Антон Мазнов, г. Новокуйбышевск Самарской обл.




Интерес к отчитке (изгнанию злых духов) чрезвычайно усилился в последнее время. Чем это вызвано? Ведь представляете, как легко: человек думает, что он одержим злым духом, приезжает к священнику, который этим занимается, три раза отчитывается, соборуется, причащается, и злой дух отходит. Но самое главное, что почти никакого труда для этого не требуется. И вот тысячи людей едут отчитываться в надежде без труда избавиться от одержимости, психозов, наркомании, алкоголизма, прочих болезней, которые цветут в нашем современном обществе махровым цветом.

Тысячу лет не знала этого чина наша Русская Церковь. Ни один священник этим не занимался. Все знали, что только святой человек может повелеть бесу выйти. И не ритуалом, а силой Божией. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21). Только тот, кто в себе искоренил страсти, победил духов зла в себе самом, может изгнать его из другого человека. Если же этого нет, то происходит беда, что произошла с семью сыновьями иудейского первосвященника, изгонявшими злых духов, которым бесноватый ответил: "Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?" (Деян. 19, 15), -избил их, разорвал на них одежду, и они в таком виде бежали от него по улице. Опыт показывает, что те, кто занимается такими вещами, приходят в бедственное духовное состояние.

Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановления апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов. Только достигший безстрастия способен без вреда для больных и для себя вступать в открытую борьбу с духами тьмы.

Бесов могли изгонять святые, и не всех подряд демонов, а лишь тех, на которых указывал им Сам Господь. Ведь это были чудеса, единичные явления, а если нет, то они могли бы исцелить всех бесноватых. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже - внешней, совершая таинство Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального чинопоследования, поскольку оно уже совершается над каждым верующим перед таинством Крещения и является освящением их акта отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п.
В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "... посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания".

У преп. Кассиана Римлянина в беседах "О Божественных дарованиях" находим следующее. "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими".
Преп. Варсонуфий Великий: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он им же противоречит".

Еще хочется напомнить предостережение Преподобного Феофилакта Болгарского: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправятся". Это в духе евангельской притчи о выметенном доме и семи злейших бесах.
Болезни, в том числе и одержимость, попускаются Богом не потому, что Он хочет, чтобы мы болели (так думать кощунственно!), а потому, что болезнь бывает необходима нам для того, чтобы мы пришли в себя, вспомнили о единственном Подателе жизни, нашем Спасителе и Целителе - Отце Небесном - и своим посильным трудом сделали первый шаг навстречу Ему.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 20.08.2004

 

Можно ли красить губы? Хотелось бы подробнее узнать о возникновении обычая красить губы, чтобы аргументированнее говорить об этом...

р.Б. Василий

Этот обычай настолько древний, что вряд ли я что-то смогу сказать о его происхождении, а вот в духовном смысле этого плачевного явления нужно постараться разобраться. У Григория Богослова есть замечание, что раз это невозможно преодолеть, то, видимо, придется оставить так, как есть. Вы видите, насколько это древняя, вредная, непреодолимая зараза! А вот святитель Иоанн Златоуст пытался с этим бороться. Он обличал пожилую императрицу и влиятельных придворных дам в том, что они вместо того, чтобы украшать душу добродетелями, мажут красками свои лица. Его два раза ссылали, во второй раз он, не доехав до ссылки, погиб...

Наш подвигоположник Господь Иисус Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27), Он называет их лицемерами, т.е. людьми, которые подделывают свои лица, которые хотят казаться, а не быть праведными. Даже сравнивает их с гробами. В том числе и за это его так ненавидели вожди израильские, а потом и распяли.

Откуда же такая вражда к обличителям? Дело в том, что люди, желающие казаться праведными, святыми, красивыми, глубоко в душе все же осознают себя обманщиками. А ведь обманщик больше всего на свете боится разоблачения. Истинное украшение человеческого лица - это чистота, девственность, целомудрие, честность. Тот, кто своровал, прикоснулся к блуду, убил, или его гложет зависть, желание чужого - словом, нарушитель Божиих заповедей не может сохранить эту Богом данную красоту. Его лицо становится серым, тусклым. Тогда приходится маскироваться, притворяться честным, целомудренным. Отсюда, видимо, и произошла покраска лица, лицедейство.

