Классификация методов психологии. Наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, опросники.




Наблюдение – целенаправленное восприятие поведения объекта в естественных условиях без вмешательства наблюдателя.

Применяется в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать вербальное, невербальное поведение, перемещение людей. То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно.

Требования:

  • Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
  • Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
  • Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты

Согласно этическим правилам, в некоторых случаях необходимо получить согласие на наблюдение, минимально вторгаться в личную жизнь, нельзя допускать причинение вреда участникам и разглашать конфиденциальную информацию.

 

Эксперимент - опыт, проводящийся в определенных условиях для выяснения новой информации, может быть явным, скрытым или комбинированным.

Исследователь должен поставить чёткую задачу – для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях. Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются). Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

- Объективность полученных данных;

- Надёжность полученных данных;

- Валидность полученных данных.

Проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса.

Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком – объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

1. Нужно заранее продумать план и содержание беседы;

2. Установить контакт с исследуемым человеком;

3. Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);

4. Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;

5. Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;

6. Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;

7. Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;

8. Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;

9. Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми.

Анализ продуктов деятельности - метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. В инженерно-психологических исследованиях контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора.

Анализ продуктов деятельности человека достаточно широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Осуществляться анализ продуктов деятельности может и в процессе их создания. В ходе наблюдения за этим процессом обнаруживается не только его качество, обнаруживается также динамика, темп работы, отношение к заданию. Подобные наблюдения способствуют не только глубокому, но и всестороннему изучению умственных, эмоциональных, волевых качеств и свойств личности. Для клинических психологов метод предоставляет очень важный материал при определенных заболеваниях – депрессивные психозы, шизофрения и др.

Психологическийтест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. К настоящему времени психологические тесты весьма разнообразны и существует множество оснований для их классификации: тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, креативности, межличностные, практические, тестовые и образные задания, вербальные тесты, которые включают в себя задания на оперирование словами, а также множество бланковых, аппаратурных, процессуальных, тестов состояний и свойств, и особой группы - проективных тестов.

Психологический тест помогает разбираться в своей психической жизни, дает возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны, что необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей.

ОПРОСНИКИ — средство изучения социально-психологических и личностных явлений, позволяющие количественно определять их качеств и степень развития.

Это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов. Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса.

Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым. Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: