Социогенетические теории развития




В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить возрастные особенности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия ребенка с другими людьми.

К этому направлению можно отнести таких французских психологов, как Г.Тард, Э.Дюркгейм, Ш. Блондель, П.Жане и др.

Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать Э.Дюркгейма. По его мнению, психическое развитие – это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности ребенка. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии.

П.Жане интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы многообразных связей с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия, которые есть не что иное, как формы отношения человека к миру. Внешние взаимоотношения между людьми являются, по мнению ученого, принципом развития психики каждого человека.

Особое место в решении проблемы развития занимает теория бихевиоризма. Предметом исследования здесь является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. По мнению представителей этой теории – Б.Скиннера, Э.Толмена, Э.Торндайка и др. процесс развития состоит в приобретении определенных, социально приемлемых форм поведения, которое происходит благодаря соответствующему подкреплению. Через механизм классического обусловливания (установление связи между стимулом и реакцией) и инструментального обусловливания (связь определенных форм поведения с последующим подкреплением) происходит закрепление одних реакций и отмирание других. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к закреплению в нервной системе успешных реакций независимо от воли и желаний человека.

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса развития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), возникающего в узловых точках процесса развития. Таким образом, теория Эриксона учитывает два фактора развития:инстинктивный и социо-культурный.

 

В обобщенном виде этапы развития представлены в таблице.

Возраст Результат развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
0-1 год; мать Доверие -недоверие к окружающим людям Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
1-3 года; родители   Автономия -зависимость Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, испытывает недостатки в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита речь, развито желание скрыть свою ущербность от окружающих.
3-6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уверенность в себе - чувство вины. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
6-12 лет; школа, соседи, знакомые   Трудолюбие - чувство неполноценности.   Трудолюбие: выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает реальные задачи, нацеленность фантазии и игр на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач
  13-18 лет; группа сверстников     Идентичность - смешение ролей. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Четкая тендерная поляризация в формах поведения Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница ролей: смещение и смешение временных перспектив, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, сильно выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.  
Ранняя взрослость Близость-изоляция. Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь. Изоляция: одиночество, остракизм.
Взрослость Генеративность- стагнация Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия.
Зрелость Цельность- отчаяние Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: