Отношения детей с родной матерью




Социальная работа с детьми, переживающими развод родителей на примере фильма Криса Коламбуса «Мачеха»

Введение

Семья служит одним из условий гармоничного человеческого существования. Она представляет собой основную ячейку общества, выполняющую важнейшие социальные функции. Безусловно, семья играет значимую роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей. Особую роль семья играет в воспитании ребенка. Она является для него образцом жизни, образцом взаимоотношений как между членами семьи, между мужчиной и женщиной, так и с внешним миром в целом.

К сожалению, сегодня, как во всем мире, так и в России в частности наблюдается отрицательная тенденция резкого возрастания количества разводов.Развод — формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. Ежегодно по всему миру разводятся миллионы людей. Россия же занимает лидирующее место по количеству разводов. Если верить статистике, то в России процент разводов в 2013 году самый высокий. На тысячу заключаемых браков приходится пятьсот сорок разводов. И с каждым годом процент разводов увеличивается. Ежегодно около полумиллиона детей в России переживают развод родителей.

Развод является фактором, оказывающим сильнейшее воздействие на ребенка. По мнению большинства авторов, разрыв родителей - сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений. Доказано, что полная семья, сталкиваясь с трудностями повседневной жизни, переживает их намного легче. Ребенок в такой семье знает, что он не один, что за его спиной всегда стоят папа и мама, критические ситуации он учится преодолевать на примере обоюдных решений. Детям, чьи семья находятся на стадии развода или чьи родители уже разведены, гораздо сложнее справиться с проблемными ситуациями, возникающими в ходе их взросления, адаптироваться изменяющимся условиям внешнего мира. От того, как родители сумеют пережить ситуацию развода, то, что потеряет от этого семья или приобретет, научит ребенка тому, как ему поступать в похожей ситуации в своей собственной взрослой жизни. Многочисленные исследования показывают, что дети разведенных родителей во взрослой жизни испытывают определенные трудности в собственной семейной жизни.

Таким образом, представляется актуальным провести сбор данных заявленной проблемы с целью разработки рекомендаций по работе с детьми в ситуации развода родителей.

Задачи кейса

1. Анализ и характеристика конкретной ситуации, которая была описана в фильме «Мачеха»;

2. Выявление основных особенностей поведения детей, переживающих развод родителей;

3. Выделение основных аспектов оказания помощи детям, переживающим развод родителей.

4. Разработка рекомендаций по социальной работе с детьми, переживающими развод родителей.

Исследование представляет интерес в первую очередь для социальной психологии, как практической, так и теоретической, медицины, социальной работы как сферы деятельности, оказывающим помощь людям, переживающим какие- либо кризисные ситуации.

Масштаб исследования изначально невелик, заключен в рамки отдельного фильма, но потенциально предполагает дальнейший сбор информации по данной теме с углублением знаний и постепенной систематизацией.

Логика анализа подразумевает описание ситуации из фильма, анализ конкретного феномена, выделение особо проблемных моментов, описание способов воздействия на ситуацию.

Основная часть

Для иллюстрации того, с чем сталкивается ребенок, чья семья недавно пережила развод, мы обратимся к фильму Криса Коламбуса «Мачеха». Это очень пронзительная, глубокая драма о чувствах матери и детей, о человеческих отношениях, борьбе и выборе. Филь вышел на экраны в 1998 году. Главные роли в нем сыграли Джулия Робертс, Сьюзен Сарандон, Эд Харрис. Данный фильм был выбран нами в силу своей художественной полноценности, наглядности того, что переживают дети, чьи родители приняли решение развести

Ситуация

Люк Хэррисон разведен с Джэки уже три года. Он живет с дочерью Анной (12 лет), сыном Беном (6 лет) и любовницей Изабель Келли, значительно моложе его бывшей жены. Изабель — любящий и энергичный человек, старающийся стать другом детям своего мужа. По договоренности дети остались с ним, но в определенные дни их забирает Джэки. Между мамой и мачехой отношения очень напряженные, что не делает легче жизнь мужа. Дети же откровенно ненавидят Изабель, особенно старшая дочь Анна. Изабель, работающая рекламным фотографом, делает все, что в ее силах, чтобы детям было хорошо. Она не претендует на роль матери, но хочет, чтобы ее любимый мужчина, сделавший ей недавно предложение, и его дети были счастливы. Поначалу Джеки ведет самую неприкрытую войну против Изабель. Ревность, собственнический инстинкт матери, муж которой живет с другой, более молодой женщиной, и ее детьми, блокируют разум и объективность. Но ситуация постепенно меняется, когда Джэки узнает, что смертельно больна и жить ей осталось недолго. Она начинает понимать, что Изабель искренне и по-настоящему хочет добра к ее детям, и ей все чаще удается быть справедливой по отношению к ней, тем более что от "соперницы" зависит будущее ее сына и дочери.