Зачем краситься женщине, которая верно, целомудренно живет со своим мужем, у которых брак честен и ложе нескверно (Евр. 13, 4)? Зачем краситься симпатичной молоденькой девушке, смотрящей на мир широко открытыми глазами, которую Господь создал настолько прекрасной, что любая краска не украсит, а только обезобразит это лицо?..

И еще, самое главное, раб Божий Василий, что хочу Вам сказать. Когда начнете «аргументировано говорить», постарайтесь, чтобы люди поняли, как хорошо быть рабом Божиим, что раб Божий больше никому не раб. Он свободен от своей гордыни, своих страстей. Ведь самое главное - не стереть краску с лица, а привести человека в Церковь, чтобы он тоже захотел стать рабом Божиим.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 27.08.2004

Меня сглазили?.. Мама моего бывшего молодого человека ходила к гадалке с моей фотографией, и та ей сказала, что я вью из него верёвки и что я «вампирка», так как у меня мол красные глаза (на фотографиях у меня всегда так получается от фотовспышки, так как у меня голубые глаза). А вообще она ходила по поводу своей дочери (в тот момент она была беременная), и гадалка сказала ей сделать аборт, мол, ребёнок родится мёртвый. Они так и поступили. После этого в моей жизни одни проблемы: мама болеет, папа выпивает, умерла бабушка, угнали машину, и у меня нет счастья в личной жизни. Могла ли она меня сглазить? Я не знаю, что мне делать. Может, я ошибаюсь? Наталья.

Здравствуй, Наталья, благодарю за вопрос. «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (II Кор. 6,17 — 7,1).

Так обращаясь к коринфянам, которые частенько отпадали от Христа и обращались в язычество, Апостол Павел цитирует одного древнего пророка.

Эти слова как никогда актуальны для нас в то время, когда святое Православие получило свободу, открываются храмы, Отец наш Небесный призывает нас. Но Его народ не слышит Его голоса. Вместо этого люди устремились к ведьмам, колдунам, гадалкам. Само по себе обращение к дьяволу через его служителей - великий, смертный грех (смертный грех - это грех, который убивает душу, душа становится как бы мертвой).

Господь в святом Евангелии говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7,16).

Какие же плоды приносят слуги дьявола? Люди, раз обратившиеся к ним, надолго подпадают под их влияние, с каким-то благоговением выслушивают любой бред от гадалки, выкладывают последние деньги, чтобы «снять сглаз», «поставить защиту» и многое, многое другое.

Так получилось и здесь. Причем случай, тобою описанный, заставляет сильно усомниться в добросовестности этой гадалки. Зачем ей быть гадалкой и гадать, если ее богатый опыт уже не оставит ее без пропитания? Из коротенького разговора можно выяснить, чего именно хочет клиент. Так она сразу же поняла, что женщина не хочет, чтобы ее сын дружил с девушкой, изображенной на фотографии. Значит, нужно обругать эту девушку и убедительно сказать, что они — не пара. Потом ей очень просто было догадаться, что ребенок, которого носит ее дочь, крайне нежелателен, по крайней мере сейчас — пожалуйста, вот вам «благословение» на убийство, потому что все равно же он якобы родится мертвым. Итог: расстались любящие люди, которые могли бы создать семью да жить себе в законном браке, две женщины стали убийцами нерожденного ребенка. Вот и плоды обращения к дьяволу. Дьвол — обманщик, «отец лжи» (Ин. 8, 44), «человекоубийца искони», и верить ему нельзя, даже если он говорит долю правды. А принцип простой: кто платит, тот и заказывает музыку, и она звучит.

Теперь о сглазе. Понятия «сглаза» и «порчи» — нецерковные, суеверные, и к христианской вере они не имеют никакого отношения. Не сделай такой ошибки, не ходи к лжецелителям. Они тебе сразу скажут, что у тебя сглаз, причем обязательно скажут, кто тебе это сделал (чтобы ты долгие годы мучилась ненавистью к этому человеку), впрочем, сразу же предложат его снять средствами «народной медицины», которыми они, конечно же, в совершенстве владеют. Не обращайся к ним.

Как же избавиться от порчи, сглаза?

Во-первых, надо о ней просто забыть, ведь это существует только у тебя в голове. И опасна порча именно настолько, насколько ты веришь в ее «силу». Во-вторых, осознать, что реальные беды и скорби, посещающие нас, — от греховной жизни. Это действие благодати Божией, призывающей нас к покаянию. В-третьих, откликнуться на этот призыв, войти в Церковь Божию, но не просто участвовать в «сеансах» исповеди, а с искренним желанием исцелиться от своих грехов, с намерением воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к благодати Таинств Церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.

Помоги нам Господь в этом нелегком труде.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 03.09.2004

Дух, душа, тело Человек трехсоставен. Он состоит из тела, души и духа. В чем различие между душой и духом человека?

Виталий, г. Астрахань.

Благодарю за вопрос и по мере сил попытаюсь ответить. Нужно заметить, что трехсоставность человека не является единственным взглядом Церкви на существо человека. Учения Святых Отцов и церковных писателей говорят о человеческой природе то как о троечастном составе духа, души и тела - так называемый трихотомизм, то как о соединении души и тела - дихотомизм. Еще раз заметьте, что Церковь принимает оба эти учения. Это важно. Среди Отцов и Учителей Церкви были и дихотомисты (св. Кирилл Иерусалимский, св. Василий Великий, блаж. Феодорит, блаж. Августин [католический Запад, следуя его авторитету, всегда признавал только дихотомизм], св. Иоанн Дамаскин) и трихотомисты (Тертуллиан, св. Иустин Философ, св. Ефрем Сирин). Однако в XX в. большинство русских Православных авторов склонялось к трихотомизму.

Разница между сторонниками трихотомизма и дихотомизма сводится, в общем, к терминологии: дихотомисты видят в "духе" высшую способность разумной души, способность, посредством которой человек входит в общение с Богом. Личность человека включает в себя все части этого естественного состава, выражается во всем человеке, который через нее и существует. Личность - образ Божий, она - незыблемое начало изменяющейся человеческой природы, всегда стремящейся по своей воле к внешней цели. Можно сказать, что сообразность Богу и есть отмечающая природу Божественная печать, направляющая природу к Богу, в Котором человек должен найти полноту своего бытия. "Душа бо человеческая, - говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), - как дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады найти не может, как только в Боге, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть".
Дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душой, - таково было первоначальное устроение безсмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно по-мирски называем "духовными ценностями" - художественной литературой, музыкой, зрелищами); душа в свою очередь начинает жить жизнью тела, это - происхождение страстей; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается.
Отсюда в Православной аскетике и пастырстве произошли важнейшие понятия - душевности и духовности. Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, - оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. Духовный человек непременно развит душевно, просто свет преображенного духа затмевает собственно душевное богатство. Духовное развитие обезпечивает правильное развитие души.


Мир Вам, батюшка! Я выжег татуировку, изображавшую рок-звезду, очень грубым способом, теперь на плече большой и некрасивый шрам. Священник благословил убрать ее без привлечения значительных материальных средств и косметологических изощрений. Правильно ли я сделал, и как объяснить в будущем моим детям это уродство на теле? Оставлять татуировку, конечно, было нельзя, но теперь подобные вопросы смущают душу. Допустимо ли для Христиан подобное «исправление» своих ошибок. Некоторые близкие считают это очередной глупостью, гордыней, поводом к тщеславию, и т.п.
Заранее благодарен за Ваш ответ.

Спаси Вас Господь.

р.Б. Георгий.

Мир и тебе, дорогой Георгий, отвечаю по порядку на твои вопросы. То, что ты носил на своем теле мерзость, изображение человека, который жизнь потратил на то, чтобы уподобиться сатане, стать иконой сатаны, было большим грехом и избавиться от этого нужно было в любом случае, что ты и сделал.

То, что тебе священник благословил поступить именно так, а не иначе, здесь я не знаю, вопрос сложный. Есть, конечно, разные стили духовного руководства, но скорее всего ты просто что-то не так понял. В существующей церковной практике каждый Христианин принимает решение сам, со всей ответственностью, а духовник лишь следит за правильностью этих решений, согласованием их с христианской моралью, нравственностью, вероучением, церковным бытом. Духовник может лишь дать совет, подсказать. Это целесообразно для духовного возрастания пасомых.
Что же касается шрама, то жалеть о нем не стоит. Конечно шрамы не украшают, однако имеют глубокий духовный смысл и могут принести огромную пользу. Многие подвижники, аскеты видели причину всех греховных падений человека не в чем ином, как в забвении, состоянии, помрачающем ум и уводящем от спасительного пути. Ведь всякий грех, совершаемый нами, причиняет боль, страдание (по-славянски — страсть) и оставляет какой-то след в душе, а иногда и на теле. Так вот забвение приводит к непрестанному повторению одних и тех же грехов. Очень часто люди, приходящие на исповедь, спрашивают: «Я давно раскаялся в этом грехе, я верю, что Господь простил меня, но почему нет мне покоя, я все время о нем вспоминаю?» Вот это и есть тот шрам, который остался от давно зажившей язвы, след того членовредительства, которое мы наносим себе своими грехами.

Так что не сомневайся Георгий, ты все сделал правильно. Что же касается твоих будущих детей, то шрам очень поможет тебе в их воспитании. Ведь с самого раннего детства они начнут спрашивать: что это? Вот тут ты им и расскажешь, что это след от детской глупости, и, что если они умные дети, то они должны учиться не на своих, а на чужих ошибках.
Для христиан не только допустимо, но и необходимо подобное исправление своих ошибок. Ведь Господь в Святом Евангелии требует от своих последователей самоотвержения: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). То есть, для Христианина нет ничего важнее следования за Христом, взяв свой крест.
Что же касается тщеславия и гордыни, о которых говорят близкие, то сам по себе шрам в духовной жизни не является ни уродством, ни украшением. Только сам Христианин проходя путь духовного становления может либо украсить себя смирением, либо обезобразить гордыней.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 10.09.2004

Верить ли в приметы? Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?

Ирина.
Ирина, приветствую тебя. Суеверия - это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.

Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого - дьяволу - совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других - зависть, для кого- то - ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае - суеверия.

Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие- то добрые поступки... Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто- то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много- много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.
Так почему все- таки приметы сбываются? Потому что наш враг - завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), - говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.
Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие - суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.

Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.


 

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой- то не душевной, а духовной отдачи от него. Как- то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком - это один из 3- х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение... Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь - бросить его и не встречаться ни с кем? - ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем- то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет...
Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов- ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:

Самое первое, что тебе нужно сделать, - это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.
Второе - нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба - это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.
А если уже совершен какой- то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище - целомудрие. (Слово “целомудрие” - церковно- славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” - крепкий, здоровый - и от глагола “мудрствовать” - рассуждать, размышлять).

Ответственность - один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.

О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом- победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?
- Что ты, батюшка, грех- то какой! - был ответ.

Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.
Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 17.09.2004

 

"Помни день субботний, чтобы святить его…" В вашей рубрике я прочитала ответ на вопрос: «Можно ли работать в праздники?» Спасибо. Но у меня вопрос в продолжение этой темы, если позволите. Я работаю каждый день с понедельника по пятницу, домой возвращаюсь около 8-9 часов вечера. У меня семья и ребенок. В воскресенье мы обязательно утром ходим на службу, иногда (но очень редко) получается попасть на субботнюю вечернюю службу. Часто приходится слышать, что христианин обязан быть на службе и вечером - в субботу, и утром - в воскресенье, кроме того, в воскресенье нельзя работать и ходить по магазинам. А у меня получается так, что все домашние дела ложатся на субботу и воскресенье. На душе очень неспокойно, не покидает чувство растерянности и вины. Но на мне лежит ответственность за семью. Подскажите, пожалуйста, как поступать. Я думаю, что в такой ситуации я не одинока.

С уважением, Галина.

На такие вопросы приходится отвечать часто, так как для очень многих единственная возможность заняться домашними делами — использовать для этого «день субботний» (у нас — воскресенье).

Заповедь о субботнем дне дана Богом еврейскому народу в глубокой древности. Почитание субботы осознавалось, как одно из знамений завета между Богом и людьми. По ветхозаветному закону побивали до смерти камнями нарушителей субботы (Числ. 15, 32). Иудеи так строго соблюдали покой праздничного дня, что однажды дали себя избить врагам, напавшим на них в день субботний, не взявшись за оружие. «Мы все умрем в невинности нашей», сказали они: и около 1000 человек допустили умертвить себя, не взявшись за оружие (1 Мак. 2, 37). Нужно помнить, что в Ветхом Завете именно буквальное исполнение закона вменялось в праведность. Книжники и фарисеи, учителя и исполнители закона, считались самыми благочестивыми представителями народа иудейского.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).

Христиане, исполняя заповедь о почитании седьмого дня, празднуют день воскресный, так как в этот день Христос воскрес из мертвых, победив Своей смертью смерть, ад и дьявола, и всему человечеству даровал жизнь вечную. И Святые Отцы говорят, что дело спасения человека (боговоплощение, страдания, смерть, воскресение и вознесение Христовы) превышает по своей значимости сотворение мира. То есть, спасение человека - это акт большей любви Божией к человеку, чем даже творение мира. Поэтому мы празднуем день воскресный. Почитание воскресного дня началось со времени Воскресения Христова. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, Христиан, «во едину от суббот», то есть в первый день недели, или воскресный день, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства причащения (Деян. 20, 7). В Апокалипсисе Иоанна Богослова также упоминается «день недельный», или воскресный (Апок. 1, 10).

Евангельское повествование очень часто говорит о том, что законники и фарисеи обвиняют Христа в нарушении субботы. Это обвинение в «разорении закона» они считали одним из самых важных, когда осудили Его на смерть. Христос проповедовал, что в субботу можно исцелять больных, изгонять бесов, творить дела милосердия, делать самое необходимое, подходить к почитанию субботы с точки зрения здравого смысла, а не буквы закона: «...сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу» (Лк. 14, 5), «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).

Господь Иисус Христос, устанавливая новый Завет со Своим народом, к которому мы, Христиане, относимся, дает более возвышенный, духовный закон: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12, 7).

Очевидно, и нам следует подходить к этому вопросу в духе евангельских заповедей. В условиях современной жизни посвятить праздничный день Богу — значит прийти ко всенощной службе накануне праздника, в самый праздник молиться на Божественной литургии, исповедаться, причаститься св. Христовых Таин. Придя же домой, принимаясь за домашние дела, не включить телевизор, не поругаться с соседями, а постараться сохранить душевный покой, ту духовную радость, которая так щедро подается нам в храме Божием.

 

Моя подруга глубоко верующая и много молится. Но она верит, будто в каждом доме есть домовой. Я ее убеждала, что домовой - это нечистая сила, но это не помогло. Пожалуйста, напишите в газете про это. Многие и сейчас продолжают верить во всяких «барабашек». Вам-то она поверит, она выписывает газету «Благовест».

Валентина Найденова, Татарстан, Камско-Устинский район, деревня Варварино.

Домовой - это еще одно суеверие, доставшееся нам в наследство от древнерусского язычества. Домовой - домашний божок, «идеальный хозяин», якобы помогающий семье. Своими корнями это суеверие уходит в почитание духов предков, известных под именем «чурила» или «щур». В случае беды к чуру обращались за помощью. Домового старались задобрить, ему делались жертвоприношения - каша, пироги.

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, но лицо около глаз и носа нагое. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем, как о почетном госте, и тогда, как думали, он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.

Он - причудливый проказник: кого полюбит, или чей дом полюбит, тому служит, а уж кого невзлюбит - так выживет и, чего доброго, со свету сживет. Услуга его бывает такая, что он чистит, метет, скребет и прибирает по ночам в доме, где что случится; особенно он охоч до лошадей: чистит их скребницей, гладит, холит, заплетает гривы и хвосты, подстригает уши и щетки; иногда он сядет ночью на коня и задает конец-другой по селу. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, свивает гриву в колтун и т.д.

В народе есть поверья о том, как и где домового можно увидеть глазами, если непременно захотеть (Толковый словарь В. Даля).

