освоение гендерных ролей. Гетеросексуальное общение. Маргинальность позиции – еще не взрослый, уже не ребенок. Реакция группирования и реакция индивидуальности (острая необходимость быть принятым, не быть одному, с другой стороны, выделиться, показать свою индивидуальность). Интимно-личностное общение – ведущий вид деятельности.
Юношеский возраст (14-1518-20 лет) Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Теоретическое мышление. Избирательность познавательной деятельности в соответствии с интересами и направленностью. Становление устойчивой «Я-концепции». Оформление эмоциональных констант. Формирование профессиональной направленности. Обоснованная самооценка. Развитие мировоззренческих чувств (любовь). Формирование общей эмоциональной направленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: