ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
контрольная работа по дисциплине:
«Социальные технологии работы с молодежью»
Исполнитель:
студ. 5 курса 3,5 года обучения
отделения «Организация
работы с молодежью»
психолого-педагогического факультета
специальности ОРМЗС-10
Говорухина Юрия Юрьевича
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
старший преподаватель
кафедры общей педагогики
Аксёнов Сергей Иванович
Нижний Новгород, 2013
Технологии социальной работы в микросоциальной среде
Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.
Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории.
* Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами.
Микросоциальная среда имеет, по мнению Р.Уоррена, следующие основные функции:
Производство — распределение — потребление.
Социализация.
Социальный контроль.
Социальное участие.
Взаимоподдержка.
Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:
- определяются нормы потребления и производства, модели социально необходимого поведения;
- осуществляется контроль за, социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;
- осуществляется система поддержки отдельного индивида через различные типы организаций: религиозные, общественные, специализированные.
* Роли социального работника
Субъект-субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды направленности социальной работы. Макропроцессы в микросоциальной среде вызывают свои специфические проблемы, решение которых возможно только через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Так, в субъект-субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощь через структуру». Отсюда важнейшими условиями практики поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются: адвокат, брокер, эксперт, социальный ориентир.
Базисная концепция этих ролей основана на организации в микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи: они должны способствовать активизации развития общности и улучшению ее жизнедеятельности.
Микросоциальная среда выдвигает специфические требования к профессиональной компетенции. Среди них — умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.
При этом оперативное вмешательство требует компетенции, выходящей за рамки социальной работы, оно требует привлечения к совместной деятельности различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение наркотической, алкогольной зависимости у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит синтезирующий характер, поскольку каждый специалист привносит в общий процесс свои знания и умения, кроме того, располагает определенными общественными полномочиями.
* Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются:
- Доступность обслуживания.
- Активное сотрудничество клиентов с социальными агентствами.
- Межведомственная работа.
- Развитие новой инициативы.
- Создание сети поддержки.
- Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет.
- Активизация подходов.
- Закрытый сервис микросоциальной среды.
- Подвижность.
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям. В таблице, согласно концепции Д.Ротмана, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.
Модель локального развития | Модель социального планирования | Модель социальных акций | |
Целевые акции | Организация самопомощи, интеграция | Рассмотрение проблемно-ориентированных задач | Урегулирование взаимоотношений и ресурсов |
Соблюдение структурных и проблемных условий | Сохранение демократических взаимоотношений и традиций | Социальные проблемы, психическое и физическое здоровье | Социальная несправедливость, депривация. |
Основные стратегии | Широкий спектр социальных проблем и их решение | Сбор фактов и рациональное решение проблем | Организация сообществ против негативных проявлений |
Тактика и техники деятельности | Консенсус: групповые дискуссии и взаимодействие групп общества с заинтересованными лицами | Консенсус- конфликт | Конфликт- соревнование: конфронтация |
Роли | Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений | Фасилитатор, аналитик, исполнитель программ | Адвокат, агитатор, брокер |
Средства | Манипуляция, задаче-ориентированные группы | Манипуляции формальной организацией и данными | Манипуляции организацией масс и политическми процессами |
Концепции клиентов | горожане | потребители | жертвы |