Даже при беглом взгляде можно заметить, что это одно из самых распространенных «божеств» в системе языческих верований древних славян - дух первопредка-хозяина. Это суеверие оказалось настолько стойким и живучим, что даже века христианства на Руси, которые смогли поколебать многие другие особенности языческого сознания, мало коснулись веры в домового, доверия к нему. Этого мало. В связи с вымиранием русских деревень и ростом городов демон-искуситель переселился в городские квартиры, общежития, принял новое обличие, поменял имя. Теперь он - барабашка, но дела его прежние. Он продолжает хулиганить, запирается в тумбочках, хлопает дверями, наводит страх на своих новых, беззащитных перед всякой нечистью хозяев. Как и в случаях с другими суевериями, вырабатывается ритуал поклонения твари вместо Творца, жизнь по системе правил, навязанной нам враждебной духовной реальностью. Происходит это от слабой веры в будущую жизнь и во всемогущество Божие, ведь обращение к духам и отступление от Бога происходит для того, чтобы удобно и безмятежно прожить в этой временной жизни, не трудясь над спасением безсмертной души. Земное благополучие покупается слишком дорого: ценой душевной погибели. Нужно помнить, что древних язычников, которые не знали Христа, Господь будет судить менее строго, чем нас, которые были призваны, дали обет при святом Крещении «отречься от сатаны и всех дел его, и всей гордыни его и служения» и сочетаться Христу. Поэтому для Православного христианина обращение к язычеству, поклонение всевозможным «духам» является тягчайшим грехом, равносильным отречению от веры Христовой.
Это к таким «православным» относятся Евангельские слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». (Лк. 12, 47 - 48).

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань. 24.09.2004

У Бога пропащих нет… Мой отец уважает только тех, кто к нему плохо относится, и часто повторяет, что в этом мире думать нужно только о себе. Я с ним не согласна, оттого он считает меня глупой и многим говорит, что у меня нет будущего. А когда умирает очередной его собутыльник, он впадает в жуткое уныние, уходит в запой и целыми днями пристает с унылыми рассказами о скончавшемся... Моя мама устала с ним бороться, принимает его оскорбления и отдает ему последние деньги на выпивку и сигареты, которые он выкуривает у себя в кровати, порой доводя дело до пожара. Говорить о чем-либо с ним безполезно. Посоветуйте, как мне помочь родителям и как относиться к отцу, чтоб не нарушить заповеди? Спаси вас Господи!
Раба Божия Надежда, 14 лет.

Здравствуй, Надежда. Что ж тебе ответить? Ты вполне уже взрослая девочка и можешь разобраться в той печальной ситуации, в которой по попущению Божию оказались твои близкие, родные люди и ты сама. Отец-алкоголик, по-видимому, всем доволен и не желает что-либо менять в своей жизни. Его взгляды (думать только о себе, «у его ребенка нет будущего», пьяные слезы о «друзьях») отчетливо свидетельствуют об алкогольной деформации личности, и слушать его пьяный бред тебе не следует. Это не потому, что ты не уважаешь отца, а потому, что это вредно для твоего душевного здоровья.

Ты совершенно права в том, что думать надо не только о себе. Вот и подумай о тех, кому ты можешь помочь, сделать какое-то доброе дело.

Если твоему отцу безполезно что-либо говорить, это не значит, что Господь совершенно отвернулся от него. У Бога нет пропащих. Он только ждет твоей молитвы о спасении его души. Ведь Господь любит не только праведников, но и грешников призывает к покаянию. Он пришел к нам, ходил по нашей земле, претерпел гонения, смерть, воскрес из мертвых, чтобы призвать грешных, очистить их и дать им жизнь вечную.

Подумай о твоей маме. От кого ей еще ждать помощи, как не от тебя, ее ребенка, самого близкого, дорогого ей человека! Вот и постарайся как-то утешить ее, приласкать, помочь по хозяйству, защитить от случайной обиды, уныния, отчаяния.

И еще последнее, - пожалуй, самое главное. Раз уж случилось так, что ты из-за безпробудного пьянства почти лишилась своего родного отца, ты должна найти себе отца духовного. Для этого нужно начать чаще ходить в Церковь, подходить к священникам, исповедоваться, причащаться. Тогда Господь, видя твое желание, обязательно укажет тебе того, кому Он поручит твою душу для духовного руководства. Э



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: