Пастухи, пребывая в поле, удостоились / поразительного светоносного явления; / ибо слава Господня озарила их, и Ангел взывал: / «Воспойте, ибо родился Христос, / Боже Отцов, благословен Ты!»
Внезапно, вместе со словом Ангела, / стали восклицать небесные воинства: / «Слава Богу в вышних, на земле мир, / среди людей благоволение: воссиял Христос; / Боже Отцов, благословен Ты!»
«Что это за речи?» – сказали пастухи, – / «Пойдем, посмотрим на случившееся, на божественного Христа». / Достигнув же Вифлеема, они вместе с Родившей / Ему поклонялись, воспевая: / «Боже Отцов, благословен Ты!»
Канон 2
Служителей яростно пожигает, / а юношей спасает с ревом клокочущая печь / семикратным усиленная разжжением, – / тех, кого венчало пламя по воле Господа, / за благочестие им обильно подававшего росу.
Слава: Христе-Заступник! Ты противника смертным посрамил, / имея воплощение Своим покровом неизреченно, / приняв ныне наш образ, неся нам обо́жения богатство, / за пожелание которого мы некогда / с высоты в бездны мрачные сошли.
И ныне: Дикий взором, в надмении неудержимый, / непристойно буйствовавший грех / как жалом уязвляемого мiра, / Ты всемогуществом Своим низверг; / а тех, кого увлек он прежде, / в сей день спасаешь от его сетей, / добровольно воплотившись, Благодетель.
Песнь 8
Канон 1
Ирмос: Окропляющая росою печь / представила образ сверхъестественного чуда: / ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, / как и огонь Божества утробы Девы, / в которую нисшел. / Поэтому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Влечет дочь Вавилона от Сиона / плененных отроков Давидовых к себе, / но сама волхвов, дары несущих, посылает / умолять принявшую в Себя Бога Дочь Давидову; / потому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Скорбь побудила орудия пения отложить, / ибо дети Сиона не пели в чуждых странах, – / но разрушает всякое заблуждение / и Вавилонское музыкальное согласие / из Вифлеема воссиявший Христос; / потому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Овладел Вавилон добычею / и захваченным царства Сионского богатством; / а Христос влечет в Сион его сокровища / и царей-звездочетов путеводною звездой; / потому воспоем песнь: / «Да благословляет все творение Господа / и превозносит во все века!»
Канон 2
Слава: Избегнув пагубы – боготворимым быть по заблуждению, – / подобно юношам все творение с трепетом / непрестанно воспевает ума́лившееся Слово, / мольбу недостойную приносить Ему страшась, / как естеством непостоянное, хотя и мудрое усердием.
И ныне: Приходишь Ты, народов Пробуждение, / возвращая заблудшее человеческое естество / с холмов пустынных на пастбище цветоносное, / явившись человеком и вместе – Богом по Своему промыслу, / чтобы насильственную мощь человекоубийцы усмирить.
Песнь 9
Канон 1
Ирмос: Таинство вижу / необычайное и чудное: / пещера – небо, престол Херувимский – Дева, / ясли – вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, / Которого мы в песнях величаем.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Волхвы, видя необычайное движение / неведомой новой звезды, недавно явившейся, / блиставшей ярче светил небесных, / уразумели, что на земле родился Царь Христос / в Вифлееме для спасения нашего.
«Где новорожденное Дитя», – вопрошали волхвы – / «Царь, Чья звезда явилась? / Ведь мы пришли для поклонения Ему». / Тогда безумный Ирод-богоборец тревожился / и в ярости намеревался убить Христа.
Точно выведал Ирод время явления звезды, / под водительством которой поклоняются / в Вифлееме Христу волхвы с дарами; / ею же направляемые в свое отечество, / они жестокого детоубийцу оставили осмеянным.
Канон 2
Слава: Видев тусклые образы и тени прошедшие / Слова, новым из заключенных дверей явившегося / и свет истины почитая, о Матерь чистая, / мы чрево Твое достойно благословляем.
И ныне: Достигнув желаемого / и удостоившись пришествия Бога, / ныне Христолюбивый народ ожидает / возрождения, ибо оно животворно; / подай же нам благодать, Дева Пречистая, / поклониться славе небесной!
Светилен
Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину, / ибо от Девы родился Господь.
КАНОН СВЯТОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ
Тропарь Кресту, глас 1
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твое, / победы православным христианам* над иноплеменными даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
* греч.: царям
КАНОН.
ТВОРЕНИЕ ГРИГОРИЯ СИНАИТА, ГЛАС 4
Песнь 1
Ирмос: Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
Крест всесильный, апостолов похвала, / преподобных утверждение, и верных зна́мение, / иерархов и мучеников слава, / победа и утверждение всех, восхваляющих тебя.
Крест всесвященный, четырехконечная Сила, / апостолов благолепие, и мучеников крепость; / здравием для немощных Ты явился, / мертвым – воскресением, падающим – возвышением.
Слава: Крест, ты будь мне силой, крепостью и мощью, / избави́телем и защитником против бо́рющихся со мной, / щитом и хранителем, победой и утверждением моим, / всегда сохраняя меня и укрывая.
И ныне: Когда узрела Ты, Всенепорочная, / на Кресте Своего Сына, / оружие скорби сердце Твое истерзало, / и в мучении восклицала Ты с рыданиями, / но тотчас прославила Креста силу.
Песнь 3
Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица, / – живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
Крест, преподобных оружие, / обоюдоострый меч Христов, / верным – украшение, болящим – исцеление и защита, / и воскресение уме́рших, Всесвященный.
Крест, основание благочестия, / бе́сам ты явился губителем, / Церквам – благолепием, – нечестивым погибелью, / врагам – посрамлением в день суда.
Слава: Крест живоносный, / ты будь мне крепостью и победой, / и щитом, и стеной неприступной; / бе́сов изгнанием, и помыслов угашением, / и ума моего сохранением.
И ныне: Распятие позорное, Дева Владычица, / Твой Сын претерпел, и смерть бесчестную. / Но вознесся и низверг противящиеся вражьи силы, / как бессмертный.
Господи, помилуй, трижды.
Седален, глас 8
В древние времена Иисус Навин / таинственно прообразовал Креста образ, / когда простер он руки крестовидно, / и остановилось солнце, / доколе он не истребил врагов, / сопротивлявшихся Тебе, Богу. / Ныне же оно померкло, / видя на Кресте, Тебя Спаситель мой, / разрушающего власть смерти / и ад разоряющего.
Песнь 4
Ирмос: Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
Ты – четырехконечный мiр, / и словно с тремя лезвиями меч / посекаешь начальников тьмы, нами изображаемый, / – Крест, великое оружие Христа и неодолимое, / победы зна́мение всесильное.
Твоя высота, Живоносный Крест, / воздушного князя бичует, / а глубина – закалывает всей бездны владыку, змия; / и снова – широту изображает, / низлагая князя мiра сего крепостью Твоею.
Слава: Вознесшись, ты привлек с собою падших, / воздвиг естество земное, / наравне с Престолом Божиим прославился, / – Крест, высота великая, мост для всего мiра, / душу мою из глубины страстей вознеси вскоре.
И ныне: Крестообразно, Пречистая Отроковица, / длани Твои распростерши к Воздвиженному на Кресте, / и молитвы, Богородица Дева, ныне принеси, / за всех с верою молящихся Тебе.
Песнь 5
Ирмос: Изумился весь мiр / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
Крест, ты – небесная лестница святыни, / восхождений наставник, Христова высота и слава, / Божий образ, начертанный мiру, / как невидимому, так и видимому, в равной мере.
Крест, образ неисчислимый силою, / освящение во́дам, очищение во́здуху, / освящение и просвещение всякому, / мужества знамение и скипетр Христов неизменный, / противников на землю повергающий.
Слава: Крест всесильный, низложи злочестивых врагов, / ненавидящих и хуля́щих тебя безумно, / язычников попали и усмири надменность их. / О Крест всесвятой и Христоносный, / сохрани нас мощью Твоею!
И ныне: Всех Царица Владычица! / Скипетром Рожденного Тобой / разрушь, Девица, восстание хуля́щих силу Креста. / Дай крепость и милость, победу и помощь / верным людям Твоим.
Песнь 6
Ирмос: Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
Крест – всех воскресение, / Крест – падших исправление, / страстей умерщвление и плоти пригвождение, / Крест – ду́шам слава и свет вечный.
Крест – врагов губитель, / Крест – злочестивым язва и пленение, / и верным могущество, / благочестивым хранитель и бе́сов гонитель.
Слава: Крест – страстей погибель, / Крест – по́мыслов отгнание; / Крест – язычникам испытание сокрушительное, / и злым духам он явился ловушкой.
И ныне: Крест воздвигается – / и падают полки воздушных ду́хов, / Крест нисходит – и нечестивые все ужасаются, / словно молнию видя крестную силу.
Господи, помилуй, трижды. Слава, и ныне:
Кондак, глас 4
Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих*, / подавая им победы над врагами, / – да имеют они помощь от Тебя, / оружие мира, непобедимый знак победы.
Икос: До третьего неба вознесенный в рай / и услышавший неизреченные и божественные слова, / которые невозможно пересказывать языками человеческими, – / что́ он Галатам пишет, / как прочли и узнали вы, любители Писаний? / «Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет, / разве только одним Крестом Господним, / на котором пострадав, Он убил страсти». / Так и мы все будем твердо держать его, / Крест Господень, как похвалу; / ибо для нас это спасительное Древо – / оружие мира, непобедимый знак победы.
Песнь 7
Ирмос: Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
О Троице, нераздельной и неслиянной, / естеством единой, богословствуем: / об Отце нерожденном, и рожденном Сыне, / и Святом от Отца исходящем Божественном Духе, / в гимнах воспевая: / «Благословен Бог отцов наших!»
Немеркнущими Твоими молниями, Триипостасный, / ума нашего очи озари, / чтобы созерцать сверх-су́щественную красоту Твою, Трисветлый, / – то́, что людям неведомо и недоступно Ангелам.
Слава: Благой Боже, прехвальный и всесильный! / Лучами света Твоего возведи из глубины / падшую мою душу, поскользнувшуюся, / лишенную света благодатного / и во тьму погрузившуюся.
И ныне: Крестообразно простерши руки, Чистая, / к Распростершему Свои руки на Древе Крестном / и вознесшему естество наше, / и умертвившему враждебные полки / молиться не прекращай.
Песнь 8
Ирмос: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
Вершиной страданий Христа, / и луком, и доспехами, и мечом, / оружием безотказным и силою непобедимой, / Христовым подножием и залогом победы над врагами, / зна́мением Царствия, скипетром верных / явился ты, Крест победоносный!
Возвысил ты наше падшее естество, / с распятием Христовым его воздвигнув; / высота Божественная, глубина неизреченная! / Ты, Живоносный Крест, благодатью преизобильный / – Христово зна́мение, и широта безмерная, / и непостижимой Троицы образ.
Слава: Устами, душою и сердцем / Крест Господень лобызая, / придите ныне, вознесем его все и возвеличим; / поклоняясь, воскликнем вместе / песнь чистейшую, возглашая: / «Радуйся, великое богатство, Крест, / Церкви украшение!»
И ныне: Древо жизни и спасения, / Древо бессмертия, Древо разума, / Древо трижды любезное, / непорочное и неприкосновенное, / Крест трехсоставный, почитаемое Древо: / ибо носит оно Троицы Триипостасной образ.
Песнь 9
Ирмос: Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»
Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честно́му.
Кто сделает слышными, как написано, / действия твои, любезный мiру Крест, / явления силы Божией и чудеса, / и уме́рших воскресение? / И весь мiр ты с собой вознес, / сам вознесенный к Богу, / многовожделенный.
Утверждение верным – Крест трижды блаженный, / зна́мение и похвала, Древо всесильное. / Крест Христов, великий и совершенный, / апостолам – похвала, преподобным – утверждение / и мученикам – крепость и сила, / верным – победа и хвала.
Слава: Радуйся, Крест, образ неописуемый и многоименный, / Древо преизобилующее дарами, / страшное и всеблаженное! / Радуйся, Крест всесвятой и всесильный! / Радуйся, хранитель жизни нашей, / Господень Крест много воспеваемый!
И ныне: Крест Драгоценный! / Будь мне хранителем души и тела, / образом своим бе́сов низлагая, / врагов отгоняя, страсти упраздняя, / и да́руя мне благословение, и жизнь и силу / содействием Святого Духа / и Пречистой священными мольбами.
Светилен, глас 2
Крест – хранитель всей вселенной, / Крест – красота Церкви, / Крест – царей могущество, / Крест – верных утверждение; / Крест – Ангелов слава / и демонов поражение.
Слава, и ныне, Крестобогородичен: Сто́я у Креста, Родившая Тебя без семени, / и горько се́туя, взывала: / «Увы, сладчайшее Чадо, / как Ты скрылся от очей Моих? / Как Ты к мертвым был причислен?»