Общая х-ка восприятия
Восприятие – чувственное познание предметов окружающего мира, чувственное отражение действительности в сознании.
Это построение образа на основе энергии предмета, которая воздействует на органы чувств. Образы, возникающие без внешнего воздействия, например образы памяти или галлюцинации, восприятием не являются.
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Свойства восприятия
1. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.
2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.
3. Структурность. С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
4. Константность. Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.
5. Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.
Феномены восприятия
Феномены восприятия – двойственность восприятия образов.
Двойственную природу образа очень легко доказать, если мы используем так называемые неоднозначные, или двойственные, изображения, когда при одном и том же воздействии в одном и том же изображении мы можем видеть совершенно разное. Эта неоднозначность может быть как пространственной, так и содержательной.
Типичный пример пространственной неоднозначности — это так называемый куб Неккера или танцовщица, которая вращается то в одну, то в другую сторону.
С содержательной неоднозначностью все абсолютно то же самое. Это знаменитая ваза-профиль датского психолога Эдгара Рубина, это не менее известная картинка уже столетней давности «Жена или теща?», которую в обиход психологов ввел Эдвин Боринг в 1930 году.
Классификация видов восприятия. Восприятие пространства. Зрительные иллюзии. Восприятие времени. Психологическое время. Восприятие движения.
Виды восприятия
Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным.
Первичное и вторичное восприятие
Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия - внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно другое.
Личное и социальное восприятие
Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями.
Живое, обдуманное - и пассивное, шаблонное восприятие
Восприятие может быть более и менее внимательным - мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).
Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание.
В соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении образа восприятия, выделяют следующие типы восприятия:
визуальное;
аудиальное;
осязательное (тактильное);
вкусовое;
обонятельное.
Восприятие пространства.
Восприятие пространства - Образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.
Восприятие пространства включает в себя:
- восприятие отдаления,
- восприятие расстояния между объектами,
- восприятие направления,
- восприятие величины объектов,
- восприятие формы объектов.
Зрительные иллюзии
Иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин "искаженное" означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий - те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.
Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.
Восприятие времени
Восприятие времени – это субъективное отражение длительности, скорости протекания и последовательности реальных явлений. Вопрос о природе времени во все времена привлекал к себе внимание философов, физиков, биологов и даже писателей.
Восприятие времени – это уникальный вид перцепции, являющийся отражением продолжительности (длительности) события. Временные отношения выражаются посредством:
· хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощиравномерного движения того или иного объекта, например стрелки часов;
· хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех людей явлениями: временами года, количеством прожитых лет и т.д.;
· хроногнозии - субъективного времени, т.е. субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности.
Психолога, в отличие от других ученых – интересует в первую очередь не физический аспект такого феномена, как время, а именно его восприятие - осознаваемая индивидуумом продолжительность того или иного события.
Психологическое время
Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же - недооценивать. «Психологическая минута» оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека - плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.
В связи с этим Поль Фресс, известный многочисленными исследованиями восприятия времени, предлагает любопытный критерий оценки отношения к труду: если слишком часто кажется, что работа тянется удручающе долго, можно говорить о слабом интересе к ней.
Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части.
Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга. Нейропсихологи Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова обнаружили у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как будто прервалось».
Восприятие движения
Восприятие движения – это отражение изменения положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его направленности и скорости. Оно является результатом одновременного отражения и объекта, и события. Гипотезы, объясняющие восприятие движения:
1. Восприятие движения обусловлено перемещением образов предметов на сетчатке глаза. Эта гипотеза лучше объясняет так называемое «реальное (физическое) движение »
2. Восприятие движения является результатом движения глаз.