Отношения детей с родной матерью

Мать – самый главный человек в жизни Анны и Бэна. Дети боготворят её, готовы пойти на всё ради матери. Бен и Анна привыкли жить, в той счастливой и дружной семье, которая была у них совсем недавно. Сейчас же, когда родители больше не вместе, Бен и Анна живут в доме отца и его новой возлюбленной. Хотя Джеки часто забирает Бэна и Анну среди недели и на выходных, они всё равно очень скучают по ней, по тем моментам, которые они переживали, когда семья еще была едина.

Важно отметить, что Джеки для детей не только мать, она их друг, советчик. Анне, которая находится в стадии переходного возраста, именно сейчас очень важна поддержка и помощь матери. Она привыкла делиться с мамой всем сокровенным, между Джеки и Анной никогда не было секретов. Сейчас, когда семья распалась, зачастую девочка не может рассказать матери о тех моментах, которые ее беспокоят, попросить помощи. Находясь в доме отца, большую часть времени она проводит, закрывшись у себя в комнате.

Бен, в силу своего возраста, переживает развод родителей не так остро. Как и любой ребенок, он продолжает дурачиться, и полностью сосредоточен на своем новом увлечении: фокусах.

Отношения детей с отцом

Отец (Люк), как и мать (Джеки), играет большую роль в жизни детей. После развода дети остались с ним. Отношения между детьми и отцом достаточно сложные. Бен и Анна держат обиду на Люка, не могут понять, почему он предал их мать и ушел к другой женщине. Анна пытается донести до отца, что, то, что он сделал – большая ошибка, что еще можно сохранить семью и вернуть маму. Дети не могут поверить, что что-либо изменить уже невозможно.

Анна: Зачем она вообще к тебе переехала (о Джеки)?

Люк: Мы с ней любим друг друга и хотим вместе идти по жизни.

Анна: Раньше ты шел по жизни с мамой…

Люк: Мы с мамой не очень- то ладили, это было плохо для вас. Когда люди взрослые отношения между ними куда сложнее и все строится на других чувствах. Бывает так, что эти чувства изменяются.

Анна: Значит, ты разлюбил нашу маму?

Люк: Да, это так. Я люблю вашу маму, но только другой любовью. Мы с ней по-прежнему дружим.

На почве изменений, которые произошли в отношениях отца и матери, у Анны начались проблемы с учебой, она стала уделять ей гораздо меньше времени, это не осталось незамеченным со стороны школьного социального педагога, который сразу же пригласил родителей девочки на беседу.

Из диалога с психологом

Педагог: Для взрослых перемены могут быть приятны, но дети тяжело к ним адаптируются.

Люк отвлекается на телефонный звонок

Люк: Перемены? Вы говорили о переменах?

Педагог: Да, дети очень радуются, что вы решили помириться. А также будущему переезду в Швейцарию.

Джеки: Анна сказала, что мы снова вместе?

Педагог: Да, но, к сожалению, она стала меньше стараться, зная, что уедет из страны.

Джеки: Нет, мы не думали сходиться..

Педагог: Правда? Возможно, у вас в семье произошли какие-то события, после которых ей пришли в голову все эти фантазии?

Люк: Да, я начал встречаться с женщиной.

Джеки: Эта женщина вдвое моложе его. Но речь не о возрасте, речь о наших детях, когда они приходят к тебе, им хочется пообщаться с отцом.

Люк: Им хочется принимать участие в моей жизни, а Изабель – её часть.

Педагог: Мистер Хэриссон вы говорите о ваших потребностях, а вы задумывались о том, что нужно Анне?

Люк: Анне необходим дом, где ей хорошо, где ее любят. Я пытаюсь дать ей это… Ради Анны я готов хоть в огонь.

Педагог: Может быть, Анна реагирует на некоторую враждебность, которая существует между вашей подругой и родной матерью Анны - Джеки?

Люк: Конечно, она на это реагирует. Думаете, для нас все это просто? Думаю, Джекки не нравится, что об ее детях заботится чужая женщина, у которой нет опыта такого рода. Естественно Джекки ведет себя враждебно, она же защищается.

Джеки: Спасибо Люк

Из диалога видно, что Люк в свою очередь пытается сплотить семью. Он прекрасно понимает чувства и опасения своей бывшей супруги, старается сделать все, чтобы всем членам семьи было комфортно, в особенности, чтобы не страдали дети.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: