Требования к результатам освоения дисциплины




Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

способность и готовность к:

· пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

· пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

· прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни
(ПК-19);

· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Объём дисциплины и виды учебной работы

 

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)         +
В том числе: КСР          
Лекции          
Интерактивные формы          
Семинары (С)          
Консультации к экзамену          
Предварительная аттестация          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Конспектирование первоисточников          
Подготовка к семинарам          
Подготовка к предварительной аттестации          
Подготовка к промежуточной аттестации          
Вид промежуточной аттестации (устный экзамен) экзамен        
Общая трудоемкость (часы)          
Зачётные единицы 2 / 1,8        

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела. Содержание
Раздел 1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. Понятие о психологии развития и возрастной психологии. Место психологии развития в системе психологических наук. Определение понятия развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание», «возраст». Cпецифика психического развития человека по сравнению с психическим развитием животных. Филогенез, антропогенез, онтогенез, жизненный путь их соотношение. Психология развития и возрастная психология. Предмет психологии развития и возрастной психологии - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психического развития на различных стадиях жизненного цикла. Исторический анализ понятия детства: история детства и отражение детства в культуре как социально-исторического феномена. Детство как предмет науки. Историческое изменение предмета науки о ребенке - переход от феноменологии к причинному объяснению. Историческое становление возрастной (детской) психологии (Ч.Дарвин, Ж.-Ж.Руссо, В.Прейер, Г.Стэнли-Холл). Соотношение хронологического, биологического, социального и психологического возраста. Задачи развития (Р.Хевигхерст) Разделы возрастной психологии: пренатальная психология, детская психология, психология подросткового и юношеского возраста, психология зрелости, геронтопсихология. Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии: изучение движущих сил и источников, механизмов и факторов психического развития человека, построение периодизации психического развития в онтогенезе, изучение качественного своеобразия развития психики на каждой стадии, контроль за ходом и динамикой психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Место психологии развития и возрастной психологии в системе современного научного знания. Закономерности психического развития. Целостность, структурность и стадиальность психического развития. Преемственность стадий развития. Гетерохронность и неравномерность развития. Процессы акселерации и ретардации. Многонаправленность процесса развития. Сенситивные и критические периоды развития. Возрастные нормативные кризисы. Методы психологии развития и возрастной психологии. Требования к организации и методам исследования в психологии развития. Этические нормы деятельности психолога. Метод наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы, виды беседы. Эксперимент в возрастной психологии. Его виды (лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический). Констатирующая и формирующая стратегии исследования. Основные проекты констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдинальный метод, его достоинства и недостатки по сравнению с методом возрастных поперечных срезов. Когортно-последовательная модель изучения развития. Сравнительный метод и его разновидности: метод сравнения нормы и патологии, метод возрастных поперечных срезов, варианты близнецовых методов, метод приемных семей и др. Генетический метод и его разновидности: «Психология жизненного пути», биографические методы, метод реконструкции истории развития ребенка «кейс-стади» и др. Значение кросс-культурных исследований для решения задач возрастной психологии. Комплексный метод. Методы изучения продуктов деятельности. Психодиагностические методы (стандартизированные и проективные). Интерпретационные методы: генетический анализ, структурный анализ. Психографический метод.
Раздел 2. Основные теоретические подходы к проблеме изучения психического развития человека. Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл). Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форм развития. Критика теории рекапитуляции (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии ребенка. Теория преформизма. Развитие как природный спонтанный процесс (Ж.Ж.Руссо). Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Теория трех ступеней К. Бюлера. Теория созревания А. Гезелла. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития (А. Гезелл, А. Бине, Л. Термен). Современные варианты теорий биологического созревания (Н. Хомский). Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии. Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Классический ассоцианизм (Д. Локк) о роли среды и опыта в развитии. Теория «чистой доски». Проблема развития в концепциях бихевиоризма и необихевиоризма (Д. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (А. Бандура, Р. Уолтерс). Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В. Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды. Психодинамические теории развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (3. Фрейд). Структура личности. Стадии психосексуального развития личности. Развитие эго и защитные механизмы личности. Понятие социализации личности. Комплекс неполноценности и социальное чувство как движущие силы развития в концепции А.Адлера. Проблема развития личности в трудах К.Г.Юнга, Э.Фромма, К.Хорни. Психоанализ детства (М. Клейн, А. Фрейд, Д. Винникот, М. Малер). Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Понятия идентичности и кризисов развития. Стадии психосоциального развития личности. Теория привязанности (Дж. Боулби). Типы привязанности (М. Эйнсворт). Условия и факторы формирования привязанности. Конструктивистский подход к пониманию психического развития ребенка. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Клинический метод в исследовании детского мышления (Ж. Пиаже). Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л. С. Выготским. Гипотеза Л. С. Выготского о природе, генезисе и судьбе эгоцентрической речи. Современные исследования феномена эгоцентрической речи. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Понятие операции. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения. Социальные факторы развития интеллекта. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта (А. Перре-Клермон). Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж. Пиаже в зарубежной и отечественной психологии (Дж. Брунер, М. Дональдсон, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Л. Ф. Обухова). Информационный когнитивный подход к познавательному развитию ребенка (Р.Сиглер, Дж.Паскуаль-Леоне, Р.Кейс). Антропологический и субъектный подход к развитию. Проблема психического развития человека в теории Б.Г. Ананьева и в теории С.Л. Рубинштейна. Онтогенез и жизненный путь как две формы развития. Развитие как системогенез. Дифференциация и интеграция развивающихся систем человека Структура индивидуального психического развития. Динамика возрастного развития психофизиологических функций. Б.Г. Ананьев о сенситивных периодах. Типы и индивидуальная вариативность развития. Саморазвитие личности – субъекта жизненного пути (В.И.Слободчиков). Педагогическая антропология как педагогическое приложение психологии развития человека. Культурно-исторический подход в психологии развития и возрастной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского. Учение о предмете и методе исследования развития. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль среды в психическом развитии. Проблема обучения в развитии ребенка. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение. Проблема сензитивных периодов. Учение о системном и смысловом строении сознания. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для возрастной психологии. Социокультурный подход в исследовании психического развития человека. Концепция психического развития ребенка А. Валлона Модель экологических систем У. Бронфенбреннера. Всевозрастной подход П. Балтеса. Основные группы факторов всевозрастного развития.
Раздел 3. Проблема движущих сил психического развития человека. Проблема движущих сил психического развития человека в современной психологии. Деятельностный подход к проблеме психического развития. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Противоречия как движущие силы психического развития человека. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка. Типы содержания и структуры деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Концепция ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Понятие интериоризации. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец). Понятие условий и источников психического развития. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека. Морфофункциональное созревание организма и нервной системы, как фактор психического развития. Межфункциональные связи как механизмы развития структуры интеллекта и личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский). Роль общения в психическом развитии человека. Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе (М. И. Лисина). Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии. Связь содержания обучения и психического развития (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Типы учения, их связь с психическим развитием ребенка (П.Я.Гальперин). Факторы риска и факторы жизнестойкости в психическом развитии человека. Роль семьи в развитии личности на различных этапах онтогенеза. Проблема типологии индивидуальных вариантов психического развития. Связь функционирования и развития, переход психических процессов в структурные новообразования. Функционально-генетические процессы и возрастное развитие. Психология функционального развития (Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин). Личность как субъект саморазвития. Активность личности, Я-концепция, общие способности и одаренность как условия развития личности. Рефлексия как механизм саморазвития личности (С.Л. Рубинштейн). Жизненный выбор, временная организация личности и саморегуляция ее развития (К.А. Абульханова). Интериоризация и экстериоризация, идентификация, адаптация, нададаптивная активность, отчуждение, как механизмы развития личности, их значение в разные периоды онтогенеза. Психологические защиты и совладающее поведение.
Раздел 4. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии (А. В. Запорожец). Критерии периодизации психического развития. Этапы развития личности, как основания для периодизации (З.Фрейд, Э.Эриксон). Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже. Проблема периодизации психического развития в трудах Л. С. Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р. Хевигхерст). Проблема периодизации развития в зрелом возрасте (Д. Бромлей, Д. Левинсон, Э. Эриксон). Проблема периодизации психического развития в трудах Д. Б. Эльконина. Закон периодичности развития. Возрастные нормативные кризисы детства и зрелости. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии (В.И.Слободчиков, К.Н.Поливанова и др.). Междисциплинарные подходы к периодизации психического развития (международная периодизация ВОЗ).
Раздел 5. Перинатальная психология, период новорожденности и младенческий возраст. Перинатальный период: развитие сенсорики, моторная и рефлекторная активность плода. Влияние особенностей родительской позиции в пренатальный период на психическое развитие ребенка в постнатальный период. Психологическая характеристика акта рождения (О. Ранк, С. Гроф). Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Коренное изменение образа жизни и типа отражения. Морфологические особенности коры больших полушарий и особенности ВНД младенца. Характер ранних реакций. Роль крика. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). Ранние условные рефлексы (натуральные и лабораторные) и особенности их развития и факторы их становления. Сенсорная деятельность новорожденного. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в общении. «Комплекс оживления», условия возникновения, структура и генезис. Его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка (Р.Шпитц, Д. Боулби). Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Развитие форм общения и механизм «опережающей инициативы» взрослого (М. И. Лисина). Условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка (М. Эйнсворт). Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка (Р.Шпитц, Д. Боулби, Мухамедрахимов Р.Ж.). Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности сооотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Опережающее развитие ориентировочной деятельности. Проблема предперцепции как генетически исходной стадии развития восприятия в младенческом возрасте (Р. Фанц). Теории развития восприятия в младенческом возрасте (Дж. Гибсон, Т. Бауэр, Ж. Пиаже). Развитие зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым. Возникновение и развитие акта хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых и локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым (ситуативно-личностного) и общения по поводу предмета (ситуативно-делового) для развития речи ребенка. Особенности понимания речи и развитие активной речи. Факторы, определяющие индивидуальные различия в ходе развития младенца. Темперамент, его основные характеристики (С. Чесс, А. Томас). Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Развитие образа «Я». Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.
Раздел 6. Ранний возраст. Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве. Усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность — ведущая деятельность ребенка раннего возраста. Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин). Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф. И. Фрадкина). Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д. Боулби. Модели привязанности (М. Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д. Боулби). Развитие микро- и макромоторики в раннем возрасте. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л. С. Выготский). Основные закономерности развития речи ребенка (В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. Хомский, Д. Брунер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Особенности развития понимания речи. Периоды развития речи - переходный и основной. Характеристика особенностей овладения ребенком семантической, фонематической, лексической и грамматической сторонами речи в раннем возрасте. Развитие форм и функций речи в раннем возрасте. Развитие памяти и внимания в раннем детстве. Особенности развития эмоций и высших чувств. Начальные формы развития личности — начало самопознания и формирования образа Я. Возникновение самостоятельности и становление системы Я. Переход от «полевого» к волевому поведению (К. Левин). Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.
Раздел 7. Дошкольный возраст. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М. И. Лисина) и со сверстниками. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюлер, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, Ж. Пиаже). Теории детской игры в психоанализе. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Уровни развития сюжетно-ролевой игры (Д. Б. Эльконин). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка. Характеристика других видов деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка. Конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка. Восприятие литературно-художественных произведений. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Элементы труда и учения в деятельности дошкольника. Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Л. А. Венгер). Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Взаимодействие видов мышления. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Г. И. Минская, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер). Особенности обобщений и суждений дошкольника. Развитие логического интеллекта. Овладение понятием «сохранения» как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж. Пиаже. Д. Брунер, П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова). Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи «для себя». Развитие контекстной речи. Особенности позиции дошкольника по отношению к речевой действительности. Развитие памяти. Проблема формирования произвольной и опосредствованной памяти. «Параллелограмм» развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие внимания и его особенности. Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Основные закономерности нравственного развития ребенка. Стадии морального развития (Л. Кольберг). Условия усвоения ребенком нравственных норм. Роль этических эталонов и самооценки (С. Г. Якобсон). Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.
Раздел 8. Младший школьный возраст. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность, ее значение для психического развития ребенка. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д. Б. Эльконин). Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника. Основные стадии адаптации ребенка к школе. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда). Социальная жизнь младших школьников. Особенности общения со сверстниками. Дружба в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности, стадии развития (Р.Селман). Социальный статус и отношения со сверстниками. Кооперация, соревнование и конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива. Индивидуальные и половые различия в общении и взаимоотношениях между сверстниками. Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П. Я. Гальперин). Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Проблема осознания речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения (Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова, С. Н. Карпова). Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. Особенности развития восприятия и внимания. Формирование наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения. Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.
Раздел 9. Подростковый возраст. Проблема «кризиса» подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль полового созревания. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л. С. Выготский). Социально-историческая природа подросткового возраста. Роль культурных институтов в процессе социализации подростков. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже). Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л. С. Выготского. Развитие интересов (доминант) в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка (Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн). Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. Дружба у подростков и ее гендерные особенности Чувство взрослости. Виды взрослости, пути и условия ее формирования. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми. Учебная деятельность подростков. Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Изменение характера отношений с учителем. Другие виды деятельности подростка и их значение для психического развития. Опосредованность, осознанность и произвольность как основные показатели развития познавательных процессов. Развитие формально-операционального интеллекта. Формирование личности в подростковом возрасте. Задача реконструкции телесного образа Я. Синдром дисморфофобии. Поло-ролевая идентификация. Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины нарушения формирования самооценки. Аффект неадекватности. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие воли. Формирование направленности личности. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Формирование характера. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту.
Раздел 10. Юношеский возраст. Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, А. Фрейд, К. Левин, Э. Эриксон, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Переходный характер юношеского возраста. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Особенности развития познавательных функций в юношеский период. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Кросс-культурные различия в формировании формально-логических структур интеллекта. Формирование индивидуального стиля мышления. Развитие общения в юношеском возрасте. Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Построение нового типа взаимоотношений с родителями. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон). Статусы идентичности (Д. Марсиа). Условия осуществления выбора в профессиональной, идеологической и сфере межличностных отношений. Нарушения формирования идентичности. Основные закономерности развития самосознания. Развитие образа Я. Развитие мотивов самовыражения и самореализации на основе самопознания личности. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе Особенности эмоционально-волевой сферы личности. Развитие воли и способности к самоуправлению. Пути развития научного мировоззрения. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм. Девиантное поведение, его причины и предупреждение.
Раздел 11. Психология зрелых возрастов. Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д. Биррен). Задачи развития как основа выделения периодов зрелости (Р. Хевигхерст, Д. Левинсон). Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Молодость как «время путешествий» — поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Создание «мечты» и направленное формирование стабильной структуры жизни. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности, поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни и круга общения. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Основные феноменологические признаки кризиса середины жизни. Осознание утраты молодости и реальности смерти. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости (Д.Левинсон). Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности впродуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости. Зрелость как вершина жизненного пути. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости. Основные задачи разных периодов взрослости. Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Направления самоактуализации взрослого. Жизненный путь человека как история субъекта и личности. Типология жизненного пути. Основные задачи развития в зрелых возра


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: