Задания для самостоятельной работы
По дисциплине
Теоретические и экспериментальные основы
Психолого-педагогической деятельности
(Общая и экспериментальная психология)
НАПРАВЛЕНИЕ: Психолого-педагогическое образование
ПРОФИЛЬ: Психология образования
Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» изучается в 1 семестре, форма отчётности - экзамен.
Для получения допуска к экзамену студенты должны:
1) в межсессионный период выполнить все предложенные задания в рабочей тетради, которую необходимо взять на кафедре психологии и социальной педагогики (206 каб.) и сдать в первый день сессии.
2) н аписать к семинарским и лабораторным занятиям конспекты и быть готовыми к устному ответу по следующим темам:
Семинарское занятие №1.
Тема: Интегративные психические образования: регулятивные процессы: мотивация, воля, эмоции и чувства.
План:
1. Понятия «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера».
2. Классификация мотивов.
3. Понятие о воле. Функции воли.
4. Структура волевого действия.
5. Волевые качества личности.
6. Понятие эмоции, чувства. Функции эмоций.
7. Виды эмоций. Виды чувств.
8. Основные эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, фрустрация.
Тема: Интегративные психические образования: индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности.
План:
1. Понятие о темпераменте.Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
2. Психические свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность.
3. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
4. Понятие о характере. Признаки характера.
5. Структура характера по группам черт.
6. Понятие о способностях. Структура и виды способностей.
7. Задатки, способности, талант, одарённость, гениальность.
Список литературы:
1. Столяренко Л. Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 672 с.
2. Психология [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. Е.И. Рогова. - Ростов н/Д: Март, 2005. - 560 с.
3. Психология [Текст]: учебник / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.
4. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст]: учебник / Немов Р.С. - М.: ВЛАДОС Кн. 1: общие основы психологии. - 5-е изд. - 2006. - 687 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
Семинарское занятие №2.
Тема: Интегративные психические образования: познавательные процессы: внимание, память
План:
1. Внимание: понятие, виды.
2. Свойства внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость.
3. Теории внимания: моторная (двигательная) теория Рибо Т., концепция установки Узнадзе Д.Н., концепция внимания Гальперина П.Я.
4. Понятие памяти.
5. Виды памяти. Классификации:
а) по времени сохранения материала: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная;
б) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
в) по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная.
6. Процессы памяти: забывание, запоминание, сохранение, воспроизведение.
7. Теории памяти.
8. Мнемотехнические приемы запоминания.
Тема: Интегративные психические образования: познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление.
План:
1. Ощущение. Понятие. Физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Закономерности ощущений: чувствительность, синестезия, адаптация, сенсибилизация, контраст.
4. Восприятие: понятие, виды.
5. Свойства восприятия: избирательность, предметность, осмысленность, константность, структурность, целостность, апперцепция.
6. Иллюзия восприятия.
7. Представление: понятие, функции.
Тема: Интегративные психические образования: познавательные процессы: мышление, речь, воображение.
План:
Мышление: понятие, виды.
Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие о языке и речи. Виды речи. Функции речи.
Воображение: понятие, виды, функции.
Способы создания новых образов с использованием воображения.
Список литературы:
1. Столяренко Л. Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 672 с.
2. Психология [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. Е.И. Рогова. - Ростов н/Д: Март, 2005. - 560 с.
3. Психология [Текст]: учебник / под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006. - 656 с.
4. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. [Текст]: учебник / Немов Р.С. - М.: ВЛАДОС Кн. 1: общие основы психологии. - 5-е изд. - 2006. - 687 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
Лабораторное занятие №1.
Тема: Психология как экспериментальная наука.
План:
1. Характеристика эмпирических методов исследования:
а) наблюдение: понятие, виды, требования;
б) эксперимент: понятие, виды, требования;
в) опрос: понятие, виды, требования;
г) тест: понятие, виды, требования;
д) анализ продуктов деятельности.